Учебно-методические материалы «Большой театр»

1
0
Материал опубликован 6 April 2022

Оперные театры мира. Большой театр 6 класс

Оперные театры мира. Большой театр ТЕМА

* Большой театр в Москве (история) * Музыкально- исторические термины * Зрительские места в театре * Реставрация Большого театра * Аполлон и музы Основные вопросы

Большой театр

Большой театр (Москва) 28  марта (17-го по ст. стилю) 1776 г. Екатерина II , императрица Всероссийская, подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. Екатерина II Алексеевна, урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбтская.

Большой театр. История Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название — Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром). Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г. Давали торжественный пролог «Странники», написанный А. Аблесимовым, и большой пантомимический балет «Волшебная школа». Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.

Большой театр. История. Петровский театр — первый общественный музыкальный театр Москвы, существовавший в 1780гг. Здание театра было построено архитектором Х. Розбергом по инициативе англичанина Медокса на средства князя П. В. Урусова. Князь начал строительство театра, но театр Урусова сгорел ещё до его открытия и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу Медоксу. Именно под руководством Медокса  был построен Большой Петровский театр. Главный фасад здания выходил на улицу Петровка, отсюда название. На первом этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое. Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов до приглашенных из-за границы звезд. В Петровском театре было около 1000 мест (партер, 3 яруса лож и галерея), что делало его одним из самых больших в мире. Крупные дворяне покупали абонемент в ложи на год. Билеты на оставшиеся места приобретали люди разного класса: купцы, интеллигенция, учащиеся. Затем к зданию пристроен маскарадный зал в форме ротонды, в котором было 2 тысячи мест.

Большой театр. История. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, — и получался прекрасный «танцпол».   Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, Глинки (в 1842г. состоялась московская премьера оперы «Жизни за царя», в 1846 г. — оперы «Руслан и Людмила»).   На сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, однако, все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты.

Большой театр. История.   Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1805 в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня. В июле 1820 г. началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и  прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой — Аполлоном на колеснице с конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь.

Большой театр. История. В 1825 году на месте Петровского театра был построен Большой театр. Новый театр отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. 6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие нового театра — куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским. Он оказался очень удобным, т.к в здании имелись : - галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, - угловые и боковые залы для отдыха, вместительные гардеробные. - огромный зрительный зал вмещал более 2000 человек. - оркестровая яма была углублена.

Большой театр. История. Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными изменениями по сравнению с прежним зданием, открылся 20 августа 1856г. оперой «Пуритане» В. Беллини. В конкурсе на восстановление театра приняли участие три видных российских архитектора. Выиграл его профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Он и специализировался в основном на театральных зданиях, прекрасно разбирался в театральной технологии и в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой и с итальянскими и французскими типами лож. Восстановительные работы продвигались стремительно. Подобная скорость объяснялась тем, что строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II.

Большой театр. История. Пожар ещё до его открытия театра, при строительстве. 1780 г. – открытие первого общественного музыкального театра Москвы. Назывался Петровский театр. Пожар. 1825 г. - новый театр на месте сгоревшего. Гораздо больше, чем утраченный старый. Назвался Большой Петровский. Пожар. 1856г. - практически выстроенный заново, со значительными изменениями по сравнению с прежним зданием. Главный архитектор - Альберт Кавос. Назывался Большой театр.

Во второй половине XIX век Большой театр, так теперь его называли, считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. Этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Во второй половине XIX век Большой театр, так теперь его называли, считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. Этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Большой театр в XIX веке Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, живописный плафон был сложен из деревянных щитов — в этом зале всё работало на акустику. Даже декор лож выполнен был из папье-маше ради улучшения акустики зала. Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера. Большой театр был открыт в 1856г. Архитектор А.Кавос.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Большой театр XIX века «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение».  Альберт Кавос Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств, известный главным образом как строитель театров.

* Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало. ВРЕМЯ ШЛО……. * Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало. ВРЕМЯ ШЛО……. * Началась Революция * Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр. * После Октябрьской революции не только фундаменты, но и само существование театра оказалось под угрозой. Большой театр в XIX веке

22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы. И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Жизнь за царя»-но дали новое название — «Иван Сусанин».

Театр включает в себя балетную и оперную труппы, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. Театр включает в себя балетную и оперную труппы, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в труппе первоначально не было специализации: драматические актёры принимали участие в операх, а певцы и танцовщики — в драматических спектаклях.     К  1785 году  труппа выросла уже до 80 человек и продолжала постоянно расти, достигнув к началу ХХ века 500, а к 1990 году  — более 900 артистов. За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений.

Труппа Большого театра постоянно гастролирует, имея огромный успех в  мире. - русскую классику, в том числе XX век, - западную классику, также включая признанные шедевры XX столетия, - специально заказанные сочинения. Шедевры русского музыкального театра  XIX—XX  веков занимают главенствующее место в его репертуаре, принципы формирования которого можно условно разделить на три категории:

Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня. Здание Большого театра давно уже воспринимается как один из символов России. Поэтому его восстановление постоянно находилось под пристальным вниманием государства и общественности. История реконструкций и реставраций здания Большого театра началась практически с первых лет его существования. К моменту начала нынешней реконструкции в 2005 году износ здания составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию со 1 июля 2005 года. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект. Реставрация театра продлилась с  01.07.2005 - 28.10.2011 г., 6 лет. Реконструкция и реставрация Большого театра. XXI век

Реставрация возродила многие утраченные черты исторического облика знаменитого здания и вместе с тем поставила его в ряд самых технически оснащенных театральных зданий мира. Реставрация возродила многие утраченные черты исторического облика знаменитого здания и вместе с тем поставила его в ряд самых технически оснащенных театральных зданий мира. Зрительный зал вновь обрел свою первоначальную красоту. И теперь каждый зритель Большого театра может ощутить себя театралом XIX века и поразиться его пышному и одновременно «легкому» убранству. Реконструкция и реставрация Большого театра. XXI век

Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренних помещений лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески. Кресел в зрительном зале стало меньше — вместо 2185 теперь их 1740, как было в конце XIX века. Кресла по рисунку один в один повторяют прежние, обивка пропитана специальным составом, необходимым для правильной акустики. Каждый отдельно взятый стул проходил акустические испытания. Под каждым стулом вмонтировано что-то вроде вентиляционной крышкиКроме того, в зале появилось несколько мобильных рядов, трансформирующихся в места для инвалидов. Реконструкция и реставрация Большого театра. XXI век

По периметру зрительного зала находятся ложи. В центре зала Царская ложа

Ложи бель-этажа находятся на уровне Царской ложи. Поэтому обзор отсюда, безусловно, самый лучший.

Зрительские места в Большом театре

Зрительские места в Большом театре

Стоячие места могут быть по 100 рублей для студентов на 4 ярусе. Практически не видно сцены. Правда, на стенах 4 яруса висят телевизоры, так что трансляцию можно смотреть на экране.

Царская ложа Большого театра В Императорской ложе - 16 кресел. В соседних ложах сделаны аванложи — маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству.

Хрустальная люстра Большого театра Люстра, украшающая историческую сцену Большого театра, – произведение искусства, которое требует особого ухода. Раз в год она спускается вниз, чтобы засверкать еще ярче

Хрустальная люстра Большого театра Люстру весом почти в три тонны моют один раз в год. Для хрусталя и бронзы никаких моющих средств, в ход идут только вода и денатурат. Для того, чтобы вымыть люстру, ее опускают на 20 метров, почти до пола. Хрустальную красавицу страхуют два троса, ведь вес ее – 2300 килограммов. Люстру высотой 8,5 метров установили в 1863 году. Тогда она была оборудована газовыми рожками. Случалось, что стеклянные плафоны лопались от нагрева, и осколки летели на головы зрителей. Через тридцать лет люстру модернизировали: газовые лампы заменили электрическими светильниками, а провода проложили по трубкам, через которые шел газ. Реконструкция и реставрация Большого театра. XXI век

