12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Элеонора Владимировна72
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск






























жэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Колледж экономики и информатики













КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ «ОБЩЕТВЕННО СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Тема « Литература XIX века»





Составила:

Преподаватель русского языка

и литературы

Э.В. Сергеева

«_____»__________.














Ульяновск

Брейн -ринг «Юные литературоведы».

Цели:

закрепить пройденный материал по литературе; выявить, как студенты умеют оценивать действия героев, аргументировать свои мысли;

упрочить представления студентов о творчестве поэтов и писателей;

расширить кругозор учащихся, дать возможность познать новое, интересное.



I. Вступительное слово учителя.

Уважаемые студенты и гости! Сегодня в рамках предметной недели «Общественно социальных и гуманитарных дисциплин» мы проведем игру брейн – ринг «Юные литературоведы» по Литературе XIX века.

XIX век в русской литературе называют "Золотым веком". Литература этой поры - явление уникальное, исключительное, несравненное. Думаю, что на уроках, читая произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского и других писателей, вы в этом не раз убеждались. Сегодня играет группа ПДО 11-14. Оценивать уровень вашей начитанности, эрудицию и творческие способности будет компетентное жюри . ( представление жюри).

В течение игры будут принимать участие и зрители , и самые активные участники получат оценку. Результаты ответов оцениваться будут по бальной системе, для каждого раунда свой балл. Если команда не знает ответа на вопрос, то этот вопрос переходит к команде противника и соответственно эта команда получает дополнительный балл.

II. Ход игры.

Представление команд (название, девиз).

Первый раунд «Познавательное литературоведение». (Оценка 1 балл).

Лирический герой – носитель мыслей и чувств, выраженных в лирическом произведении.

Дума — жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы.

Роман - большое эпическое произведение, литературный жанр, включающий несколько сюжетных линий и углублённо описывающий жизнь главных героев.

Повесть – эпический жанр, занимающий серединное положение между романом и рассказом.

Поэма - большое эпическое стихотворное произведение, имеющее большой оббьем.

Рассказ - небольшое повествовательное произведение, в котором изображается жизнь персонажа за небольшой отрезок времени.

Драма – направление в литературе, изображающий частную жизнь человека и его социальные факторы.

Элегия – стихотворение с характером задумчивости грусти.

Послание – текст в форме письма или поэмы, обращение к кому-либо, восхваление чего-либо.

Стихотворение – небольшое поэтическое произведение в стихах, написанное рифмованными строками.



Второй раунд. Конкурс капитанов. Разгадай кроссворд.

Кроссворд по роману Гончарова «Обломов». (Оценка 1 балл).







t1585057414aa.png



По горизонтали.
2. Как звали возлюбленную Ильи Ильича Обломова
5. К какому литературному направлению относится роман "Обломов"
8. К какому сословию принадлежал Штольц
9. Назовите своеобразного двойника Ильи Обломова в романе!
12. Где происходит действие романа?
13. Произведение «обломов» – это...
14. Друг детства Обломова?





По вертикали.

1.Семейное положение Агафьи Матвеевны до встречи с Обломовым? 
3.На какой улице живет Обломов? 
4.Захар женится на (имя)
6. Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу 
7.Земляк у Обломова? 
10.Как звали лучшего друга Обломова? 
11. Кто из героев романа наиболее приближен к авторскому идеалу 

Игра с болельщиками.

1.Сколько богатырей в « Сказке о царе Салтане» (33).

2.Как, сумел унести коня Балда? ( Сел на коня).

3.Какой предмет всегда говорил правду, и за это был разбит? (Зеркало).

4.В какой, сказке был удачлив старик-рыбак? («Сказка о рыбаке и рыбке»).

5.Кому это принадлежало: «Красивое, наливное, румяное, но от самого маленького кусочка можно было отравиться.(Злой царице из сказки «О мёртвой царевны и семи богатырях»).

6.Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни, золото? (Белка).

7.В какой , сказке домашняя птица охраняла целое государство? («Сказка о Золотом петушке»).

8.В кого превращался Гвидон? (Муху, комара, шмеля).

9.На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном ( Остров Буян).

10. Какую песню пела белка (Во саду ли в огороде. «Сказка о Золотом петушке»).

