12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Екатерина Николаевна1361
Я-учитель биологии, работаю в школе уже 34-ый год. Очень люблю свою работу.
Россия, Кировская обл., пгт Восточный

БИОЛОГИЯ: 10 основных ошибок, допускаемых в ЕГЭ

Задание

№ 6

Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Родословные. Решение биологической задачи

1 балл

Задание

№ 28

Решение задач по генетике

на применение знаний в новой ситуации

3 балла

Тема «Генетика» относится к разделу школьной программы «Общая биология», изучается в 9 классе и в 10 или 11 классе (в зависимости от УМК, выбранного школой):

в 9 классе на тему отведено недостаточное количество часов, чтоб ученики смогли освоить решение разных типов задач,

в старшей школе при изучении биологии на базовом уровне – тоже.

и при изучении биологии на профильном уровне данная тема сложна для обучаемых, поэтому при решении задач по генетике допускаются ошибки, чаще всего в данных четырёх типах задач:

 

Генетика: задача на неполное доминирование

ЕГЭ. Ошибка - 1.
DOCX / 17.6 Кб

Ошибка 1. Генетика: задача на неполное доминирование.

У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

 

Правильное решение:

Дано:

АА - красн.

аа  - бел.

Аа - роз.

 

ВВ - уз.

ввшир.

Вв-промеж.

 

Р:  ♀ АаВв

     ♂  ааВВ

Решение:

 

Р:  ♀ АаВв   х    ♂ааВВ

G:

АВ

аВ

 

Ав

 

 

аВ

 

 

ав

 

 

F1:  АаВВ,         АаВв,         ааВВ,         ааВв

       роз. уз.      роз. пр..      бел. уз.      бел.пр..

F1  -  ?

Ответ:

  1. тип скрещивания: неполное доминирование (промежуточный характер наследования)
  2. генотипы родителей: ♀ АаВв   и   ♂ ааВВ
  3. генотипы потомства: АаВВ,          АаВв,         ааВВ,         ааВв

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 1

1. Неполное доминирование
PPTX / 539.73 Кб

 

Генетика: задача на кроссинговер
ЕГЭ. Ошибка - 2
DOCX / 20.25 Кб

Ошибка 2. Генетика: задача на кроссинговер.

При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1  получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1,  F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

 

Правильное решение:

 

Дано:     

Р: ♀ глад.окр.

    ♂ морщ.неокр.

F1 : глад.окр.

 

F2 при анализр. скрещ:

  • глад.окр.- 7115
  • морщ. неокр. - 7327
  • морщ.окр. -218
  • глад.неокраш.- 289

 

Решение:

 

  1. Р: ♀глад.окр. х  ♂морщ.неокр.

 

F1 : глад.окр.

               ↓

            А – гладкие, а - морщинистые,

            В - окрашенные, в-неокрашенные

 

Отсюда:

Р: ♀ААВВ  х  ♂аавв

F1:АаВв

 

Р - ?, F1 - ?, F2- ?

 

 

 

 

 

         
  1. F1:♀АаВв   х  ♂ аавв

(анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой)

G:

АВ

ав

 

Ав     

 

 

аВ

 

 

ав

 

       
 

F2:

АаВв (глад.окр.) – 7115 ;

аавв (морщ. неокр.) - 7327;

ааВв (морщ.окр.) - 218;

Аавв(глад.неокр.) - 289

примерно  - 49%

примерно  - 49%

примерно  – 1%

примерно  - 1%

 

 

 

 

Ответ:

  • генотипы родителей:♀ААВВ   и   ♂аавв
  • генотипы потомства:F1:АаВв
  • в F2 проявляется закон сцепленного наследования генов: в потомстве получается больше особей с генотипами родителей и небольшая часть со смешанными признаками, что говорит о том, что идет кроссинговер – образуется примерно 2% кроссоверных гамет

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 2

2. Кроссинговер
PPTX / 711.29 Кб

 

Генетика: построение хромосомных карт
ЕГЭ. Ошибка - 3
DOCX / 17.68 Кб

 

Ошибка 3. Генетика: построение хромосомных карт.

Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления в Х-хромосоме между генами А и В составляет 7%, между генами А и С– 18%, между генами С и В –25%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Будет ли происходить с равной вероятностью нарушение сцепления этих генов у самцов и самок? Ответ поясните.

Правильное решение:

  • Частота нарушений сцепления – это частота кроссинговера.
  • Частота кроссинговера (% всех кроссоверных гамет) – это расстояние между генами (в Морганидах)

Между С и В – самое большое расстояние, значит, они находятся по краям.

Сумма двух других расстояний (А-С и А-В) равна самому большому, значит, А находится между В и С:

В     А             С

6М      18М

 

Так как гены А, В и С находятся в Х-хромосоме, то

  • нарушения сцепления будет происходить у самок (у них две Х-хромосомы, а нарушения сцепления происходит после конъюгации гомологичных хромосом и  обмена генами)
  • у самцов половые хромосомы – ХУ, они не гомологичны (Х-хромосоме конъюгировать и обмениваться генами не с кем), поэтому у самцов нарушение сцепления происходить не будет.

