12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна636
Россия, Хакасия респ., Аскиз

Биология - наука о живой природе
DOCX / 31.29 Кб

/data/files/u1605689081.docx (Биология - наука о живой природе)Технологическая карта урока

Биология - наука о живой природе

5 класс

Цель: дать представление о биологии как науке, о живом.

Задачи:

- воспитывающая: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде;

- развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу;

- обучающая: выявить представление о многообразии живых организмов, области распространения жизни и роли биологических знаний в жизни человека.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок с использованием учебного кинофильма.

УУД: личностные: считаться с мнением других людей, проявлять доброжелательность в дискуссии, умение подводить итог урока;

регулятивные: оценивать уровень владения информацией;

коммуникативные: составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Формируемые результаты:

предметные результаты:

учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «биология», «экология», «биосфера»;

метапредметные результаты:

учащиеся должны уметь:

- получать биологическую информацию из различных источников;

личностные результаты:

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение слушать и слышать других.

Основные понятия: биология, ботаника, зоология, антропология, экология, биосфера.

Межпредметные связи: информатика, физическая культура.

Тема самообразования: формирование у учащихся умения проектировать, исследовать и анализировать биологические объекты и системы как способ достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Оборудование: таблица «Биосфера»;

дидактический материал «Биосфера – область распространения жизни», «Объекты живой и неживой природы»;

дидактическая карточка «Введение в ботанику»;

видеофрагменты «Биосфера», «Значение биологии» (диск «Биология 5 класс»);

мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки.

Необходимые записи на доске до начала урока: -





Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент



1.Познакомиться с учениками;

2.помочь правильно оформить титульный лист рабочей тетради;

3.познакомить учеников со структурой учебника.

Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Надежда Ивановна Шевченко. Запишите, пожалуйста, в дневниках. Теперь я бы хотела познакомиться с вами.

В этом году мы начинаем изучать новый предмет «Биология». Данный предмет у вас будет проходить один раз в неделю.

На уроке нам потребуются, ручка с синей пастой, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, тетрадь для контрольных работ в клеточку, рабочая тетрадь.

Сегодня на урок вы принесли тетрадь. Тетрадь и дневник – это ваше «лицо». Все записи в тетрадях должны быть аккуратными. Тетрадь необходимо обернуть обложкой. Оформим титульный лист тетради.

Тетрадь

для работ по биологии

ученика (цы) 5а (б) класса

МБОУ Калининская СОШ

ФИ ученика

Также нам понадобиться учебник под редакцией Владимира Васильевича Пасечника, автора более 150 научных работ.

В начале учебника имеется оглавление, по которому можно быстро найти расположение нужного параграфа. Посмотрите, что мы будем изучать в 5 классе на уроке биологии.

Откроем параграф 1. В параграфе имеются слова, которые выделены курсивом – это термины, которые необходимо выучить. Также основные понятия даны в конце каждого параграфа. В учебнике много иллюстрационного материала, который поможет вам лучше понять содержание текста.

Записывают в дневниках сведения об учителе.



Дети представляются.


Слушают учителя.













Оформляют титульный лист рабочей тетради.









Знакомятся с содержанием учебника.




Бактерии, грибы, растения.

Открывают параграф 1.

Личностные: проявление уважительного отношения к учителю.

Изучение нового материала


Выяснить, что знают ученики о значении биологии;


Зачем нам нужно изучать биологию?










































Посмотрим видеофрагмент «Значение биологии» (диск «Биология 5 класс»).

Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Значение биологии тесно связано со многими сторонами практической деятельности человека – сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.

Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов – селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов растений и пород животных.

Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.

Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.

Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решать проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Просматривают видеофрагмент «Значение биологии».

Коммуникативные: составление устных монологических высказываний.


Сформулировать тему урока;

Какую тему мы сегодня будем изучать?

Запишем в тетрадях число и тему урока «Биология – наука о живой природе».

Формулируют тему урока.

Записывают число и тему урока в тетрадь.




Закрепить знания об особенностях живых организмов

Что же такое живая природа? Чем живая природа отличается от неживых объектов?