11.Из какой сказке строки

«Ты прекрасна спору нет.

Но живёт без всякой славы,

Средь зелени дубравы

У семи богатырей,

Та, что всё ж тебя милее….» (Сказка «О мёртвой царевны и семи богатырях»).

12.Какую плату попросил Балда за работу (Три щелчка в лоб).

13.Куда после свадьбы уехал царь Салтан (На войну).

14.В чём царицу с сыном пустили в океан(В бочке).

15. К кому обращался Гвидон находясь в море (К волне).

16.От какой птицы спас Гвидон царевну –Лебедь (Коршун, ястреб, орёл).

17.Из какого камня были ядра волшебных орехов (Изумруд).

18.Сколько раз Гвидон слал поклон царю Салтану(3,4,5. « Сказке о царе Салтане»).



Третий раунд «Салон».  

«Золотой век» век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных салонов.

Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в частном доме. Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы, модные куртизанки.

  Здесь не только знакомились и флиртовали, но и открывали новые имена в искусстве и политике, формировали заговор вроде декабристского. Место встречи интеллигенции. Элитарное общество. Изредка салоны носили исключительно развлекательный характер. На них отсутствовал светский этикет и, следовательно, были широко распространены светские забавы, как - то: шарады, каламбуры, сопровождавшиеся составлением остроумных рифм, а также организация спектаклей, где постановку и роли в них осуществляли сами члены салона.

Игра в двустишия. Цитату необходимо творчески преломить во второй, уже своей собственной строчке. ( Оценка 5 баллов).

Например: По улицам слона водили — (И. Крылов.) - На нем рекламу разместили. Однажды в студеную зимнюю пору (Н. Некрасов.)-  Тепло отключили. И дали не скоро. - Я пришел к тебе с приветом... (А. Фет.) - - Три девицы под окном... (А. Пушкин.) - - Мороз и солнце. День чудесный. (А. Пушкин.) - Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин.) - Как ныне сбирается вещий Олег... (А. Пушкин.) - Скажи-ка, дядя, ведь недаром... (М. Лермонтов.)

Игра с болельщиками. Хитрые вопросы (вопрос- ответ).

1.Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? ( Под мокрым ). 2.На каких полях не растет трава? На полях шляпы 3.У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один) 4.Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15). 5. Что станет с красным мячиком, если он упадёт в Чёрное море? (Он намокнет). 6.Чем кончаются день и ночь. (Мягким знаком). 7. Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться). 8. На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)

9.Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

10. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

11.За чем мы едим? (За столом).

Четвёртый раунд «Кому принадлежит цитата». (Оценка по 1 балл).

«Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» (Островский «Гроза»)

«Мне — все равно! Я и жуликов ува­жаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают... так-то. Где тут, ми­лая, приспособиться мне? (Горький «На дне» слова Луки)

«Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?» (Достоевский «Преступление и наказание»)

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка» ( Толстой «Война и мир»)

« …душа его так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки…Как шел его домашний костюм к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» (Гончаров «Обломов)

«Вся Россия наш сад» (Чехов «Вишневый сад»)

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (Тургенев «Отцы и дети»)

В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков (Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

Пятый раунд «Родовое гнездо».

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
Н. Гумилев.

Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, обустроенный в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. Сотни разбросанных по стране дворянских усадеб были в некотором смысле островками европейской культуры в российской глубинке. Задание. Соотнесите фамилии великих русских писателей XIX века и названия их усадеб. (Оценка 1 балл).







Л.Н.Толстой

И.С.Тургенев                        Тарханы

А.П.Чехов                             Спасское - Лутовиново

А.С. Пушкин                        Ясная Поляна

Ф.М.Достоевский               Михайловское

М.Ю.Лермонтов

Шестой раунд. Вопросы ты мне я тебе.

Команды задают вопросы друг другу по 3 вопроса. Команда «Литераторов» задаёт вопрос противнику по роману Гончарова «Обломов», а команда «Книголюбов» задаёт вопрос по роману Достоевского «Преступление и наказание». ( Оценка 1 балл).

Седьмой раунд.

Изобразите эпизод из произведения (название дано на карточке), не произнося ни слова, команда противников должна назвать это произведение. (Оценка 10 баллов).

