Урок биологии «Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 23 October 2022 в группе

Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент и теория

Цель урока: сформировать представление о научном методе как совокупности основных способов получения новых знаний.

Задачи урока:

Предметные: развивать представление о многообразии методов изучения живой природы.

Метапредметные: понимать суть конкретного метода и сферу его применения; отличать наблюдение от эксперимента.

Личностные: применять некоторые научные методы биологии на практике.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, раздаточный материал для самостоятельной работы.

Основные понятия урока: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.

Деятельность учащихся: самостоятельная работа с материалом.

Ход урока:

Проверка знаний

Самостоятельная работа учащихся

Биология  — система наук о живой природе.

Основные разделы биологии (дайте определение)

Ботаника _____________________________________________________

Зоология_____________________________________________________

Экология_____________________________________________________

Цитология____________________________________________________

Анатомия_____________________________________________________

Физиология __________________________________________________


Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. Связь биологии с другими науками (математика, география, и др.).

Напишите роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека ________________.







Подберите метод (соедини стрелочками метод и процесс)


«Растворение сахара в воде». 

Измерение

Рассмотрите в окно деревья на пришкольном участке.

Эксперимент

«Растворение соли в воде». 

Измерение

«Измерить размеров семян фасоли»

Эксперимент

«Измерить длину раковины моллюска» 

Наблюдение, описание



Изучение нового материала

Самостоятельная работа учащихся с текстом, заполнение таблицы.


Источники биологических знаний

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Сущность метода: восприятие  объектов природы  с  целью  получения  первичных  данных  для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях.

Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

Описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание, как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.

Измерение. Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

Эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

Метод сравнения. Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.

Моделирование. Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.


Прочитав текст, заполните таблицу


п/п

Название метода

Сущность






Домашнее задание

§2, определения и записи в тетради выучить. Выполнить практическую работу.


Практическая работа «Наблюдение за ростом корней и листьев лука».


Оборудование: луковица, стакан с водой, линейка, фотоаппарат.

Ход работы:

1.Поместите луковицу в стаканчик с водой.

2.Поставьте стаканчик в теплое, хорошо освещенное место.

3.Через каждые 2-3 дня измеряйте длину корней и листьев луковицы. Фотографируйте.

4.Данные записывайте в таблицу.

5.Наблюдайте за луковицей в течение 2 недель.

6. Данные обобщите в выводах. Сделать презентацию. ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ В ФОРМЕ ПРИЗЕНТАЦИИ ИЛИ НА ВАТМАНЕ.


Дата

Длина корней

Длина листьев





Вывод (Напишите, какими методами вы пользовались для проведения данной практической работы).







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.