Конспект занятия в средней группе на тему «Благодарное слово»
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему «Благодарное слово».
Цель: Формирование у детей духовно - нравственных и социокультурных ценностей.
Задачи: Раскрыть ценности доброго слова и доброго дела в жизни человека, а также значение благодарного словак близким людям, родной земле, природе.
Развивать взаимодействия детей и взрослых, речь, внимание детей, художественно-творческие навыки.
Воспитывать вежливость, умение высказываться, не перебивая друг друга, слушать ответы других.
Предварительная работа: чтение произведения Н.К.Абрамцева «Правдивая история о садовнике», Е.Фролова «Кто вырастил яблочко». В уголок родителям наглядная информация «Поразмышляйте вместе с детьми о смысле следующих пословиц»
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия
Здравствуй солнце золотое
Здрвствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок
Мы живём в одном краю
Всех мы вас приветствуем
( Детистоятв кругу).
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем мы большими быть, можем маленькими быть
Но никто один не будет
В-ль: Ребята,сегодня курьер принес нам корзину с яблоками. Интересно, от кого она может быть. Здесь, конечно есть записочка, но может быть вы сами догадаетесь?
В-ль: Правильно, от жителей маленького городка
Воспитатель: Ребята! Садитесь поудобнее. Послушаем и посмотрим на ширме рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?»
Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:
– Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама.
– Не меня благодари, Настенька, – ответила мама, – а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
– Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку. – Дедушка, – сказала Настенька, – спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
– Не меня благодари, девочка, а солнышко, – улыбнулся садовник, – без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот кого нужно благодарить!», – обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
– Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
– И мама, и яблоня, и садовник, – все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.
После просмотра дети отвечают на вопросы.
Минутка для размышления прошла. Теперь повернёмся лицом к гостям и поделимся с ними своими мыслями
-Кого благодарила Настенька за вкусные яблочки? (маму, яблоньку, садовника, солнышко)
- Какими словами она всех благодарила? (спасибо)
– Какое благодарное слово употребляется в этом рассказе?
- Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?
- Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?
– Должны ли мы быть благодарными не только людям, но и природе?
Надо быть внимательными, искать то, за что можно благодарить .
- Ребята! А теперь отдохнём: Дыхательное упражнение «Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит « Мы- одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!( Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей) А теперь подышим вместе! (Вдох- все делают шаг вперёд. Выдох-все делают шаг назад, Вдох- все делают 2 шага вперёд, выдох- все делают 2 шага нахзад). Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое и доброе сердце(Стук-шаг вперёд, стук-шаг назад.) Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе»
А теперь наши ножки побежали по дорожке. Физкультминутка: Ножки, ножки бежали по дорожке, бежали мимо дома, бежали мимо леса. Прыг-скок, прыг-скок, прибежали на лужок. Прибежали на лужок, сели дружно все в кружок.
2. Работа над рассказом Н.К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике»
В-ль: Совсем недавно мы с вами прочитали рассказ «История о садовнике»
Беседа по вопросам:
-Какими были жители маленького городка? (добрыми, отзывчивыми, вежливыми)
- Какой сад рос вокруг маленького городка? (Яблоневый, вишневый, персиковый)
Кому записки - приглашения написала хозяйка яблоневого сада? (Пекарю)
Вишневого сада? (гончару)
Персикового сада? ( аптекарю)
- Кто получил эти приглашения ? (садовник)
- Ребята, скажите пожалуйста, как так получилось, что садовник получил эти записки - приглашения? (Их унес озорной ветерок и осторожно опустил в сад садовника)
- Как садовник сумел заменить уважаемого пекаря? (Садовник подарил хозяйке букет цветов «золотистые шары»)
-Умелого гончара? ( Садовник подарил букет красных тюльпанов)
- Почтенного аптекаря? ( Садовник подарил девочке букет фиалок)
- Какими словами отблагодарили садовника хозяйки яблоневого, вишневого и персикового садов? (Милый, уважаемый садовник большое пребольшое спасибо)
- Кому и за что благодарны вы? (Ответы детей)
В-ль: Молодцы ребята, спасибо за ваши ответы.
