12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия45
Новосибирская обл.

Методическая разработка «Будь уверен в себе»

Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения.

Задачи:

развивать навыки самоанализ собственных слов, действий, поступков и давать адекватную оценку самого себе;

развить вербальные и невербальные способы общения;

научить противостоять стрессовым ситуациям, сохранять спокойствие в ситуациях, которые   вызывают тревогу, держать под контролем чувства и эмоциями;

повысить уверенное поведение и умение противостоять групповому давлению, развивать поведенческую пластичность.

Возраст: 13-15лет.

Ход занятия

Вводная часть.

Упражнение «Приветствия без слов»

Психологический смысл упражнения-знакомство, раскрепощение, сплочение участников.

Инструкция: Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по помещению и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек. Делать это нужно не произнося слова, а любыми другими способами: кивком головы, рукопожатием, объятием и тд. При этом каждый способ участник вправе использовать только один раз, для каждого следующего приветствия нужно придумать новый способ.

Обсуждение: Кому сколько человек удалось поприветствовать? Что было сложнее—придумывать новые способы приветствия или демонстрировать их, с чем это связано? Возможно, у кого-то возникал психологический дискомфорт. Если да, то в какие именно моменты, чем он вызван?

Основная часть.

Мини-лекция

Уверенное поведение - это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:

целенаправленное: уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными;

ориентированное на получение результата, а не избегание неудач. Уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит.

гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;

социально ориентированно - направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: Движение "к людям". Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.

сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции, т.е. такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль;

настойчивое, но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективным причинам. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко.

созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным.

Таким образом: "Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения"

Внешние признаки уверенного человека:

выглядит спокойным;

держится с достоинством;

открытый взгляд;

ровная осанка;

спокойный и уверенный голос.

Уверенный в себе человек умеет:

чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы физического и психического;

адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в свой адрес;

действовать четко и организованно, быть настойчивым;

открыто высказывать и отстаивать своё мнение, без враждебности и самозащиты.


Упражнение «Молодец!»

Психологический смысл упражнения.

Формирование уверенного по­ведения в момент стресса.

Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний - внутренний. Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внеш­него круга должны найти себе партнера из внутреннего; встать друг напротив друга и по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает -загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете, о себе только плохо, всё равно мужественно ут­верждайте о себе только хорошее.

Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при вы­полнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и непо­вторим!»

Всякий раз, когда вам приходят в го­лову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам ещё нужно раз­виваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.

По сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга де­лают шаг и меняют партнеров. Игра про­должается.

Обсуждение:

1. Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?

2. Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»

3. Чему вы научились у своего парт­нера?


Упражнение « Чемпионат».

Психологический смысл упражнения.

Умение высказать просьбу, принять согласие или отказ в еѐ выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу.

Для выполнения этого упражнения ведущий должен заранее заготовить описания ситуаций с просьбой и способом реагирования на неѐ по количеству пар участников, а также наборы цифр, как в фигурном катании, по числу участников. Описание ситуаций помещаются в «волшебный ящик». Участники делятся на пары.

Инструкция для участников. Сейчас вы разобьѐтесь на пары. Каждая пара должна будет вытащить из ящика задание, которое надо выполнить, разыграв сценку с помощью кукол. На подготовку вам даѐтся одна минута, на выполнение – не более трѐх минут. Все остальные – судьи. Они оценивают выступление.

Обсуждение: После каждого выступления ведущий просит «судей» обосновать свои отметки и спрашивает у участников, как они сами оценивают: чувствовали ли они уверенность?

Упражнение "Объявление о знакомстве"

Психологический смысл упражнения.

Получение опыта самопрезентации. Анализ и обсуждение в аудитории своих достоинств и недостатков. Развитие навыка с достоинством принимать критические замечания.