Если посмотреть на галёрку, то видим золоченые металлические ограждения. Если посмотреть на галёрку, то видим золоченые металлические ограждения. Это нововведение в Большом театре– стоячие места. Стоят такие совсем недорого – 200-300р. Продаются по студенческому билету. Подобный опыт уже давно практикуется в европейских театрах, теперь он дошел и до нас. Вид с балкона 4-го яруса

Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики, почти олностью загубленной в XX веке. За звук теперь отвечают: воздушная подушка под зрительным заплом (ее залили цементом при строительстве метро), панели из резонансной ели, которые в советские времена почти полностью заменили фанерой, мебельная обивка и лепнина из папье-маше. Папье-маше варили по архивному рецепту в старых чанах, обнаруженных на одном из алтайских заводов. В проекте нашли свое применение самые современные решения в области сценической механизации. Основная сцена Большого театра состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. Реконструкция и реставрация Большого театра. XXI век.

Оркестровая яма вместо 100 музыкантов теперь вмещает 137. В зависимости от нужд оркестра размеры ямы могут увеличиваться или уменьшаться, появилась возможность рассаживать музыкантов вровень со зрительным залом. Оркестровая яма вместо 100 музыкантов теперь вмещает 137. В зависимости от нужд оркестра размеры ямы могут увеличиваться или уменьшаться, появилась возможность рассаживать музыкантов вровень со зрительным залом. Реконструкция и реставрация Большого театра. XXI век Оркестровую яму расширили за счет снятия первых рядов: мест в зале стало меньше, зато оркестрантам стало свободнее.

Большой театр после шестилетней реконструкции Главный занавес — он же Золотой, соткан в Италии из гобелена, имитирующего шелк, с использованием золотых нитей. Вместо советской символики теперь на нем вышито слово «Россия». Открывается вверх, вбок и по диагонали.

Под землей находится новый зал-трансформер — Бетховенский зал? uде-то под Театральной площадью, между театром и фонтаном Витали. Бетховенский зал — это сверхтехнологичный зал, где стены складываются как гармошка, а сама сцена может подниматься и опускаться на 6 метров вертикально. Стены этого зала железобетонные, поэтому и акустика не идеальная. Но зато здесь много места, чтобы регулярно проводить репетиции и конференции. Сложностей с покупкой билетов на концерты в Бетховенский зал нет. Реконструкция и реставрация Большого театра. XXI век. Концертный зал Бетховена.

Новый концертный зал в подземном пространстве Большого Театра находится всего в 40 метрах от действующей линии метро. Такое соседство – очень смелое решение, требующее тщательной проработки. Реконструкция и реставрация Большого театра. XXI век. Концертный зал Бетховена. Подземная часть зрительской зоны Большого театра.

Реконструкция и реставрация Большого театра. XXI век. Концертный зал Бетховена.

Реконструкция Большого театра. Подземный концертный зал, Бетховенский.

Орел здесь не современный, как и весь Большой театр, он восстановлен сейчас по образцу 1856 года. Интересно, что ноты никогда на занавесе не менялись На самом занавесе и на арлекине изображены ноты, что это за произведение? Это ноты хора «Славься, русский царь» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Воссоздан «золотой» занавес Большого. Ноты

На самом занавесе и на арлекине изображены ноты хора «Славься, русский царь» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Также на арлекине изображен музыкальный инструмент Лира. Лира является символом Музыки Арлекин – это полоса ткани, расположенная на переднем плане в верхней части занавеса. ноты. лира

ноты арлекин занавес лира

На крыше Большого театра изображен бог искусства Аполлон и квадрига лошадей

Квадрига — античная двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными конями. Часто использовалась в Древнем Риме в гонках или в триумфальных шествиях. Сохранилось немало изображений и статуй с квадригами.

Квадрига Аполлона Скульптор Пётр Карлович Клодт— русский скульптор, академик и заслуженный профессор Императорской Академии художеств. Аполлон, управляя квадригой, держит лавровый венок и лиру.

