Конспект тренинга для дошкольников старшей группы «Развитие коммуникативных способностей»
Конспект тренинга для дошкольников старшей группы «Развитие коммуникативных способностей»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: стулья по количеству детей, бумажный самолетик, карта, ткань черного цвета, цветной картон
Задачи:
— Обучение детей умению понимать друг друга не только словесно, но и с помощью жестов, мимики
— Воспитание доброжелательного, чуткого отношения к сверстникам
Ход занятия
1.Ритуал приветствия
- Доброе утро!!! Какие вы сегодня все гостеприимные, добрые и замечательные! А давайте поздороваемся друг с другом не обычно!
Нужно повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.
В этот момент. В комнату влетает большой бумажный самолетик, а на нем написано послание.
- Ой, дети, что это? Посмотрите, здесь, что то написано. Смотрите - послание. Оно адресовано вам, а то есть дружным и добрым ребятам. Читаю: "Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фунтик. Я хочу попросить помощи у дружных и добрых детей. Меня и моих друзей заколдовал злая колдунья. Она увезла нас далеко-далеко, за тридевять земель, на необитаемый остров, для того, чтобы мы стали злыми как она сама. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас! Пожалуйста!"
Ребята, как вы думаете, это нам Фунтик написал? Мы самые дружные и добрые дети? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Фунтика и его друзей и поможем им? А вот и карта. Давайте посмотрим.
Чтобы добраться до острова Злой Колдуньи, нужно преодолеть большой путь Давайте полетим на бумажном самолетике, привязав к нему веревочку, держитесь! Отправляемся?
Примечание. Звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "летят" на самолетике - идут по залу, подходят к табличке "Зеркало".
- Вот мы и оказались на первом острове. Он называется "Зеркало". Дети, здесь записка. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.
"Зеркало"
Цель: научить детей сотрудничать, работать в парах.
Инструкция. Дети делятся по парам. Далее психолог говорит: "Представьте, что вы и ваш партнер - одно целое, вы смотритесь как отражение в зеркале, приросли друг к другу. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Ноги тоже частично срослись, так что теперь придется шагать следующим образом - сначала шаг двумя "сросшимися" ногами, потом одновременный шаг двумя "боковыми" ногами. В таком состоянии нам надо пройти все препятствия. Помните, что нужно быть внимательными к действиям партнера!"
Примечание. В качестве препятствий служат дуги (под ними надо пролезать) и бревна (через них следует перешагивать).
- Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "подлетают" к необитаемому острову).
"необитаемый остров"
Цель: научить работать в парах. Развить умение выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния.
Примечание. Стол (желательно круглый). На столе прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (из расчета - один шарик на двоих детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации (различные части лица - губы, глаза, носы, брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния - грусть, радость, удивление и т. п.). Детали для аппликации наклеены на двухсторонний скотч.
- Ребята, мы попали на Необитаемый остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица!
Примечание. Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Под веселую музыку они приклеивают их на воздушные шары. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? как приклеить губы, чтобы человек улыбался? и т. п.
- Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит "шум ветра". Дети "летят" к острову Лилипутов).
"Остров Лилипутов"
Цель: научить сосредоточиванию; коррекция импульсивности.
- Ребята, мы с вами попали на остров Великанов. Уже из названия острова понятно, кто его жители. Кто, ребята? Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом. Смотрите на карточке с заданием - загадки.
Инструкция. Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет "три" они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку.
Примечание. Дети отгадывают загадки о героях сказок.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит)
Она красива и мила,
Имя ее от слова "зола".
(Золушка)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(Колобок)
- Молодцы, вы легко справились с этим заданием. В поисках Фунтика летим на другой остров (звучит "шум ветра").
Ведущий подводит детей к острову Злой Колдуньи.
- И вот мы с вами попали на последний остров - это остров Злой Колдуньи. На нем он держит Фунтика и его друзей. Нам надо их спасти.
Инструкция. Беседа с детьми по вопросам:
Кого мы можем назвать добрым человеком?
Какие поступки совершают добрые люди?
Как мы можем определить, что человек добрый?
В конце беседы детям предлагается посмотреть друг на друга по-доброму.
- Ребята, Фунтик и его друзья могут выбраться отсюда. Но злая колдунья закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.
Ведущий берет карточку и читает: "С острова Злой колдуньи можно улететь только на красивом ковре-самолете".
Примечание. На стене так, чтобы дети могли дотянуться, прикреплена ткань черного цвета.
Инструкция. Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер-самолет, чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?
Рефлексия "Ковер-самолет"
Инструкция. Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона.
Примечание. Картон разного размера, цвета и формы, приклеен на двусторонний скотч. Ведущий заранее отклеивает уголки скотча, чтобы детям легко было его отклеить от бумаги.
- Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер-самолет. Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.
Примечание. Звучит запись голосов Фунтика и его друзей. Они благодарят детей за помощь.
- Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: "Молодцы!". Несмотря на то, что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности. В благодарность Фунтик передал нам волшебный "Пузырек счастья", чтобы вся злость лопалась и улетучивалась, как волшебные мыльные пузыри во флаконе. Давайте полетим на нашем самолетике обратно в детский сад, оденемся, выйдем на улицу и будем все вместе пускать мыльные пузыри (звучит "шум ветра". Дети "летят" на самолетике к выходу).