Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Тема «Божья коровка для мамы»
Программные задачи:
- формировать умение детей составлять описательный рассказ о маме по графической схеме;
- познакомить детей с притчей «Божья коровка»;
- учить наносить пластилин на полукруглый предмет; самостоятельно доводить изделие до задуманного образа;
- продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал (половинка скорлупы грецкого ореха) с пластилином;
- обогащать словарный запас детей на основе подбора слов, наиболее точно обозначающих характерные черты матери, а также на основе углубления представлений о профессиях мам;
- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушать собеседника, проявлять доброжелательность во время беседы);
- развивать внимание, наблюдательность, познавательный интерес;
- развивать творческие способности детей;
- формировать доброжелательное отношение к окружающему миру и людям;
- формировать желание изготавливать поделки своими руками для своих близких людей;
- воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам.
Методы и приёмы:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, вопросы к детям, актуализация раннее полученных знаний, поэтическое и прозаическое произведение;
- наглядные: показ, наглядное моделирование, иллюстрирование;
- практического обучения: творческие действия, дидактические игры, пальчиковая игра.
Материалы и оборудование:
- демонстрационный материал: фигурки насекомых, коврограф, поделка-образец «божья коровка», слайд презентации с изображением графической схемы;
- раздаточный материал: половинка скорлупы грецкого ореха, пластилин, стека, картонка-подставка, салфетки, дощечка для лепки на каждого ребёнка;
- оборудование: зеркало, деревянная подставка для детских работ, мяч, интерактивная доска, ноутбук.
Предшествующая работа: рассматривание картинки с изображением божьей коровки; разучивание стихотворений о маме; рассматривание иллюстраций на тему «Профессии»; беседы на тему «Добро побеждает зло», «Что такое доброта»; обучение приёмам лепки: скатывание шариков круговыми движениями ладоней, раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке; сплющивание между пальцами и ладонями шариков и столбиков, прищипывание между двух или трех пальцев, соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения.
Ход НОД
I. Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.
Дети занимаются самостоятельной деятельностью.
Воспитатель. – Ребята, сегодня утром мне Даша рассказала очень красивое стихотворение. Даша, сможешь рассказать всем детям?
Ребенок рассказывает стихотворение И. Мазнина «Простое слово»:
- На свете
Добрых слов
Живёт немало,
Но всех добрее
И нежней одно –
Из двух слогов
Простое слово «ма-ма»,
И нету слов
Роднее, чем оно!
Воспитатель. – Что же это за слово? (Мама).
Воспитатель. – Очень скоро восьмого марта вся страна будет отмечать замечательный праздник. Чей это праздник? (Всех женщин).
Воспитатель. - А вы любите своих мам?
II. Актуализация опыта участников деятельности
- Мама самый близкий человек на земле, самый родной.
Познакомьте меня со своими мамами.
Дидактическая игра с мячом «Моя мама самая…»
Воспитатель. – Подберите слово о том, какая ваша мама. Отвечайте полным предложением.
(Воспитатель первый подбрасывает мяч, ловит сам и говорит о своей маме, затем каждый ребенок называет слово, отвечает полным предложением).
Моя мама самая … умная.
Моя мама самая… заботливая.
Моя мама самая … добрая.
Моя мама самая … ласковая.
Моя мама самая … нежная.
Моя мама самая … веселая.
Моя мама самая … любимая.
Воспитатель. – Столько хороших слов сказали о маме! Они у нас самые лучшие!
Дидактическая игра «Кем работает мама?»
У мам разные профессии. Кем, Саша (Аня, Вова и т. д.), работает твоя мама? (Ответы детей).
- Ребята, угадайте, кем работает мама, если она:
Разносит почту … почтальон;
шьет одежду … швея,
готовит еду … повар;
учит детей … учитель;
воспитывает детей … воспитатель;
лечит людей … врач;
стрижет людей … парикмахер;
работает в магазине … продавец.
Воспитатель. – Да, ребята! «Мамы разные нужны, Мамы всякие важны».
