Буклет «Конфликт! Что делать?»
МБУК «ТЦБС»
Тарская центральная районная библиотека
Городская библиотека - филиал № 1
БУКЛЕТ
Конфликт!
Что делать?
(Для родителей, учителей и подростков)
«Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим»
Б. Вул, американский психолог
Конфликты проявляются во всех областях общественной жизни.
Виды конфликтов:
· социально-экономические;
· этнические;
· межнациональные;
· политические;
· идеологические; религиозные;
· военные;
· юридические;
· семейные;
· социально-бытовые и др.
Причины конфликтов
Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми.
В целом конфликт вызывается следующими тремя группами причин, обусловленных:
1) трудовым процессом;
2) психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя и т.д.;
3) личностным своеобразием членов групп, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, бестактностью.
Конфликты являются стрессовыми ситуациями, которые окружают нас в повседневной жизни. Правильное управление конфликтами не только снижает вероятность негативных эмоций и деструктивного (разрушительного, отрицательного) внутреннего состояния, но и способствует повышению эффективности собственной деятельности.
Существуют сигналы, предупреждающие
конфликт. Среди них:
- кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);
- недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
- инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
- напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
- дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).
Неэффективность поведения большинства людей в конфликтных ситуациях чаще всего объясняется их неумением выбрать правильную стратегию поведения.
Стратегии поведения в ситуации конфликтного взаимодействия:
Конфронтация - прямое столкновение и использование силовых методов разрешения конфликтов.
Избежание - уход от борьбы, попытка представить ситуацию так, как будто конфликта вовсе нет.
Приспособление - признание поражения ради сохранения отношений (уступка).
Компромисс - обмен уступками для достижения приемлемого соглашения.
Сотрудничество - совместная работа сторон для обоюдного удовлетворения интересов.
Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.
Выбирая стратегию своего поведения в конфликте, целесообразно в каждом конкретном случае исходить из того, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и сохранение хороших отношений с оппонентом, с другой.
Правила поведения в конфликтных ситуациях:
* Дайте партнеру «выпустить пар».
* Попробуйте спокойно обосновать претензии.
* Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета.
* Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».
* Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.
* Предложите высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.
* В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию.
* Отражайте как эхо смысл высказываний и претензий партнера. Кажется, что вес понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать…?».
* Держитесь в позиции «на равных».
Интернет-источники:
Обучение детей навыкам решения конфликтов [Электрон. ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://anschool-8.ucoz.ru/publ/uchiteljam/poleznye_sovety/obuchenie_detej_navykam_reshenija_konfliktov/13-1-0-246 - Дата обращения: 08.10.2019.
Конфликты на работе [Электрон. ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.all-psy.com/cat/konflikty-na-rabote.html - Дата обращения: 08.10.2019.
Психология конфликта. Как избежать конфликтов [Электрон. ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:http://sovetmne.ru/love/378-psihologiya-konflikta-kak-izbezhat-konfliktov.html - Дата обращения: 08.10.2019.
Составитель и компьютерный набор:
А.М. Втюрина, зав. Городской библиотекой - филиалом № 1