Карточка 1. Сцена убийства старухи процентщицы (Достоевский «Преступление и наказание») Карточка 2. Сцена самоубийства Катерины (Островский «Гроза») Карточка 3. Сцена вырубки вишневого сада (Чехов «Вишневый сад») Карточка 4. Первый бал Наташи Ростовой (Толстой «Война и мир»)

Восьмой раунд «Альбом».

Конечно, вы не раз видали 
Уездной барышни альбом, 
Что все подруги измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Что собой представлял литературный альбом начала 19 века? Альбом уездной барышни 19 века мог содержать:

клятвы в любви до гробовой доски;

восхищения красотой и умом владелицы альбома;

пожелания счастья и любви;

клятвы верности и преданности;

наставления владелице никогда не забывать друзей;

сентенции о лукавстве и лицемерии (особенно мужчин);

снисходительные насмешки над альбомными стихами;

Зачитываются стихотворные строки из произведений любовной лирики поэтов XIX века. Оценивается раунд по следующим критериям: знание текста, выразительность чтения, дикция. А так же голосованием зрителей будет определён участник в номинации «Приз зрительских симпатий». (Оценка 5 баллов). (зачитываются стихи).

Подведение итогов.

Награждение победителей. Спасибо всем за участие!!!







Сценарий… Брейн-ринг «Юные литературоведы»

Уважаемые студенты и наши гости! Сегодня в рамках недели гуманитарных дисциплин мы проведем «Брейн-ринг» «Юные литературоведы» по Литературе XIX века.

XIX век в русской литературе называют "Золотым веком". Литература этой поры - явление уникальное, исключительное, несравненное. Думаю, что на уроках, читая произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского и других писателей , вы в этом не раз убеждались. Я предлагаю вам сыграть в одну из самых популярных игр - игру “Брейн-ринг”. Сегодня играет группа ПДО 11-14. Оценивать уровень вашей начитанности, эрудицию и творческие способности будет компетентное жюри.(Оксана Викторовна, Лейсян Валиевна……..).

В течение игры будут принимать участие и зрители , и самые активные участники получат оценку. Результаты ответов оцениваться будут по бальной системе, для каждого раунда будет свой балл. Если команда не знает ответа на вопрос, то этот вопрос переходит к команде противника и соответственно эта команда получает дополнительный балл. Сейчас, представим команды, (название и девиз)…. Встаёт команда говорит название и девиз.

«Литераторы»- «Мы книгу прочитаем не спеша, ведь в ней как в человеке есть душа»

«Книголюбы»- «Книга наш друг, мы без неё как без рук».

Прежде, чем перейти к первому раунду - разминки у меня вопрос к болельщикам, скажите, что нам необходимо знать при прочтении того или иного произведения? (Литературоведческие термины). Вопрос: Для чего нам нужны термины? ( Мы знаем, что при изучении литературы эти термины помогают в пояснении многих вопросов).

Переходим к первому раунду, проведём разминку…..









Первый раунд «Познавательное литературоведение». Я задаю вопрос по очереди, сначала одной команде, затем другой, вы должны сразу дать на него ответ. Каждый вопрос в этом раунде оценивается в 1 балл

1Лирический герой – носитель мыслей и чувств, выраженных в лирическом произведении.

2Дума — жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы.

3Роман - большое эпическое произведение, литературный жанр, включающий несколько сюжетных линий и углублённо описывающий жизнь главных героев.

4Повесть – эпический жанр, занимающий серединное положение между романом и рассказом.

5Поэма- большое эпическое стихотворное произведение, имеющее большой оббьем.

6Рассказ- небольшое повествовательное произведение, в котором изображается жизнь персонажа за небольшой отрезок времени.

7Драма – направление в литературе, изображающий частную жизнь человека и его социальные факторы.

8Элегия – стихотворение с характером задумчивости грусти.

9Послание – текст в форме письма или поэмы, обращение к кому-либо, восхваление чего-либо.

10Стихотворение – небольшое поэтическое произведение в стихах, написанное рифмованными строками.



Молодцы!!!!



Второй раунд. Конкурс капитанов. Разгадай кроссворд.