Составление описательного рассказа о маме с опорой на графическую схему. (Приложение 1).
- Ребята, пришло время поближе познакомиться с вашими мамами.
Расскажите, какие они. Поможет вам в этом опорная схема. (Показ схемы на экране).
Сначала я расскажу о своей маме (воспитатель даёт образец рассказа вместе с вопросом).
- Как зовут маму? - Мою маму зовут Татьяна Ивановна.
- Как выглядит мама? - У моей мамы темные волосы, серые глаза.
- За что ты любишь маму? - Я очень люблю свою маму, потому что она добрая и ласковая.
- Что она делает по дому? - Мама вкусно готовит, убирает в квартире, заботится обо мне.
- Как ты ей помогаешь? - Я всегда помогаю маме: убираю игрушки, вытираю пыль.
- Что ты ей пожелаешь в праздник? – Я скажу маме, что очень её люблю, обниму и поцелую.
- Кто хочет рассказать о своей маме?
(Выслушиваются рассказы 3-4 детей).
Воспитатель. – Девочки и мальчики, вы так интересно рассказывали, что стало всем понятно какие у нас с вами самые замечательные мамы на свете!
- Вы, наверное, знаете, что на праздник принято дарить подарки.
Чтобы вы хотели подарить своей маме? (Ответы детей).
Воспитатель. – Ребятки, а я знаю детей, которые сделали божью коровку. Вот такую. (Показ выполненной поделки-образца).
(Дети рассматривают поделку божью коровку из половинки ореховой скорлупы и пластилина).
Воспитатель. – Какого цвета божья коровка? (Красная).
Какой формы спинка? (Круглая).
Какой формы головка? (Полукруг).
Где находится головка? (Впереди).
Сколько лапок? (Шесть).
Где расположены лапки? (С правой и с левой стороны на туловище).
Сколько точек на спинке у божьей коровки? (Семь).
Какого цвета у Божьей коровки точечки? (Черного).
У божьей коровки есть крылья? (Да).
Воспитатель. – Говорят, что если она сядет на ладонь, это принесет удачу. Покажите свою ладошку.
(Дети поочередно держат божью коровку на ладошке).
Воспитатель. – Ребята, а откуда у неё такое красивое название и почему она красного цвета? (Ответы детей).
Воспитатель. - А хотите узнать? (Ответы детей).
Воспитатель. - Для этого нам нужно превратиться в пчелок и полететь на лужок, чтобы послушать удивительную историю.
(Проводится физкультминутка).
Нам пчелам работать целый день (стать в круг)
Не трудно и занятно. (Руки развести в стороны)
Мы облетаем все цветы, (взмахи рук)
Пыльцу собрать приятно. (Хлопать в ладоши)
Соты плотно утрамбуем, (топать ногами)
Нанесли нектар в наш улей. (Поднять руки вверх)
Летом постараемся, (погрозить пальчиком)
Зимой медком питаемся. (Погладить живот)
Воспитатель. – Вот мы и превратились в пчелок, будем слушать удивительную историю. Сядьте удобно в круг.
(Дети садятся на ковре).
Воспитатель рассказывает притчу «Божья коровка» (рассказ сопровождает действиями по тексту: прикрепляет фигурки насекомых, запускает солнечного зайчика).
Притча «Божья коровка».
- Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые гордились своими яркими цветами и не обращали на нее никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром ее погладил солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что ее кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», - и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей: - Спасибо, ты спасла нас!
Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили ее и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят ее полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она - «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим.
Воспитатель. – Вот такая удивительная история произошла с маленькой букашечкой.
- Ребята, вам понравилась эта история? (Ответы детей).
(Воспитатель проводит беседу по притче).
Какая была букашечка в начале?
Как ей жилось?
Кто и как ей помог?
Как она отблагодарила за любовь?
Какого цвета стала букашечка и почему?
Почему ее стали называть «божьей коровкой»?
Как вы думаете, эта история о божьей коровке добрая? Почему?
Какие добрые поступки вы знаете?
А какие добрые дела делаете вы?
