Буклет для родителей будущих первоклассников «Готов ли Ваш ребёнок к школе?»
Сухомлинский В.А. писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» Нарушения устной речи и моторики у будущих первоклассников отрицательно сказывается на процессе усвоения знаний, на социальной адаптации в обществе. Таким образом, становится очевидной необходимость исправления речевых недостатков, формирования грамотной и правильной речи учащихся и развитие мелкой и общей моторики. | Не каждый будущий первоклассник осознаёт, для чего он будет ходить в школу. Часто дети говорят, что в школе будут учиться читать, писать, считать. Конечно, так и есть, но, наблюдая за приходящими в первый класс детьми, видно, что не все осознают, для чего пришли в школу. Поэтому, полезно провести для детей диагностику осознанности предстоящего поступления в школу. Диагностика проста: нужно задать ребёнку вопрос: «Зачем ты пойдешь в школу?». Ответ должен начинаться со слов: – «Затем, чтобы……..». Например, ребёнок ответил: - «Затем, чтобы научиться читать, писать и считать». Взрослый должен задать ещё один вопрос: «Зачем тебе уметь читать, писать и считать?» и получить ответ: «Затем, чтобы……». Достаточно трёх – четырёх вопросов, чтобы сделать вывод, зачем Ваш ребёнок пойдет в школу. Поможет понять и ребенку в процессе проговаривания. | Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №44» Буклет для родителей будущих первоклассников. Г. Реж, 2021г. |
Данный буклет содержит упражнения для мелкой и общей моторики. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся боле подвижными и гибкими, что помогает младшим школьникам успешно овладеть навыками письма. В буклете подобран речевой материал по лексической теме «Весна». Пальчиковая гимнастика. Капель. С крыши капает капель: (Постукивание пальчиками) Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе) Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп) Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца) И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! Кап, кап, кап, кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.) Физкультминутка. Мишка. Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо) Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх) К нам опять пришла весна! Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил (вращение головой) Кланялся назад, вперед (наклоны) Вот он по лесу идет (ходьба на месте) Ищет мишка корешки, (наклоны в стороны) И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки – Для медведя – витаминки. Наконец медведь наелся, (гладим живот) И на бревнышке уселся (садимся). |
Речевые упражнения и игры. Лексическая игра «Помощники весны» Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов. Весна какая? (ранняя, теплая, солнечная, сырая и т.д.) Солнышко весной какое? (теплое, яркое, радостное, жгучее и т.д.) Небо какое? (голубое, лазурное, высокое, бездонное и т.д.) Ручьи весной что делают? (журчат, бегут, звенят, шумят и.т.д.) Птицы весной что делают? (прилетают, поют, чирикают, строят гнёзда, выводят птенцов). Если в садике дети уже познакомились с алфавитом, знают, что звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, можно предложить задание по подбору схемы слов. Подбери подходящие весенние слова к схемам:
Почки, весна, лужа, капель. Составь предложения с союзом «потому что»: Почему птицы прилетают? Почему день стает длиннее? Почему трава растет? | Есть – нет (родительный падеж):
Данные речевые упражнения можно применять и в других лексических темах: «Лето», «Осень», «Зима», «Мебель», «Одежда», «Еда» и т.д. Это поможет развить и пополнить словарный запас и сформировать грамматический строй речи. Речевое дыхание. Выполнение упражнений дыхательной гимнастики способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное речевое дыхание – основа нормального звукопроизношения, речи в целом. «Весенний ветерок» Вдохнуть носом глубоко и медленно, плавно выдохнуть через рот со звуком «с –с – с - с». Повторить 3 – 4 раза. «Весенние цветы» Поставить перед лицом ладонь вверх пальцами. Это пять цветков. Короткими вдохами вдыхать запах каждого цветка, не выдыхая. Затем сделать плавный, длинный выдох. Повторить 3 – 4 раза. «Ручеек журчит» Волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза. |
Потамошнева Наталья Алексеевна