Урок биологии «Биологические часы нашего организма» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Биологические часы нашего организма
В последние десятилетия стремительно развивается учение о биологических ритмах организма. Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Сейчас исследованием этой проблемы занимаются ученые разных стран и специальностей. Появились и новые разделы науки: хронофизиология, хроногигиена, хронопатология, хронотерапия, хронофармакология, которые связаны с ритмическими колебаниями функций нашего организма от молекулярного и клеточного уровня до целостного организма, от популяций до экологической системы. Практически все показатели жизнедеятельности организма: биохимические, физиологические, поведенческие обнаруживают ритмические колебания в различных, диапазонах частоты — от тысячных долей секунды до нескольких лет. При этом одна и та же функция организма (например, частота сердечных сокращений) изменяется одновременно в нескольких диапазонах. Различают биологические ритмы высокой частоты (до 0,5 ч), средней частоты (от 0,5 ч до 6 сут.) и низкой частоты (неполные) лунные, годичные и более длительные). Среди биологических ритмов имеются главенствующие водители и подчиненные — ведомые. Многие биологические ритмы сформировались в организме в ходе эволюционного процесса как приспособительные признаки к существованию в определенной среде (вспомните сезонные спячки животных, сезонные изменения в жизни растений, влияние сезонных изменений, на жизнь и самочувствие человека и т. д.). Это связано с периодичностью; изменений, времен года, интенсивностью солнечной радиации и многих других внутренних факторов, в соответствии с которыми организм меняет свои внутренние ритмы.
В процессе эволюции полезные для организма биологические ритмы генетически закрепились, и в организме развились специальные структуры, которые стали отвечать за регуляцию биологических ритмов. Они получили название «биологические или эндогенные, часы». Это условный термин, указывающий на способность организма ориентироваться во времени. В основе такой ориентации лежит строгая периодичность протекающих в клетках физико-химических процессов, т. е. эндогенные биологические ритмы. Запрограммированные генетически циклические изменения как бы подсказывали организму время суток или время года, подготовляя его таким образом к предстоящим изменениям в окружающей среде. Так, еще до пробуждения в организме несколько повышается температура тела, выделяется ряд гормонов, которые подготавливают организм к бодрствованию, активизируют деятельность органов пищеварительной системы. У человека функции эндогенных часов выполняет гипоталамус — отдел промежуточного мозга, который отвечает за постоянство внутренней среды организма. Он тесно связан с другими отделами головного мозга и особенно с гипофизом.
Существование внутренних биоритмов человека (т. е. наличие эндогенных часов) можно доказать следующим примером: если человека изолировать от привычной среды, например поместить в пещеру или специальную камеру, то и там будет продолжаться свойственная организму ритмическая деятельность. Эндогенные биоритмы сохраняются у человека и при перелетах на далекие расстояния— через несколько часовых поясов. При этом, несмотря на изменившиеся условия, организм продолжает существовать в прежних параметрах. Однако при всей устойчивости биоритмы очень чувствительны к внешним воздействиям. На них оказывает влияние освещённость, температура воздуха, атмосферное Давление, магнитные бури, солнечная" активность и другие геофизические факторы нашей планеты. Благодаря тому что эндогенные часы чувствительны к внешним воздействиям, им и удается согласовать функции организма с требованиями окружающей среды.
Большое значение в жизни организма имеет и индивидуальная изменчивость биологических ритмов. По их проявлению людей можно разделить на три категории: «жаворонков», «голубей» и «сов»; но существу это — деление по типам индивидуальной биологической ритмической активности. «Жаворонки» более деятельны в ранние утренние часы, «голуби» - в дневные а «совы» — в вечерние и ночные. Как известно, человечество делится по принадлежности к этим типам в соотношении примерно 15:30:35.
В: настоящее время у человека? выделено около 500 функций и процессов в организме, имеющих отношение к биологическим ритмам. Знание их и учет не только позволяют стимулировать функциональную деятельность его организма, но и приспособляться к неблагоприятным геофизическим факторам, которые существуют па нашей планете.
Все возможные варианты предусмотреть невозможно. Очевидно лишь одно, — нужно стараться приложить максимум усилий к тому, чтобы самые важные дела выполнялись в определенное время. Еда в определенные часы способствует хорошему усвоению пиши, успешному функционированию пищеварительной системы, нормальной жизнедеятельности всего организма, сохранению его здоровья на будущее. Приготовление уроков в одно и то же время (когда организм «готов» к началу занятий) помогает быстрее и лучше их выполнить.
Каждому индивидууму присущи специфические черты. И чём лучше человек их знает, тем легче ему «управлять» своим организмом.
Подумайте и ответьте, 1. Что такое биологические ритмы? 2. Где располагаются в организме человека биологические часы? 3. Что такое индивидуальная ритмическая активность? 4. На какие группы по биологическим ритмам можно, разделить людей?
5. Какое значение, имеет эволюционный процесс в формировании биологических ритмов? 6. Какое практическое значение имеет знание биоритмов человека? 7. Какие разделы науки появились в связи с изучением биологических ритмов человека?
8. Объясните содержание прилагаемого рисунка.
Объясните значение терминов: хронофизиология, хроногёнетика, хронопатология, хронотерапия, хронофармакология, эндогенные часы, гипоталамус, гипофиз, «жаворонки»; «голуби», «совы», биоритмическая система.
Биологические часы нашего организма.
Время внутри нас. Биологические часы
КАК РАБОТАЮТ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ ЧЕЛОВЕКА?
Сбились биологические часы: что делать
Как настроить свои биологические часы?
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html