(Воспитатель внимательно выслушивает ответы детей, помогает подбирать правильные слова).
Воспитатель. – Молодцы! Теперь пчелки, нам пора снова превращаться в мальчиков и девочек.
- «Вправо, влево повернись и в ребяток превратись»!
Ну вот, мы опять ребятки.
Воспитатель. – Из этой притчи мы узнали, что «божья коровка» может исполнять желания. Чтобы исполнились желания ваших мам, предлагаю совершить доброе дело, сделать божью коровку в подарок для мамы. Вы согласны? (Ответы детей).
III. Организация продуктивной самостоятельная деятельность детей.
(Дети подходят к столам).
Воспитатель. - Вы сами знаете, как сделать божью коровку? (Ответы детей).
- А что нужно сделать, чтобы узнать? (Ответы детей).
Воспитатель. - Тогда послушайте и посмотрите внимательно, я расскажу, как будем делать божью коровку из комочков красного и черного пластилина и половинки скорлупы грецкого ореха.
(Дети повторяют за воспитателем механизм изготовления божьей коровки).
Возьмем красный пластилин, раскатаем между ладонями шарик, придавим ладошками, получился тонкий кружок. Накладываем его сверху на скорлупу и примазываем к скорлупе. Примазываем края, получилась красная спинка.
Теперь берём черный пластилин. Раскатываем между ладонями столбик, кладём на дощечку. Разделяем стекой столбик на три одинаковые части. Две части кладём на дощечку, одну оставляем и между ладошками раскатываем шарик. Придавим шарик к передней части скорлупы, получилась полукруглая головка.
Дальше будем делать ножки. Раскатываем из второго кусочка черного пластилина тонкую колбаску. Кладем её на доску и стекой делим на три одинаковые части, и каждую часть разделим пополам.
Прикрепим ножки к нижней части туловища, справа и слева от головки по одной. Чуть отступим, ещё справа и слева прикрепим по одной ножке. И ещё по одной ножке ближе к задней части туловища.
Из последнего черного кусочка сделаем точки. Отщипываем маленькие кусочки, раскатываем между пальчиками маленькие шарики, сдавливаем двумя пальчиками и прикрепляем точки к спинке вверху на серединке, делаем точки справа и слева на спинке, ближе к серединке, и две точки в задней части спинки. Положим готовую божью коровку на картонную подставку.
- Устали руки, а давайте отдохнём перед работой!
Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»
Мы коровки божьи,
На солнышко похожие (Сжимать и разжимать кулачки).
Костюмчик красный с чёрными точками,
У мамы с дочкой, у папы с сыночком. (Загибать пальцы правой руки по порядку).
По цветочкам гуляем, забот не знаем. (Пальчиками обеих рук шагать по столу).
Крылышки раскрываем, на небо улетаем. (Хлопать в ладоши).
Воспитатель. – Можно приступать к работе.
(Во время лепки воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь).
IV. Рефлексия участниками образовательной деятельности.
Воспитатель берёт в руки свою божью коровку.
Воспитатель. – Конечно, самое дорогое для мамы это наша любовь, уважение и забота.
У вас получились замечательные божьи коровки. Какие слова вы скажете маме, когда будете вручать подарок? (Ответы детей).
Воспитатель. – Возьмите свою божью коровку вместе с подставкой и посадите на полянку. (Дети относят свои поделки на общую подставку).
V. Обобщение воспитателя.
Воспитатель. – Ребята, вы были внимательными и поэтому ваши божьи коровки получились как живые.
- Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? (Говорили о доброте, рассказывали о маме, о божьей коровке).
- Какое доброе дело сделали? (Подарок для мамы).
- Что нового вы узнали? (Узнали какие наши мамы. Послушали притчу о божьей коровке, почему она красная).
- Чему научились? (Научились составлять рассказ о маме по схеме, поздравлять маму с праздником).
- Что ещё хотели бы узнать? (Выслушиваются ответы детей).
Приложение 1
Схема для составления описательного рассказа о маме
? | ||
? |