Аполлон - бог наук и искусств, бог - врачеватель, предводитель и покровитель девяти муз, за что его называли Мусагет. Аполлон всегда изображён в лавровом венке и с музыкальным инструментом лирой. Бог Аполлон

ЛИРА - символ музыки Лира – старинный древнегреческий щипковый музыкальный инструмент. Пи́ндар, лирический поэт Древней Греции, описывает лиру как инструмент Аполлона и муз, способный умиротворять, умягчать, ублажать самых грозных богов, с их грозными природными атрибутами. В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором; отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической» или лирики.

Плафон Большого театра Согласно проекту Альберта Кавоса, руководившего восстановлением сгоревшего здания театра в 1853-1856гг., в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти, производимыми свечами и масляными лампами. Зимой через это отверстие в помещение проникал холодный воздух. А летом оно «собирало» влагу, скапливающуюся на живописном холсте «Аполлон и музы». Неудивительно, что первую реставрацию росписей «Аполлон и музы» пришлось сделать всего через несколько лет после того, как открылось здание театра.

Плафон Большого театра «Вся театральная зала представляет теперь нечто вроде громадного инструмента, сделанного по всем правилам музыкальной акустики», - писала пресса того времени. Точно так же работал и потолок: на резонирующую деревянную деку был наклеен холст, который затем был расписан. Роспись потолка зрительного зала Большого театра была выполнена в XIX веке мастерами под руководством академика Алексея Титова и называется «Аполлон и музы». Кавос задумал сделать в зрительном зале плафон оригинальной конструкции. Как и каждая деталь Большого театра, этот плафон должен был служить не столько для красоты, сколько для улучшения акустических свойств зала. Альберт Кавос

Плафон Большого театра. Когда в процессе нынешней реставрации в 2005 году в зрительном зале сняли люстру, даже невооруженным взглядом было видно, насколько плафон обветшал: многочисленные вздутия и шелушения краски, шпатлевки, которые лежали местами поверх холста, грязь, пыль и копоть. С потолка свисали куски по полтора метра. К том же во время одной из реставраций фоновый холст вокруг Аполлона и муз был вырезан и заменен. В результате разница в колорите получилась существенная. Но самым сложным было восстановление акустических свойств деки (деревянной доски для акустики), ради чего, собственно, вся этак красота и была задумана. Музы Аполлона Реставрация

Плафон Большого театра. Реставрация. После реставрации живопись плафона была покрыта несколькими слоями специального защитного лака с добавлением воска, что придало холсту влагостойкости. Над этим девять месяцев трудилась команда из 12 художников. Теперь профильные божества вернулись в Большой во всей своей красе. Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз — музы священных гимнов Полигимнии, которая часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе, живописец Титов изобразил выдуманную им музу живописи — с палитрой и кистью в руках. Муза с палитрой и кистью в руках

Всего девять муз: Каллиопа – эпическая поэзия, Эвтерпа – лирическая поэзия,.Мельпомена – трагедия, Талия – комедия, Эрато – любовная поэзия, Полигимния – пантомима и гимны, Терпсихора – танцы, Клио – история, Урания – астрономия. Девять Муз Аполлона Му́зы в древнегреческой мифологии _ дочери бога Зевса, живущие на Парнасе. Это богини — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ А вы знали, что в Большом театре над сценой есть собственная звонница из 20 колоколов? А вы знали, что в Большом театре после капитального ремонта стало 12 этажей - 7 надземных и 5 подземных? А вы знали, что сцена Большого театра не плоская, у неё есть уклон в 7 градусов? А вы знали, что оркестровая яма Большого - самая большая в Европе? А вы знали, что во время реконструкции Большого театра, которая шла 6 лет, заново создали "световую партитуру", провели современные отопление и вентиляцию, расширили оркестровую яму, увеличили этажность подсобных помещений и сделали поворотный механизм сцены?