Инструкция. Вспомните сказку про крокодила Гену и Чебурашку, про то, как крокодил искал себе друзей. Он написал объявление о знакомстве, где рассказал о себе, самопрезентовался примерно так: "Молодой воспитанный крокодил ищет себе друзей". Составьте текст объявления для поиска друга, в котором нужно прежде всего указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным. Обратите внимание на характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним. Опишите свои любимые занятия, которыми вы можете заинтересовать другого человека. Не следует писать о наличии квартиры, дачи, машины, гаража. Если это все есть, можно порадоваться за вас. Пишем о себе, а не о своем богатстве. Главное условие - презентовать свою привлекательность, в первую очередь - внутреннюю (3-5 предложений.).

Обсуждение:

Было ли кому-нибудь трудно? Почему? В качестве некоего итога по данному упражнению предлагается следующая цитата. "Как ни стыдно признаться, я стал лепетать: лепетать о каких-то своих достоинствах. Тут обнаружилось удивительное: так легко говорить о своих прорехах, так просто перечислять скользкие и поганенькие поступки, сделанные хоть год, хоть десять лет назад (в припоминании есть даже своя покаянная сладость), однако, когда я попытался сказать, чем я хорош, это оказалось непосильно, это звучало жалко, пожалуй, нелепо и уж точно неуместно. Я заизвивался вновь - что вспомнить и что сказать, я стал лепетать, что я, мол, не умею себя хвалить. У нас, мол, принято, чтобы хвалили другие" (В.Маканин. "Червяк").





Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.


Упражнение «Чемодан»

Группа садится по кругу. Ведущий говорит:

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.


Рекомендации

1. Обязательно решите для себя, что именно для Вас наиболее ценно, какой Вы хотели видеть свою жизнь.

Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, с тем, чтобы воспользоваться этим, когда наступит удобный момент.
2. Проанализируйте причины всех своих успехов и неудач. Разберитесь во всем этом честно и объективно. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил Вас страдать или же не оказал Вам помощи. Простите себе свои прошлые ошибки, заблуждения и грехи. Постарайтесь забыть все свои тяжкие воспоминания и постарайтесь не возвращаться к ним. Освободите место для хороших, позитивных воспоминаниях, для воспоминаний о Ваших успехах и победах.
3. Помните, что чувства вины и стыда не помогают людям добиваться успеха. Не позволяйте себе зацикливаться на этих чувствах.
4. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не только в недостатках собственной личности.
5. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Более терпимо относитесь к людям.
6. Никогда не говорите о себе плохо, избегайте приписывать себе отрицательные черты - "глупый", "уродливый", "неспособный", "невезучий", "неисправимый".
7. Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике - воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать Вас как личность.
8. Помните, что иногда поражение можно рассматривать, как удачу (можно сделать из него выводы, что Вы преследовали ложные цели, которые не стоили Ваших усилий, что Вам удалось избежать возможных последующих более крупных неприятностей).
9. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют Вас чувствовать свою неполноценность. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.
10. Позволяйте себе иногда расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что Вам по душе. Чаще оставайтесь наедине с собой, так Вы сможете лучше себя понять.
11. Практикуйтесь в общении. Будьте конструктивны, наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди. Поймите, что люди очень непохожи друг на друга и очень своеобразны. Каждый человек - это индивидуальность. Решите, что Вы хотите получить, и что можете дать людям. Учитесь быть открытыми для такого обмена. Представьте себе, что каждый может испытывать страх и неуверенность, постарайтесь помочь такому неуверенному человеку.



























Список используемой литературы при составлении конспекта.

Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения. СПб., 2008

Кипнис М. Тренинг лидерства. - 2-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2006

Микляева А. В. Я — подросток. Программы уроков психологии. СПб.: Речь, 2006

Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг: Наука общения для всех. М.: ФАИР-ПРЕС, 2002.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Изд. “Ось

















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Наталья, 25.09.20 в 14:10 0Ответить Пожаловаться
можно обратную связь,как дети реагировали когда говорили о своих достижениях?Особенно интересно если возраст 13 лет.Спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.