У вас на партах имеются таблицы «Объекты живой и неживой природы». Назовите представителей живой природы.



Живые организмы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.




Ель, заяц, птицы, трава, деревья.

Личностные: проявление доброжелательности в дискуссии.

Коммуникативные: приведение убедительных доказательств



Доказать, что биология – комплексная наука



Биология с греческого переводится «биос» - жизнь, «логос» - учение, наука. Запишем перевод термина «биология» в тетрадь.

Термин «Биология» был введен в 1802 году Жаном Батистом Ламарком и Лудольфом Кристианом Тревиранусом.


Пользуясь учебником, докажите, что биология – это комплексная наука.












Запишем в тетради определения терминов «Ботаника», «Зоология», «Антропология», «Экология».






Записывают перевод термина «биология» в тетрадь.



Доказывают, что биология – это комплексная наука.

Биология – это комплекс наук. В неё входят:

Ботаника – наука о растениях;

Зоология – наука о животных;

Антропология – наука о человеке.

Экология (от греческих слов «ойкос» - дом, «логос» - учение, наука) – наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой.

И много других отраслей.


Записывают определения терминов «Ботаника», «Зоология», «Антропология», «Экология».

Познавательные: извлечение информации из литературы.

Первичное закрепление материала




Закрепить полученные знания




У вас на партах имеются дидактические карточки «Введение в ботанику». В течение 2 минут выполните задания под римскими цифрами I и II.


Проверим правильные ответы.




Выполняют задания «Введение в ботанику» под римскими цифрами I и II.

Личностное: уважительное отношение к одноклассникам.



Изучение нового материала

Определить области распространения живых организмов


Ребята, как вы думаете, где могут обитать живые организмы?

Область распространения живых организмов называется «биосфера»


«Сфера» с греческого переводится как «шар».


На доске и на ваших партах имеются таблицы «Биосфера – область распространения жизни». Глядя на них, скажите, в каких пределах существует жизнь.












Посмотрим видеофрагмент «Биосфера».


В воде, в земле, на суше.

Определяют понятия: «биосфера».


Записывают определение.








Работают с раздаточным материалом.

Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферы, почву, верхний слой литосферы. Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 15 – 20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10 – 11 километров. В литосфере жизнь местами проникает на глубину до трёх и более километров.

Просматривают видеофрагмент «Биосфера».

Познавательные: извлечение информации из раздаточного материала и просмотра видео.

Физ. минутка



Отдохнуть от умственного труда

Теперь немного отдохнём и выполним физические упражнения.

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Выполняют упражнения под текс стихотворения.


Закрепление пройденного материала



Закрепить полученные знания

Предлагает записать термины «Литосфера, атмосфера, гидросфера» в тетрадь

У нас осталось выполнить задание под римской цифрой III c дидактической карточки «Введение в ботанику».


Итак, ребята. С какими терминами мы сегодня познакомились?


Что такое биология?


Как называется сфера жизни, или область распространения живых организмов?


Что такое экология?



Зачем нам нужно изучать биологию? Где в своей жизни нам необходимы знания, которые мы получим на уроках биологии?

Записывают термины в тетрадь.





Отвечают устно на вопросы с дидактической карточки.

Отвечают устно на вопросы учителя:


Биология, экология, биосфера.


Биология – наука о живой природе.



Биосфера.

Экология - наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой.

Знания биологии помогут вывести новые сорта растений, породы животных; изготовить новые лекарства и т.д. Мы будем знать какие растения съедобные, а какие ядовиты и что необходимо делать при отравлении грибами. Сможем оказать первую медицинскую помощь и т.д.

Личностные: умение подводить итог урока.

Домашнее задание



Молодцы! Запишем домашнее задание. § 1, выучить определения, которые даны в тетради. Нарисовать на последнем листе тетради, что изучает биология.

Записывают в дневники домашнее задание.


Индивидуальное домашнее задание


Также на следующий урок необходимо подготовить краткую биографию о Жане Батисте Ламарке и Лудольфе Кристиане Тревиранусе.

Два ученика выбирают себе ученого, про которого будут рассказывать на следующий урок.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.