Буклет «Внимание! Буллинг! Что делать?»
Как бороться с буллингом?
Важно уметь отличать конфликт от буллинга. Конфликт – борьба на равных, а травля – эмоциональное насилие. Она нарушает право человека на безопасность. Обращайте внимание на поведение ребенка, какую позицию он бы не занимал: нападающий, наблюдатель или жертва – это нужно пресекать на корню. Проблема травли, разрешенная на ранней стадии, будет иметь минимум последствий для психики ребенка. Особенность буллинга в том, что, если пустить все это на самотек, травля и унижения жертвы будут расти как снежный ком. Само это все не прекратится. С этим можно и нужно бороться. Никогда не отмахивайтесь от жалоб ребенка, даже если они кажутся вам несущественными. В школе насилие не всегда выходит за пределы коллектива, так как рассказчик будет считаться предателем. В детском саду дети обо всем рассказывают воспитателю. Только педагог может сделать так, чтобы унижения и оскорбления не повторялись. У воспитателя власть и физическое превосходство. Все это удерживает детей от применения насилия. В силу явного превосходства любое вмешательство воспитателя эффективно. Дети чувствуют это, даже если воспитатель никак этого не проявляет.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДОМА И В ДОУ!
Прочитать с детьми и обсудить тематические сказки на выбор: «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Осенняя сказка» А. Караличева, «Сказка про слона, про костер и про белую уточку» Д. Биссет, «Птичка» А. Нееловой, «Подружки», «Три товарища» В. Осеевой. Если в группе есть ребенок, который подвергается травле, предложите его родителям дополнительно почитать ему терапевтические сказки: «Сказка про Энни» Д. Бретт, «Сказка про ежика Витю» и «Сказка про енота» О. Хухлаевой. Родителям ребенка-агрессора предложите сказки о дружбе и уважении: «Сказка про доброго Петю» И. Маниченко, «Сказка про сороку Дусю» Л. Цвирко, «Ежик», «Сказка про Ежика, который хотел, чтобы на него обращали внимание» А. Смирновой, «Ружье и сердце» Е. Клюева.
Детский сад – это место для позитивного общения и развития малышей в любви и понимании!
ВНИМАНИЕ!
БУЛЛИНГ!
Что делать?
Для кого:
для родителей воспитанников дошкольного возраста, педагогических работников ДОУ
В дошкольном возрасте закладывается фундамент формирования основ культуры личности и развития физических и психологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Но не все так радужно как кажется, в детских коллективах случаются стычки и не осознанная жестокость.
В продолжение детской жестокости проблемой является тема буллинга.
Что же такое буллинг?
Это – длительный целенаправленный процесс психологического или физического притеснения одним человеком другим человеком. В переводе на русский язык – это
Травля! Оскорбление! Унижение!
В проблеме жестокого обращения в детском коллективе уделяется особое внимание.
Для буллинга характерно следующие:
Импульсивность;
Раздражительность;
Неуравновешенность;
Завышенная самооценка;
Повышенная агрессия;
Отсутствие коммуникативных навыков при соблюдении общепринятых норм и правил;
Склонность ко лжи или жульничеству.
Дети дошкольного возраста не понимают до конца своих поступков. Ребенок не осознает последствий и не испытывает чувства вины. Оправданием насилия является небольшой проступок. Жестокое поведение дошкольников расходится с их словами.
Как дети выбирают жертву для травли?
Стать целью травли очень легко – достаточно выделяться чем-либо среди сверстников. Это могут быть как внешние различия, так и поведенческие. Но стоит понимать: можно с детства носить очки или быть обладателем веснушек, но не давать себя в обиду. Дети подсознательно находят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления. Важно отметить, что жертвами буллинга чаще становятся одиночки, не имеющие в группе близких друзей и поддержки более сильных и статусных членов коллектива.
Основные черты ребенка, которого легко угнетать:
низкая самооценка;
застенчивость;
пугливость;
мрачность;
апатичность;
незаинтересованность в том, что происходит вокруг;
отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников;
смиренное принятие всего происходящего.
Насилия в детском саду отличается от насилия в школе. В начальной школе насилие носит групповой характер, а в детском саду – это отдельные дети. У дошкольников при насилии не бывает этапа предварительного обдумывания.
Родители!
Обратите внимание!
Типы жертв
Пассивные
Чтобы пассивной жертве спровоцировать агрессора, ей достаточно просто существовать. Пассивным
людям трудно выражать мысли, чувства и желания. А когда они пытаются это сделать, то используют всегда непрямую самоуничижительную форму. Они не борцы (ни на словах, ни на кулаках), а потому позволяют другим себя унижать. Проактивные
Проактивным жертвам обычно недостает социальных навыков: это раздражает других и привлекает агрессоров. Как и пассивные жертвы, эти люди не любят бороться, а если вступают в противодействие, то чаще безуспешно. К сожалению, они обычно сами провоцируют столкновения, вследствие чего направленная на них агрессия кажется обоснованной. Проактивные жертвы нередко испытывают трудности в обучении – из-за дефицита внимания или гиперактивности, которые раздражают других.
4 общих категории буллинга:
физические действия (удары, плевки, пинки, порча вещей, избиение); вербальные издевательства (дразнилки, клички, шутки, «приколы»);
моральное подавление (насмешки, розыгрыши, издевательства, критика); запреты и игнорирование (бойкотирование, запрещение общаться с собой и другими, исключение из игр).
Поведенческие признаки буллинга:
- систематическое нежелание идти в детский сад;
- постоянно жалуется на самочувствие по дороге в сад, в саду, в результате может на самом деле заболеть;
- подавлен;
- молчалив;
- симптомы страха;
- снизилась успеваемость;
- избегает общения с определенными детьми;
- не остается наедине с детьми (туалетная комната, раздевалка);
- перестает делиться новостями своей группы дома, нежелание рассказывать о детском саде.
? Часто родители сомневаются, стоит ли вмешиваться в детские проблемы или ребенок должен сам научиться постоять за себя.
Подготовила:
педагог-психолог первой квалификационной категории
Елецкова С.Г.