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 3
3. Хромосомные карты
PPTX / 415.91 Кб

 

Генетика: задача на родословные


ЕГЭ. Ошибка - 4
DOCX / 60.85 Кб

 

Ошибка 4. Генетика: задача на родословные.

По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Ответ обоснуйте. Определите генотипы родителей 1, 2 и потомков 3, 5, 6, 7. Определите вероятность рождения у родителей 3, 4 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом.

/data/files/z1560852147.png (0x0)

 

Правильное решение:

  • признак рецессивный, сцеплен с полом (т.к. болеют только мужчины)
  • генотипы родителей: ♀ХАХах  ♂ ХА У
  • генотипы потомков: F1: №3 -  ♀ХАХа, №4 - ♂ ХА У,
  • вероятность рождения у родителей 3, 4 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом – 25%

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 4

4. Родословные
PPTX / 755.27 Кб

 

Задание

№ 3

Генетическая информация в клетке.

Хромосомный набор, соматические и половые клетки.

Решение биологической задачи

1 балл

Задание

№ 27

Решение задач по цитологии

на применение знаний в новой ситуации

3 балла

 

Тема «Цитология» относится к разделу школьной программы «Общая биология», изучается в 9 классе и в 10 или 11 классе (в зависимости от УМК, выбранного школой):

в 9 классе на тему отведено недостаточное количество часов, чтоб ученики смогли освоить решение разных типов задач,

в старшей школе при изучении биологии на базовом уровне – тоже.

и при изучении биологии на профильном уровне данная тема сложна для обучаемых, поэтому при решении задач по цитологии допускаются ошибки, чаще всего в данных шести типах задач:


ЕГЭ. Ошибка - 5
DOCX / 17.31 Кб

 

Ошибка 5. Цитология: задача по теме «ДНК».

Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК?

 

Правильное решение:

Σ(А) = 400, Σ(Т) = 400, Σ(Г) = 350, Σ(Ц) = 350

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 5

5. ДНК
PPT / 1.06 Мб

 

Цитология: задача по теме «Биосинтез белка: код ДНК»


ЕГЭ. Ошибка - 6
DOCX / 17.42 Кб

 

Ошибка 6. Цитология: задача по теме «Биосинтез белка: код ДНК»

Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов на участке гена, который кодирует первичную структуру этого полипептида, число кодонов на и-РНК, соответствующее этим аминокислотам, и число молекул т-РНК, участвующих в биосинтезе этого полипептида.

 

Правильное решение:

60 нуклеотидов, 20 кодонов, 20 молекул т-РНК

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 6

6. Биосинтез белка
PPT / 1.05 Мб

 

Цитология: задача по теме «Определение аминокислотного состава белка»э

ЕГЭ. Ошибка - 7
DOCX / 25.35 Кб

 

Ошибка 7. Цитология: задача по теме «Определение аминокислотного состава белка»

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК.

Правильное решение:

/data/files/g1560852379.png (0x0)


Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 7

7. Определение аминокислот
PPT / 960.5 Кб

 

Цитология: задача по теме «Митоз и мейоз»


ЕГЭ. Ошибка - 8
DOCX / 18.37 Кб

 

Ошибка 8. Цитология: задача по теме «Митоз и мейоз»

Хромосомный набор соматических клеток картофеля равен 48. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках при мейозе в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.

Правильное решение:

  • Соматические клет­ки  со­дер­жат ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом – 48 (2n2c).
  • Перед на­ча­лом мей­о­за в ин­тер­фа­зе - удво­е­ние ДНК: 48 хро­мо­сом, 96 ДНК (2n4c).
  • 1 де­ле­ние ре­дук­ци­он­ное. В мейоз 2 всту­па­ют 2 до­чер­ние клет­ки с га­п­ло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом (n2c) и в ме­та­фа­зе мей­о­за II хро­мо­со­мы выстроены по эк­ва­то­ру  - хромосомный набор не изменяется: 24 хро­мо­сомы, 48 ДНК (n2c).

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 8

8. Митоз. Мейоз
PPT / 1.54 Мб

 

Цитология: задача по теме «Гаметогенез»


ЕГЭ. Ошибка - 9
DOCX / 17.83 Кб

 

Ошибка 9. Цитология: задача по теме «Гаметогенез»

В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом при сперматогенезе в клетках зоны созревания в конце первого деления.

 

Правильное решение:

Ответ: 28

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 9

9. Гаметогенез
PPT / 1.15 Мб

 

Цитология: задача по теме «Циклы развития растений»


ЕГЭ. Ошибка - 10
DOCX / 18.17 Кб

 

Ошибка 10. Цитология: задача по теме «Циклы развития растений»

Установите соответствие междустадией развития папоротника и её плоидностью:

СТАДИЯ

ПЛОИДНОСТЬ

А) спора

Б) заросток

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

Д) гамета

Е) зигота   

1) гаплоидная

2) диплоидная

 

Правильное решение:

112212

 

Практический совет для школьников, который поможет закрепить информацию по данной теме: см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ - 10

10. Циклы развития растений
PPT / 1.39 Мб

Опубликовано в группе «Проект «10 основных ошибок, допускаемых в ЕГЭ (ГИА)»»


Комментарии (1)

Елена Владимировна, 10.07.19 в 19:19 0 Ответить Пожаловаться
Люблю генетику! Отличная разработка!!!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.