Урок биологии «10 основных ошибок, допускаемых в ЕГЭ по биологии» (9–11 класс)
БИОЛОГИЯ: 10 основных ошибок, допускаемых в ЕГЭ
Задание № 6 |
Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Родословные. Решение биологической задачи |
1 балл |
Задание № 28 |
Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации |
3 балла |
Тема «Генетика» относится к разделу школьной программы «Общая биология», изучается в 9 классе и в 10 или 11 классе (в зависимости от УМК, выбранного школой):
в 9 классе на тему отведено недостаточное количество часов, чтоб ученики смогли освоить решение разных типов задач,
в старшей школе при изучении биологии на базовом уровне – тоже.
и при изучении биологии на профильном уровне данная тема сложна для обучаемых, поэтому при решении задач по генетике допускаются ошибки, чаще всего в данных четырёх типах задач:
Генетика: задача на неполное доминирование
ЕГЭ. Ошибка - 1.
DOCX / 17.6 Кб
Ошибка 1. Генетика: задача на неполное доминирование.
У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.
Правильное решение:
Дано: АА - красн. аа - бел. Аа - роз.
ВВ - уз. ввшир. Вв-промеж.
Р: ♀ АаВв ♂ ааВВ |
Решение:
Р: ♀ АаВв х ♂ааВВ
F1: АаВВ, АаВв, ааВВ, ааВв роз. уз. роз. пр.. бел. уз. бел.пр.. |
F1 - ?
Ответ:
- тип скрещивания: неполное доминирование (промежуточный характер наследования)
- генотипы родителей: ♀ АаВв и ♂ ааВВ
- генотипы потомства: АаВВ, АаВв, ааВВ, ааВв
Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 1
1. Неполное доминирование
PPTX / 539.73 Кб
Генетика: задача на кроссинговер
ЕГЭ. Ошибка - 2
DOCX / 20.25 Кб
Ошибка 2. Генетика: задача на кроссинговер.
При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.
Правильное решение:
|
Дано: Р: ♀ глад.окр. ♂ морщ.неокр. F1 : глад.окр.
F2 при анализр. скрещ:
|
Решение:
F1 : глад.окр. ↓ А – гладкие, а - морщинистые, В - окрашенные, в-неокрашенные
Отсюда: Р: ♀ААВВ х ♂аавв F1:АаВв |
||
|
Р - ?, F1 - ?, F2- ? |
|||
|
|
|
|
|
- F1:♀АаВв х ♂ аавв
(анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой)
G: |
АВ |
ав |
|
|
Ав |
|
|
|
аВ |
|
|
|
ав |
|
|
F2: |
АаВв (глад.окр.) – 7115 ; аавв (морщ. неокр.) - 7327; ааВв (морщ.окр.) - 218; Аавв(глад.неокр.) - 289 |
примерно - 49% примерно - 49% примерно – 1% примерно - 1% |
|
Ответ:
- генотипы родителей:♀ААВВ и ♂аавв
- генотипы потомства:F1:АаВв
- в F2 проявляется закон сцепленного наследования генов: в потомстве получается больше особей с генотипами родителей и небольшая часть со смешанными признаками, что говорит о том, что идет кроссинговер – образуется примерно 2% кроссоверных гамет
Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 2
2. Кроссинговер
PPTX / 711.29 Кб
Генетика: построение хромосомных карт
ЕГЭ. Ошибка - 3
DOCX / 17.68 Кб
Ошибка 3. Генетика: построение хромосомных карт.
Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления в Х-хромосоме между генами А и В составляет 7%, между генами А и С– 18%, между генами С и В –25%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Будет ли происходить с равной вероятностью нарушение сцепления этих генов у самцов и самок? Ответ поясните.
Правильное решение:
- Частота нарушений сцепления – это частота кроссинговера.
- Частота кроссинговера (% всех кроссоверных гамет) – это расстояние между генами (в Морганидах)
Между С и В – самое большое расстояние, значит, они находятся по краям.
Сумма двух других расстояний (А-С и А-В) равна самому большому, значит, А находится между В и С:
В А С
6М 18М
Так как гены А, В и С находятся в Х-хромосоме, то
- нарушения сцепления будет происходить у самок (у них две Х-хромосомы, а нарушения сцепления происходит после конъюгации гомологичных хромосом и обмена генами)
- у самцов половые хромосомы – ХУ, они не гомологичны (Х-хромосоме конъюгировать и обмениваться генами не с кем), поэтому у самцов нарушение сцепления происходить не будет.
Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 3
3. Хромосомные карты
PPTX / 415.91 Кб
Генетика: задача на родословные
ЕГЭ. Ошибка - 4
DOCX / 60.85 Кб
Ошибка 4. Генетика: задача на родословные.
По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Ответ обоснуйте. Определите генотипы родителей 1, 2 и потомков 3, 5, 6, 7. Определите вероятность рождения у родителей 3, 4 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом.
/data/files/z1560852147.png (0x0)
Правильное решение:
- признак рецессивный, сцеплен с полом (т.к. болеют только мужчины)
- генотипы родителей: ♀ХАХах ♂ ХА У
- генотипы потомков: F1: №3 - ♀ХАХа, №4 - ♂ ХА У,
- вероятность рождения у родителей 3, 4 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом – 25%
Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 4
4. Родословные
PPTX / 755.27 Кб
Задание № 3 |
Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи |
1 балл |
Задание № 27 |
Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации |
3 балла |
Тема «Цитология» относится к разделу школьной программы «Общая биология», изучается в 9 классе и в 10 или 11 классе (в зависимости от УМК, выбранного школой):
в 9 классе на тему отведено недостаточное количество часов, чтоб ученики смогли освоить решение разных типов задач,
в старшей школе при изучении биологии на базовом уровне – тоже.
и при изучении биологии на профильном уровне данная тема сложна для обучаемых, поэтому при решении задач по цитологии допускаются ошибки, чаще всего в данных шести типах задач:
ЕГЭ. Ошибка - 5
DOCX / 17.31 Кб
Ошибка 5. Цитология: задача по теме «ДНК».
Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК?
Правильное решение:
Σ(А) = 400, Σ(Т) = 400, Σ(Г) = 350, Σ(Ц) = 350
Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 5
Цитология: задача по теме «Биосинтез белка: код ДНК»
ЕГЭ. Ошибка - 6
DOCX / 17.42 Кб
Ошибка 6. Цитология: задача по теме «Биосинтез белка: код ДНК»
Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов на участке гена, который кодирует первичную структуру этого полипептида, число кодонов на и-РНК, соответствующее этим аминокислотам, и число молекул т-РНК, участвующих в биосинтезе этого полипептида.
Правильное решение:
60 нуклеотидов, 20 кодонов, 20 молекул т-РНК
Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 6
6. Биосинтез белка
PPT / 1.05 Мб
Цитология: задача по теме «Определение аминокислотного состава белка»э
ЕГЭ. Ошибка - 7
DOCX / 25.35 Кб
Ошибка 7. Цитология: задача по теме «Определение аминокислотного состава белка»
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК.
Правильное решение:
/data/files/g1560852379.png (0x0)
Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 7
7. Определение аминокислот
PPT / 960.5 Кб
Цитология: задача по теме «Митоз и мейоз»
ЕГЭ. Ошибка - 8
DOCX / 18.37 Кб
Ошибка 8. Цитология: задача по теме «Митоз и мейоз»
Хромосомный набор соматических клеток картофеля равен 48. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках при мейозе в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.
Правильное решение:
- Соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом – 48 (2n2c).
- Перед началом мейоза в интерфазе - удвоение ДНК: 48 хромосом, 96 ДНК (2n4c).
- 1 деление редукционное. В мейоз 2 вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c) и в метафазе мейоза II хромосомы выстроены по экватору - хромосомный набор не изменяется: 24 хромосомы, 48 ДНК (n2c).
Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 8
Цитология: задача по теме «Гаметогенез»
ЕГЭ. Ошибка - 9
DOCX / 17.83 Кб
Ошибка 9. Цитология: задача по теме «Гаметогенез»
В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом при сперматогенезе в клетках зоны созревания в конце первого деления.
Правильное решение:
Ответ: 28
Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 9
Цитология: задача по теме «Циклы развития растений»
ЕГЭ. Ошибка - 10
DOCX / 18.17 Кб
Ошибка 10. Цитология: задача по теме «Циклы развития растений»
Установите соответствие междустадией развития папоротника и её плоидностью:
СТАДИЯ |
ПЛОИДНОСТЬ |
А) спора Б) заросток В) зрелый спорофит Г) молодой спорофит Д) гамета Е) зигота |
1) гаплоидная 2) диплоидная |
Правильное решение:
112212
Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 10
Елена Владимировна