12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Новаковская Виктория Сергеевна491
Россия, Саха (Якутия) респ., Нерюнгри

РАЗВИТИЕ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Рекомендации для родителей

Педагог-психолог

Новаковская В.С.

 Когда ты с улыбкой глядишь на меня,

Когда обнимаешь и нежишь,

Когда говоришь и внимательно слушаешь,

Я расту, я расту, я расту...

 ЗАДАТКИ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

 СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

 ОДАРЕННОСТЬ - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

ПЕДАГОГОВ, ВПЕРВЫЕ ВСТРЕТИВШИХ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОБЫЧНО ПОДКУПАЕТ:

- их ранняя увлеченность каким-либо занятием;

- повышенная любознательность;

- способность быстро обучаться;

- большой запас знаний;

- способность сосредоточиваться на длительное время на выполнение учебного задания;

- активность в учебном процессе и т.п.

НО НАСКОЛЬКО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЯТЕН ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В СВОИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ, НАСТОЛЬКО ЖЕ ОН МОЖЕТ БЫТЬ НЕВЫНОСИМ в СВОИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ:

- позволяет себе всех перебивать (и педагога тоже);

- обвиняет в глупости и невежестве;

- на занятии занимается посторонними делами;

- все делает слишком быстро или, наоборот, слишком медленно;

- может вообще выйти из группы, заявив, что ему неинтересно, поскольку он и так много знает.

К этому добавляется:

- эмоциональная неуравновешенность;

- резкие перепады отношения к самому себе и другим;

- невротизм и прочие психологические и индивидуальные физиологические особенности.

РАЗУМЕЕТСЯ, МНОГО И ТАКИХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ ВСЕ В ПОРЯДКЕ: И ГОЛОВА, И ЗДОРОВЬЕ, И ОБЩЕНИЕ , И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

1. Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3-4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.

2. Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

3. В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.

4. Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией.Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.

5. Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.

6. Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.

7. Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.

8. Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.

 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МАЛЕНЬКИХ ПОЧЕМУЧЕК?

 · создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган собственными открытиями;

· поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам;

· будьте терпимы к кажущимся вам странными идеям, уважайте любопытство ребенка;

· оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того пожелает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения;

· создайте для ребенка атмосферу безопасности, любви, уважения к себе и окружающим. Без этих "банальностей" человек не способен достичь высот самовыражения;

· помогайте справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он не одинок в своей борьбе;

· постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Требуются время и терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт;

· помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличий. Карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма недоброй;

· постарайтесь найти своему чаду "компаньона" такого же возраста и способностей. Возможно, придется потратить немало сил и времени, но это лучше, чем позволить ребенку замкнуться и избегать общения.

ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

По мнению психологов, лишь 10% одаренности мы наследуем от родственников, около 40% зависит от обстоятельств, в которых одаренность получает возможность развиться, а остальные 50% - вопрос работы и усилий, которые нужно приложить, чтобы развить свои способности.

Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам - 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.

  ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ЗАМЕТИТЬ У ВАШЕГО РЕБЕНКА

1. Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют информацию, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разную информацию.

2. Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще обучаться.

3. Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует.

4. Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира.

5. Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

6. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

  КАК РАСПОЗНАТЬ СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ?

У всех способных детей ярко выражена исследовательская потребность, поиск нового, удовольствие от созидательной работы.

 

В КАКОЙ ОБЛАСТИ СПОСОБНЫЙ РЕБЕНОК ПРОЯВИТ СЕБЯ?

Об этом можно судить по наблюдениям или используя специальные тесты.

НО! Не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или данные тестов.

  УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА:

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,

- чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,

- проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,

- живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,

- отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,

- повышенные математические способности в плане вычислений и логики,

- устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,

- обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,

- наблюдаются трудности в общении со сверстниками,

- высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),

- зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске),

ТО МОЖНО ГОВОРИТЬ О НАЛИЧИИ У НЕГО ЧЕРТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА


Одаренность - конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность - это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность - пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный - философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 06.04.18 в 12:11 0 Ответить Пожаловаться
Замечательный буклет! Согласна с коллегами! Материал понятный, практичный и интересный для родителей!
Новаковская Виктория Сергеевна, 24.05.18 в 08:44 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллеги! Очень признательна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.