Капитаны, вот вам тематический кроссворд по роману Гончарова «Обломов», Каждый правильный вопрос 1 балл, соответственно если разгадаете весь кроссворд получите 14 баллов. время 5 мин.



t1585057414aa.png






По горизонтали
2. Как звали возлюбленную Ильи Ильича Обломова
5. К какому литературному направлению относится роман "Обломов".
8. К какому сословию принадлежал Штольц
9. Назовите своеобразного двойника Ильи Обломова в романе!
12. Где происходит действие романа?
13. Произведение «обломов» – это...
14. Друг детства Обломова?



По вертикали

1.Семейное положение Агафьи Матвеевны до встречи с Обломовым? 
3.На какой улице живет Обломов? 
4.Захар женится на (имя)
6. Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу 
7.Земляк у Обломова? 
10.Как звали лучшего друга Обломова? 
11. Кто из героев романа наиболее приближен к авторскому идеалу 

t1585057414ab.png

















А пока капитаны работают над кроссвордом, проведём игру с нашими болельщиками. Мы с вами окунёмся в детство и вспомним сказки Александра Сергеевича Пушкина. В детстве вам их читали мамы, бабушки.

Вопрос – ответ, т.е. я вам задаю вопрос, вы мне быстро на него отвечаете:

1.Сколько богатырей в « Сказке о царе Салтане» (33).

2.Как, сумел унести коня Балда? ( Сел на коня).

3.Какой предмет всегда говорил правду, и за это был разбит? (Зеркало).

4.В какой, сказке был удачлив старик-рыбак? («Сказка о рыбаке и рыбке»).

5.Кому это принадлежало: «Красивое, наливное, румяное, но от самого маленького кусочка можно было отравиться.(Злой царице из сказки «О мёртвой царевны и семи богатырях»).

6.Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни, золото? (Белка).

7.В какой , сказке домашняя птица охраняла целое государство? («Сказка о Золотом петушке»).

8.В кого превращался Гвидон? (Муху, комара, шмеля).

9.На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном ( Остров Буян).

10. Какую песню пела белка (Во саду ли в огороде. «Сказка о Золотом петушке»).

11.Из какой сказке строки

«Ты прекрасна спору нет.

Но живёт без всякой славы,

Средь зелени дубравы

У семи богатырей,

Та, что всё ж тебя милее….» (Сказка «О мёртвой царевны и семи богатырях»).

12.Какую плату попросил Балда за работу (Три щелчка в лоб).

13.Куда после свадьбы уехал царь Салтан (На войну).

14.В чём царицу с сыном пустили в океан(В бочке).

15. К кому обращался Гвидон находясь в море (К волне).

16.От какой птицы спас Гвидон царевну –Лебедь (Коршун, ястреб, орёл).

17.Из какого камня были ядра волшебных орехов (Изумруд).

18.Сколько раз Гвидон слал поклон царю Салтану(3,4,5. « Сказке о царе Салтане»).

Хорошо знаете сказки ….

Собрать кроссворды у капитанов и передать жюри. Переходим к третьему раунду «Салон».   «Золотой век» век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных салонов. Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в частном доме.

Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы, модные куртизанки. Вспомним салон Анны Павловны Шерер «Война и мир» Толстого.

  Здесь не только знакомились и флиртовали, но и открывали новые имена в искусстве и политике. Это было Место встречи интеллигенции. Изредка салоны носили исключительно развлекательный характер. На них отсутствовал светский этикет и, следовательно, были широко распространены светские забавы, как - то: шарады, каламбуры, сопровождавшиеся составлением остроумных рифм, а также организация спектаклей, где постановку и роли в них осуществляли сами члены салона.

Приглашаю всех, заглянуть в один из модных литературных салонов. Нынче новая игра. Фанты и буриме, право же, надоели. Сегодня играем в двустишия. Вашему вниманию будет предложена строчка из классического стихотворения.

Эту цитату необходимо творчески преломить во второй, уже своей собственной строчке. Этот раунд оценивается 5 баллами.

Например: Цитата из басни Крылова По улицам слона водили — (И. Крылов.) На нем рекламу разместили.

Или Однажды в студеную зимнюю пору (Н. Некрасов.) Тепло отключили. И дали не скоро.

 (Капитаны подойдите и выньте по три карточки с записью цитат.)

- Я пришел к тебе с приветом... (А. Фет.)

- Три девицы под окном... (А. Пушкин.)

- Мороз и солнце. День чудесный. (А. Пушкин.)

- Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин.)

- Как ныне сбирается вещий Олег... (А. Пушкин.)

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром... (М. Лермонтов.)

  На выполнение задания — пять минут.

Пока команды выполняют задания, мы поиграем с болельщиками.

Игра . Хитрые вопросы (вопрос- ответ)…


1.Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? Под мокрым.

2.На каких полях не растет трава? На полях шляпы

3.У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)

4.Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15)

5. Что станет с красным мячиком, если он упадёт в Чёрное море? (Он намокнет)

6.Чем кончаются день и ночь(Мягким знаком).

7. Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться).

8. На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)

9.Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)


10. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)


11.За чем мы едим? (За столом).


Проверим команды - нужно было цитату творчески преломить во второй, уже своей собственной строчке. По очереди читают команды .

- Я пришел к тебе с приветом... (А. Фет.)

- Три девицы под окном... (А. Пушкин.)

- Мороз и солнце. День чудесный. (А. Пушкин.)

- Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин.)

- Как ныне сбирается вещий Олег... (А. Пушкин.)

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром... (М. Лермонтов.)



Переходим к четвёртому раунду. «Кому принадлежит цитата».

Итак, Я называю цитату, а вы угадывайте из какого произведения и кто автор . Оценивается по 1 баллу, за правильный ответ

1)«Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» (Островский «Гроза»)

2)«Мне — все равно! Я и жуликов ува­жаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают... так-то. Где тут, ми­лая, приспособиться мне? (Горький «На дне» слова Луки)

3)«Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?» (Достоевский «Преступление и наказание»)

4)«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка» ( Толстой «Война и мир»)

5)…..душа его так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки…Как шел его домашний костюм к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» (Гончаров «Обломов)

6)«Вся Россия наш сад» (Чехов «Вишневый сад»)

7)«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (Тургенев «Отцы и дети»)

8)В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков (Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

Продолжаем нашу игру - Пятый раунд «Родовое гнездо».

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
Н. Гумилев.

Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, обустроенный в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. Сотни разбросанных по стране дворянских усадеб были в некотором смысле островками европейской культуры в российской глубинке. Задание. Соотнесите фамилии великих русских писателей XIX века и названия их усадеб. Укажите стрелками ( раздать..).Оценивается этот раунд по 1 баллу. Время 1 минута….









Соотнесите фамилии великих русских писателей XIX века и названия их усадеб.







Л.Н.Толстой

И.С.Тургенев                        Тарханы

А.П.Чехов                             Спасское - Лутовиново

А.С. Пушкин                        Ясная Поляна

Ф.М.Достоевский               Михайловское

М.Ю.Лермонтов

Я беру результаты пробегаю глазами испрашиваю – почему Лермонтов- Тарханы и т.д.и читаю…..

Тарханы (Лермонтов). Без тархановских впечатлений не могло быть «Бородина», «Купца Калашникова», стихов «Как часто пёстрою толпою окружён», «Предсказание», ранних драм и многих других произведений М.Ю.Лермонтова. Тарханы, это «царство дивное», он старательно оберегал от «пёстрой толпы». Этот островок был только для него, здесь он отдыхал душой.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, – памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В Тарханах Лермонтов обрёл вечный покой.

Михайловское (Пушкин). На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина и овеянная его поэтическим гением. Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения "Простите, верные дубравы!" и кончая глубоко прочувствованными стихами "Вновь я посетил", написанными незадолго до гибели, пронес Пушкин в своем сердце любовь к родному Михайловскому - "обители трудов и чистых нег".

Спасское –Лутовиново (Тургенев). Спасское -Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

Ясная Поляна (Толстой). В окружении необыкновенно красивой природы творил один из самых великих писателей. Л.Н.Толстой об этом говорил так: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

Шестой раунд. Вопросы ты мне я тебе. Команды задают вопросы друг другу по 3 вопроса . Итак, команда «Литераторов» задаёт вопрос противнику по роману Гончарова «Обломов», а команда «Книголюбов» задаёт вопрос по роману Достоевского «Преступление и наказание»…. Этот раунд оцениваем по 1 баллу…



Седьмой раунд. Изобразите эпизод из произведения (название дано на карточке), не произнося ни слова. Команда противников должна назвать это произведение. Оцениваем по 10 бальной системе. Время даётся 1 минута…

Карточка 1. Сцена убийства старухи процентщицы (Достоевский «Преступление и наказание»)

Карточка 2. Сцена самоубийства Катерины (Островский «Гроза»)

Карточка 3. Сцена вырубки вишневого сада (Чехов «Вишневый сад»)

Карточка 4. Первый бал Наташи Ростовой (Толстой «Война и мир»)

????Можно не большую подсказку если не поймут только фамилия автора… И последний раунд в нашей игре.

