Буклет "Нейрогимнастика развивает речь"
Филиал МАОУ Сорокинской СОШ №3 – Сорокинская СОШ №2
Учитель-логопед советует
«Нейрогимнастика развивает речь»
Что такое нейрогимнастика?
Нейрогимнастика — это метод, основанный на активности головного мозга и его нейронных связей. Оно сочетает в себе физические и умственные упражнения, которые способствуют развитию координации, внимания, памяти и других когнитивных процессов. Это важно для формирования речевых навыков.
Как нейрогимнастика влияет на развитие речи?
-Развитие моторики: многие речевые нарушения связаны с недостаточной развитостью общей и мелкой моторики. Упражнения нейрогимнастики помогают улучшить координацию движений, что позитивно сказывается на артикуляции и произношении слов.
-Улучшение внимания и памяти: нейрогимнастика способствует тренировке внимания и оперативной памяти, что значительно облегчает усвоение новых слов и фраз, а также понимание и запоминание информации.
-Стимулирование полушарий головного мозга: многие упражнения активируют оба полушария головного мозга. Это равномерное развитие способствует более гармоничному формированию речевых навыков.
-Снятие напряжения: регулярные занятия нейрогимнастикой помогают справляться со стрессом и напряжением, что, в свою очередь, позитивно влияет на общую речевую активность ребенка.
-Стимуляция слухового восприятия: специальные задания, включающие слуховые упражнения, помогают детям лучше различать звуки и слова, что важно для их речевого развития.
Предлагаю комплекс упражнений нейрогимнастики.
Данные упражнения помогают в работе с младшими школьниками, в индивидуальной работе с детьми разного возраста.
1.Упражнение «Симметричные рисунки»
Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.
2.Упражнение с тренажёром «Нейровосьмерка»
Нейровосьмерка – это лабиринт, где шарик катается по траектории перевёрнутой восьмёрки. В упражнениях с тренажером участвуют одновременно руки и глаза, задействованы оба полушария, речевой центр и мозжечок. Координированные движения стимулируют рост нервных клеток, увеличивают число нервных связей в мозге и улучшают межполушарное взаимодействие.
3.Упражнение на «Балансборде» и «Нейровосьмёрка + балансборд»
Балансборд – отличный тренажёр для развивающих занятий с детьми. Упражнения на баланс способствуют развитию концентрации внимания и быстроты реакции.
Удержание равновесия
Цель: стоя на платформе, держать баланс в течение некоторого времени.
4.Упражнения на «Нейродосках»
Тренажёр Нейродоска — это доска с двумя зеркально нанесёнными лабиринтами для одновременного прохождения правой и левой рукой.
Занятия с нейродоской: стимулируют мозжечок; развивают межполушарное взаимодействие; улучшают усидчивость и концентрацию внимания; формируют логическое мышление; развивают мелкую моторику рук; помогают в освоении навыков письма и речи; снимают эмоциональное напряжение.
5.Кинезиологические упражнения
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».
«Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
«Фонарики»
Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и напряжены. Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются положения рук: стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой руке, и наоборот.
«Флажок – рыбка – лодочка»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:
Флажок – ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.
Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец
опирается на большой.
Лодочка – обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком.
Большие пальцы прижаты к ладони.
Нейрогимнастика — не только лёгкий и увлекательный способ «прокачать» мозг, который подходит как взрослым, так и детям: это ещё и прекрасный вариант совместного времяпрепровождения, своеобразный ежедневный ритуал, который может стать вашей семейной традицией.
Составитель:
учитель-логопед
Нестерова Алёна Владимировна