Урок биологии «Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний» (5 класс)
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент и теория
Цель урока: сформировать представление о научном методе как совокупности основных способов получения новых знаний.
Задачи урока:
Предметные: развивать представление о многообразии методов изучения живой природы.
Метапредметные: понимать суть конкретного метода и сферу его применения; отличать наблюдение от эксперимента.
Личностные: применять некоторые научные методы биологии на практике.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, раздаточный материал для самостоятельной работы.
Основные понятия урока: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.
Деятельность учащихся: самостоятельная работа с материалом.
Ход урока:
Проверка знаний
Самостоятельная работа учащихся
Биология — система наук о живой природе.
Основные разделы биологии (дайте определение)
Ботаника _____________________________________________________
Зоология_____________________________________________________
Экология_____________________________________________________
Цитология____________________________________________________
Анатомия_____________________________________________________
Физиология __________________________________________________
Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. Связь биологии с другими науками (математика, география, и др.).
Напишите роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека ________________.
Подберите метод (соедини стрелочками метод и процесс)
«Растворение сахара в воде». | Измерение |
Рассмотрите в окно деревья на пришкольном участке. | Эксперимент |
«Растворение соли в воде». | Измерение |
«Измерить размеров семян фасоли» | Эксперимент |
«Измерить длину раковины моллюска» | Наблюдение, описание |
Изучение нового материала
Самостоятельная работа учащихся с текстом, заполнение таблицы.
Источники биологических знаний
Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
Сущность метода: восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях.
Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.
Описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание, как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.
Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.
Измерение. Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.
Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.
Эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.
Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.
Метод сравнения. Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.
Моделирование. Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.
Прочитав текст, заполните таблицу
№ п/п | Название метода | Сущность |
| | |
Домашнее задание
§2, определения и записи в тетради выучить. Выполнить практическую работу.
Практическая работа «Наблюдение за ростом корней и листьев лука».
Оборудование: луковица, стакан с водой, линейка, фотоаппарат.
Ход работы:
1.Поместите луковицу в стаканчик с водой.
2.Поставьте стаканчик в теплое, хорошо освещенное место.
3.Через каждые 2-3 дня измеряйте длину корней и листьев луковицы. Фотографируйте.
4.Данные записывайте в таблицу.
5.Наблюдайте за луковицей в течение 2 недель.
6. Данные обобщите в выводах. Сделать презентацию. ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ В ФОРМЕ ПРИЗЕНТАЦИИ ИЛИ НА ВАТМАНЕ.
Дата | Длина корней | Длина листьев | |
| | |
Вывод (Напишите, какими методами вы пользовались для проведения данной практической работы).