Восьмой раунд «Альбом».

Конечно, вы не раз видали 
Уездной барышни альбом, 
Что все подруги измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Что собой представлял литературный альбом начала 19 века? Альбом уездной барышни 19 века мог содержать:

клятвы в любви до гробовой доски;

восхищения красотой и умом владелицы альбома;

пожелания счастья и любви;

клятвы верности и преданности;

наставления владелице никогда не забывать друзей;

сентенции о лукавстве и лицемерии (особенно мужчин);

снисходительные насмешки над альбомными стихами;

Вот и вы, наши дорогие участники, попробуйте в течение минуты вспомнить стихотворные строки из произведений любовной лирики поэтов XIX века. Может кто из болельщиков тоже вспомнит стихи и расскажет нам..

Дорогие участники конкурса ваши выступления будут оцениваться по следующим критериям: знание текста, выразительность чтения, дикция. А так же голосованием зрителей будет определён участник в номинации «Приз зрительских симпатий». Этот раунд оценивается по пяти бальной системе. (зачитываются стихи). Кого вы выбрали наши болельщики в номинации «Приз зрительских симпатий»….

Пока жюри подводит итоги нашей игры.

Послушайте, мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия.

Сейчас нам зачитает стихотворение(имя студента)….. 

Я книги выбираю с наслажденьем –

На полках, в тишине библиотек,

То радость вдруг охватит, то волненье,

Ведь книга каждая – как будто человек.

Одна - стара, мудра, зачитана до дыр,

В другой - все необычно, странно, ново.

Мне книги открывают целый мир,

За шагом шаг иду от слова к слову.

На Севере могу я побывать

И в тропиках - там, где растут бананы.

Какая радость - открывать, читать

Рассказы, сказки, повести, романы!

Могу узнать, что было век назад,

И что когда-нибудь, наверно, будет.

О многом книги людям говорят,

Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

Для подведения итогов и вручения диплома победителям игры Брейн- ринг «Юные литературоведы» слово предоставляется жюри…….

Награждение победителей. Наша игра закончена. Спасибо всем за участие.
















Для команд.






!!! t1585057414aa.png По горизонтали
2. Как звали возлюбленную Ильи Ильича Обломова
5. К какому литературному направлению относится роман "Обломов".
8. К какому сословию принадлежал Штольц
9. Назовите своеобразного двойника Ильи Обломова в романе!
12. Где происходит действие романа?
13. Произведение «обломов» – это...
14. Друг детства Обломова?



По вертикали

1.Семейное положение Агафьи Матвеевны до встречи с Обломовым? 
3.На какой улице живет Обломов? 
4.Захар женится на (имя)
6. Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу 
7.Земляк у Обломова? 
10.Как звали лучшего друга Обломова? 
11. Кто из героев романа наиболее приближен к авторскому идеалу 










- Я пришел к тебе с приветом... (А. Фет.)-







- Три девицы под окном... (А. Пушкин.)-







- Мороз и солнце. День чудесный. (А. Пушкин.)








- Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин.)-









- Как ныне сбирается вещий Олег... (А. Пушкин.)-








- Скажи-ка, дядя, ведь недаром... (М. Лермонтов.)-





Соотнесите фамилии великих русских писателей XIX века и названия их усадеб. (стрелками)

Л.Н.Толстой

И.С.Тургенев                        Тарханы

А.П.Чехов                             Спасское - Лутовиново

А.С. Пушкин                        Ясная Поляна

Ф.М.Достоевский               Михайловское

М.Ю.Лермонтов















Соотнесите фамилии великих русских писателей XIX века и названия их усадеб. (стрелками)

Л.Н.Толстой

И.С.Тургенев                        Тарханы

А.П.Чехов                             Спасское - Лутовиново

А.С. Пушкин                        Ясная Поляна

Ф.М.Достоевский               Михайловское

М.Ю.Лермонтов







Карточка 1. Сцена убийства старухи процентщицы (Достоевский «Преступление и наказание»)





















Для жюри

Первый раунд «Познавательное литературоведение».

