Буклет для родителей будущих первоклассников «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
МБУДО «Дворец детского творчества», г. Курск
Педагог Негреева Антонина Олеговна
Буклет для родителей будущих первоклассников
«Готов ли Ваш ребенок к школе?»
Дорогие, родители!
Через год ваш ребенок пойдет в школу, и вы с гордостью станете говорить: «Мой ребенок – первоклассник!». Но после праздника начнутся рабочие будни, и вам необходимо будет помогать ребенку в учебной деятельности. Но как родителям понять, готов ли их ребенок к школе? И главное, как у ребенка проходит процесс адаптации к школе? Обратимся к детской психологии и физиологии. Психологами выделяются три основных вида готовности ребенка к школе:
- физиологическая;
- психологическая;
- социальная готовность к школе.
Рассмотрит каждый вид более подробно.
Физиологическая готовность
Одним из признаков физиологической готовности является количество постоянных зубов у ребенка предшкольного возраста. В возрасте семи лет у ребенка должно быть шесть – восемь постоянных зубов. Это признак того, что кости хорошо сформированы и ребенок готов физически без вреда для осанки находиться на уроке длительное время.
Вторым способом определения готовности ребенка к школе является тест «Поза Ромберга». Попросите своего ребенка, встав на одну ногу, поджать вторую, вытянуть руки вперёд и закрыть при этом глаза. В такой позе дошкольник должен простоять от восьми до десяти секунд. Если у ребенка не получается, то это свидетельствует о физиологической незрелости его скелета.
Третий способ определить физиологическую готовность – «Филиппинский тест», который учитывает длину конечностей детей предшкольного возраста. Попросите ребенка протянуть руку над головой, не наклоняя при этом самой головы. Если ребенок смог достать ладонью правой руки свое левое ухо, то это говорит о том, что его биологический возраст соответствует моменту поступления ребенка в школу и, следовательно, школьные нагрузки не принесут особого вреда его здоровью.
Психологическая готовность включает:
Первое – интеллектуальная готовность. Первоклассник должен знать:
- свой домашний адрес;
- название города, страны, столицы;
- имена и отчества родителей;
- родственные связи внутри семьи;
- диких и домашних животных;
- основные виды кустарников и деревьев.
И главное: ребенок должен уметь активно использовать речь как средство общения!
Второе – эмоциональная готовность, волевой компонент выражается в умении ребенка долгое время выполнять определенное задание, не отвлекаясь от него, в умении ставить цель и достигать ее, справляясь самостоятельно с возникающими трудностями, в умении контролировать свое эмоциональное состояние.
Третье – социальная готовность выражается в желании ребенка общаться со сверстниками, соблюдая при этом правила и порядки коллектива, в умении слушать учителя и точно выполнять его задания, в желании получать новые знания, в готовности принять новый статус ученика, успешно пройти этап школьной адаптации.
Социально-психологическая адаптация – один из самых важных моментов в жизни первоклассника! Адаптация существенно влияет на успешность обучения ребенка в школе.
Мотивация является важнейшим критерием, который отображает успешность прохождения ребенком периода школьной адаптации. Для определения уровня адаптации ребенка к школе рекомендуем тест Р.В.Овчаровой. В тест входит десять вопросов. Ответ на каждый вопрос оценивается по следующей шкале:
0 баллов – отрицательный ответ ребенка;
1 балл – нейтральный ответ;
3 балла – положительный ответ ребенка.
Вопросы теста
Тебе нравится в школе?
Ты с радостью ходишь в школу или тебе иногда хочется остаться дома?
Если бы учитель сказал, что завтра можно в школу идти необязательно, ты бы пошел или остался дома?
Тебе нравится, когда в школе отменяют уроки?
Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
Ты хотел бы, чтобы в школе остались только любимые предметы?
Ты часто делишься своим впечатлениями о школе с близкими людьми?
Ты хочешь, чтобы у тебя был новый учитель?
У тебя много друзей в классе?
Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок:
25-30 баллов – высокий уровень школьной адаптации;
20-24 баллов – средний уровень школьной адаптации;
15-19 – внешняя мотивация;
10-14 – негативное отношение к обучению и школе [1].
Данный тест можно использовать в течение всего первого года бучения ребенка, прослеживая динамику изменения учебной мотивации. Повышение уровня мотивации будет свидетельствовать, что процесс адаптации происходит успешно для вашего ребенка.
Желаем успехов в школе!
Список литературы:
Овчарова Р.В. Ребенок приходит в школу
https://fusionpiter.ru/articles/comes-school