3. Сейчас мы с вами немного поиграем, вырастим цветок благодарности
Ветер с травкою играет
Стебельки её качает
Мы в траве нашли цветок
Синенький бутончик
Раскрывает лепестки
Нежный колокольчик
Лепестки он к солнцу тянет
Без воды он быстро вянет
4. Творческое задание. Работа в парах.
А чобы нам хорошо работалось, давайте поиграем в игру.
Коммуникативная игра «Друг»
Я-друг, и ты друг
У меня нос, у тебя нос
Уменя щёки гладкие
Утебя щёки гладкие
У меня губки алые,
Утебя губки алые
Я друг, ты друг
Нам хорошо
Я предлагаю вам подойти к столам.
Творческое задание «Спасибо природе»
Творческое задание «Спасибо природе»
Раздайте детям карточки с изображениями ручейка(дерева, леса, земли) попросите детей сказать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т.д.), а затем объяснить, за что они ему благодарны.
После этого поделите детей на группы. Некоторые группы описывают чувства ручейка (дерева, леса, земли), который поблагодарили. Другие — описывают чувства ручейка, который никто и никогда не благодарил.
Попросите детей сравнить свои описания.
Рисунок «Благодарное сердце»
Прочитайте детям пословицу: «Благодарностью сердце украшается». Поделите детей на группы и попросите их нарисовать контуры сердца, а внутри этого сердца нарисовать все, о чем их сердца вспоминают с благодарностью.( Работа с аудиторией во время работы детей)
Ресурсный круг
В-ль: Сейчас мы попросим наших взрослых друзей присоединиться к нам
В-ль: Из поколения в поколение люди учились быть благодарными родным, близким, родной земле, матушке-природе.
Благодарность - это то, что более всего связывает семейный род. В семье ребенок учиться благодарить родных людей, и прежде всего родителей за оказанное добро и внимание, заботу. Благодарность родителям - основа жизни человека.
В-ль: Что обозначает слово "благо? Кто как думает? (высказывания родителей).
В-ль: "Благо это добро; все доброе, полезное, служащее к нашему счастью", так говориться в словаре В.И.Даля. Поэтому слова благодарности - благостные слова, приносящие покой, любовь и радость.
В-ль: Сказать БЛАГОДАРЮ – означает выразить одобрение человеку, значит - сделать добро.
О добрых словах сложено много пословиц. Что же означают эти пословицы?
(Родители дают ответы)
От доброго слова язык не отсохнет.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово дороже богатства. (Родители дают ответы)
В-ль: Спасибо, уважаемые родители! Молодцы, дети, справились с заданием!
Благодарю вас, ребята! Рассказывать,за что вы благодарны и кому, мы пока не будем. Это мы сделаем, когда соберутся наши родители. А сейчас мы просто превратим наши добрые и нежные слова в птичку благодарности.
Этюд «Нежные слова»
Дети стоят в кругу, руки опущены вдоль туловища. «Поднимем руки ко рту, пошепчем в ладошки добрые и нежные слова, сложим лодочкой возле груди. Руки медленно поднимем вверх, открываем ладони, разводим руки чуть-чуть в стороны, ладони смотрят вверх. Отправьте свои добрые слова небу, солнышку, друзьям, родителям, всему миру. Пусть они полетят птичкой благодарности всем людям на земле.
Итог занятия: И я вас всех благодарю и говорю вам большое спасибо за проведенное вместе занятие.
Главное - уметь благодарить.
Солнце - за его внимание,
Звёзды - за неяркий свет в ночи,
Друга - за плечо и понимание,
Бабушку - за тёплый хлеб в печи.
Главное - уметь благодарить...
Воду - за волну и за крещение,
Рощу - за покой в зените дня,
Землю - за любовь и всепрощение,
И костёр - за теплоту огня.
Главное - быть жизни благодарным,
Главное - уметь благодарить.
Ритуал прощания
С ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки. Подарим друг другу улыбки и скажем «До свидания»