Лирический герой – носитель мыслей и чувств, выраженных в лирическом произведении.

Дума — жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы.

Роман - большое эпическое произведение, литературный жанр, включающий несколько сюжетных линий и углублённо описывающий жизнь главных героев.

Повесть – эпический жанр, занимающий серединное положение между романом и рассказом.

Поэма- большое эпическое стихотворное произведение, имеющее большой оббьем.

Рассказ- небольшое повествовательное произведение, в котором изображается жизнь персонажа за небольшой отрезок времени.

Драма – направление в литературе, изображающий частную жизнь человека и его социальные факторы.

Элегия – стихотворение с характером задумчивости грусти.

Послание – текст в форме письма или поэмы, обращение к кому-либо, восхваление чего-либо.

Стихотворение – небольшое поэтическое произведение в стихах, написанное рифмованными строками.

















Второй раунд. Конкурс капитанов.



t1585057414ab.pngПо горизонтали
2. Как звали возлюбленную Ильи Ильича Обломова
5. К какому литературному направлению относится роман "Обломов".
8. К какому сословию принадлежал Штольц
9. Назовите своеобразного двойника Ильи Обломова в романе!
12. Где происходит действие романа?
13. Произведение «обломов» – это...
14. Друг детства Обломова?

По вертикали

1.Семейное положение Агафьи Матвеевны до встречи с Обломовым? 
3.На какой улице живет Обломов? 
4.Захар женится на (имя)
6. Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу 
7.Земляк у Обломова? 
10.Как звали лучшего друга Обломова? 
11. Кто из героев романа наиболее приближен к авторскому идеалу 









Третий раунд «Салон».  

- Я пришел к тебе с приветом... (А. Фет.)

- Три девицы под окном... (А. Пушкин.)

- Мороз и солнце. День чудесный. (А. Пушкин.)

- Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин.)

- Как ныне сбирается вещий Олег... (А. Пушкин.)

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром... (М. Лермонтов.)

Четвёртый раунд «Кому принадлежит цитата».

1.«Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» (Островский «Гроза»)

2.«Мне — все равно! Я и жуликов ува­жаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают... так-то. Где тут, ми­лая, приспособиться мне? (Горький «На дне» слова Луки)

3.«Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?» (Достоевский «Преступление и наказание»)

4.«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка» ( Толстой «Война и мир»)

5.« …душа его так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки…Как шел его домашний костюм к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» (Гончаров «Обломов)

6.«Вся Россия наш сад» (Чехов «Вишневый сад»)

7.«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (Тургенев «Отцы и дети»)

8.В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков (Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)





Пятый раунд «Родовое гнездо».

Лермонтов -Тарханы

Пушкин-Михайловское

Тургенев - Спасское –Лутовиново

Толстой -Ясная поляна

Седьмой раунд.

Карточка 1. Сцена убийства старухи процентщицы (Достоевский «Преступление и наказание»)

Карточка 2. Сцена самоубийства Катерины (Островский «Гроза»)

Карточка 3. Сцена вырубки вишневого сада (Чехов «Вишневый сад»)

Карточка 4. Первый бал Наташи Ростовой (Толстой «Война и мир»)







Карточка 2. Сцена самоубийства Катерины (Островский «Гроза»)













Карточка 3. Сцена вырубки вишневого сада (Чехов «Вишневый сад»)











Карточка 4. Первый бал Наташи Ростовой (Толстой «Война и мир»)



Игра брейн -ринг «Юные литературоведы».

Таблица оценивание команд.





Раунды



Название команд

«Литераторы»

«Книголюбы»

Первый раунд.

«Познавательное литературоведение».




Второй раунд.

Конкурс капитанов.




Третий раунд.

«Салон».




Четвёртый раунд.

«Кому принадлежит цитата».



Пятый раунд.

«Родовое гнездо».




Шестой раунд.

«Ты мне, я- тебе».




Седьмой раунд.

Эпизод.




Восьмой раунд.

«Альбом».
























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.