ССЫЛКИ НА ВИДЕОФАЙЛ(Ы) ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ https://www.youtube.com/watch?v=phlmQVw79JY Большой театр, большой скачок https://www.youtube.com/watch?v=KTheQef37Hg программа «Галилео», Большой театр. https://www.youtube.com/watch?v=qRA3oDBfOuw реконструкция Большого театра Сюжеты короткие (от 4 минут до 21 минуты). Посмотрите, не пожалеете, очень интересно и познавательно.

Попробуйте начать рассказ об истории Большого театра. Что Вы запомнили, какие интересные факты о театре могли бы рассказать своим друзьям, родителям? Попробуйте начать рассказ об истории Большого театра. Что Вы запомнили, какие интересные факты о театре могли бы рассказать своим друзьям, родителям? Перечислите новые слова (музыкальные, культурологические, театральные, исторические), которые Вы узнали и можете дать им правильное определение. Сколько получилось этих слов, посчитай?

ЗАДАНИЕ/ТЕСТ: ИНСТРУКЦИЯ задание - тест №1: дайте правильный краткий ответ на данное определение. задание- тест № 2: выбрать правильный ответ в каждом варианте задания. Пример: 1 (б).

Вопросы. Тест №1 1. Первое здание театра называлось… 2. По указу какого императора или императрицы было построено первое здание театра… 3. Кто выделил средства на постройку первого общественного театра… 4. Кто составлял актерскую труппу первого театра…. 5. На какое количество мест был рассчитан первый построенный театр…. 6. Какие увеселительные мероприятия проходили в театре кроме опер, балетов и спектаклей… 7. Театр не раз полыхал в пожаре. Сколько раз театр горел… 8. Кто был архитектором при восстановлении Большого театра после пожара в 19 веке… 9. К какому важному событию в 19 веке приурочили открытие восстановленного после пожара Большого театра… 10. Что такое арлекин…

Вопросы. Тест №1 11. Какое название носил театр после революции… 12. Какой цвет преобладает во всем зрительном зале Большого театра… 13. В 21 веке реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня. Сколько времени шла реконструкция театра…. 14. Количество мест в зрительном зале после реконструкции в Большого театра… 15. Как называются ложи, которые находятся на уровне царской ложи… 16. Места, расположенные полукругом за партером, называются… 17. Вес хрустальной люстры Большого театра… 18. Название нового подземного зала Большого театра… 19. Античная двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными конями… 20. Бог искусства, предводитель муз… 21. Какое количество музыкантов может находиться в оркестровой яме после реконструкции Большого театра…

УВАЖАЕМЫЕ ГИМНАЗИСТЫ! ВСЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ ПО ЖЕЛАНИЮ!

Вопросы. Тест №2 1. На какой иллюстрации изображена люстра Большого театра. а в б г

Вопросы. Тест №2 2. На какой иллюстрации изображен плафон Большого театра. а в б г д

Вопросы. Тест №2 3. На какой иллюстрации изображено здание Большого театра. а в б г д

Вопросы. Тест №2 4. На какой иллюстрации изображена Царская ложа Большого театра. а в б г д

Вопросы. Тест №2 5. На какой иллюстрации изображен занавес Большого театра. а б в г д

Вопросы. Тест №2 6. Зрительские места, расположенные полукругом за партером. а. бель-этаж б. амфитеатр в. ярус 7. Зрительские места, находящиеся на уровне сцены на возвышенности. а. бель-этаж б. ярус в. партер 8. Античная двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными конями на крыше Большого театра называется. а. двуколка б. тройка в. квадрига 9. Название подземного концертного зала в Большом театре. а. Глинкинский б. Рахманиновский в. Бетховенский

Вопросы. Тест №2 10. Архитектор Большого театра. а. Андрей Никифорович Воронихин б. Альберт Кавос в. Карл Росси 11. Древнегреческий Бог искусства, предводитель Муз. а. Зевс б. Аполлон в. Гермес 12. Музыкальный инструмент, символ музыки. а. арфа б. лира в. флейта 13. Название площади, на которой расположен Большой театр. а. Дворцовая б. Театральная в. Площадь искусств

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.