Буклет по биологии "Законы Менделя"

55
10
Материал опубликован 22 April в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕСУРСУ

Автор (ФИО, должность)

Бобырь Елена Владимировна, учитель биологии и химии МКОУ СОШ № 1 р.п. Охотск, Хабаровский край

Название ресурса

«Законы Менделя»

Вид ресурса

Образовательный буклет

Предмет

Биология

УМК

Любой

Аудитория

Обучающиеся 9-11 классов

Цель

Оказать обучающимся помощь в усвоении темы «Закономерности наследования признаков»; помочь эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии в части решения генетических задач, знании основных законов генетики

Задачи

Образовательные:

сформировать знания о закономерностях наследования признаков, их буквенном обозначении; умение осуществлять математический расчет вариантов расщепления по генотипу и фенотипу; закрепить прочность знаний генетических законов, терминов и понятий.

Развивающие:

развивать самостоятельность, логическое мышление через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

сформировать умения решать генетические задачи.

Воспитательные:

воспитывать стремление к совершенствованию знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

сформированность знаний о закономерностях наследования признаков при моно- и дигибридном скрещиваниях; законах Г. Менделя, законе частоты гамет, полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании;

умение излагать биологические законы, определять границы их применимости к живым системам;

объяснение полученных результатов, использованных научных понятий и законов; умение делать выводы на  основании полученных результатов;

умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание; составлять схемы моногибридного скрещивания для предсказания наследования признаков у организмов.

Личностные:

способность оценивать вклад Г. Менделя в становление и развитие биологии;

заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;

готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями.

Метапредметные: 

Познавательные. Умение:

работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;

строить логические рассуждения и устанавливать причинно-следственные связи;

давать характеристику основным типам генетических задач, типам скрещивания;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения генетических задач.

Коммуникативные. Умение:

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

понимать и использовать преимущества индивидуальной работы при решении биологической учебной задачи.

Регулятивные. Умение:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;

самостоятельно составлять план решения генетической задачи

Актуальность

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Генетика изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость. Основы её были заложены Г. Менделем, доказавшим своими работами дискретность наследственности, закономерный характер передачи генов при смене поколений.

Раздел генетики является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению освоения этого раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Решение генетических задач развивает у обучающихся логическое мышление и позволяет глубже понять учебный материал по этой теме.

Генетические задачи широко используются для определения уровня подготовки школьников по биологии. На ЕГЭ по биологии вопросы о закономерностях наследования признаков и законах Менделя встречаются в заданиях №4 «Скрещивание» и № 28 «Задача по генетике».

Данный буклет поможет обучающимся правильно оформлять, записывать и решать генетические задачи, применяя основные законы генетики, понимать ключевые термины и понятия темы, что является важным для её усвоения и успешной сдачи экзамена

Описание ресурса

В образовательном буклете содержится следующая информация:

основные понятия генетики;

буквенная символика по Г. Менделю;

формулировки I, II, III законов Г. Менделя;

схемы решения генетических задач;

основные типы доминирования (полное и неполное);

— анализирующее скрещивание

Вариативность

Образовательный ресурс может быть использован:

на уроках биологии при изучении тем раздела «Закономерности наследственности и изменчивости»;

на занятиях по внеурочной деятельности, при изучении элективных курсов «Решение генетических задач», «Основы генетики»;

при подготовке к ВПР, ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) по общей биологии

Использованные источники

Учебник В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы», Москва, «Дрофа», 2019. – 381 с.

Биология для поступающих в ВУЗы (ответы на вопросы экзаменационной программы), часть четвертая, издательство «Учитель», г. Волгоград, 1998. – 76 с.

Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ_ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816 с.

https://spadilo.ru/monogibridnoe-skreshhivanie-zakony-mendelya

https://www.yaklass.ru/p/biologia/9-klass/zakonomernosti-peredachi-nasledstvennykh-priznakov-307291/istoriia-razvitiia-znanii-o-zakonomernostiakh-nasledovaniia-priznakov-307292/re-2fb4f028-d57e-4016-957d-36dcd3892de3?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.ru%2f

https://maximumtest.ru/uchebnik/11-klass/biologiya/osnovnye-ponyatiya-genetiki

https://helix.ru/kb/dict/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B0

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/13326

https://www.logobook.kz/make_nimage.php?uid=12805382

https://rusmol.ru/upload/iblock/4ef/4ef8f1ec93c44a4dfc6361f117f4aa4e.jpg

https://media.istockphoto.com/id/155431404/ru/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE/%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BA.jpg?s=612x612&w=0&k=20&c=TkWsKFWxvLiqih1YsAg0CUgoWnJnaU5crQEL1ohizUE=

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTwpkWxuR8lRHiz0hU5hYBEP0Lf2dxSLsnkganGtIb79A&s


Буклет по биологии "Законы Менделя"PDF / 1.12 Мб

f1713760819.png
r1713760841.png
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена Владимировна, за помощь коллегам!

22 April

Отличный образовательный ресурс! Спасибо, Елена Владимировна, за полезную разработку!

22 April

Елена Владимировна, полезный раздаточный материал, который можно использовать на уроках по решению генетических задач.Спасибо!

22 April

Отличный буклет! Хороший помощник ученикам при изучении и закреплении учебного материала!

22 April

Поздравляю с заслуженной победой в конкурсе, Елена Владимировна!

1 July

Елена Владимировна, поздравляю Вас с Победой в конкурсе!

1 July

С заслуженной победой,Елена Владимировна!

1 July

Поздравляю с победой в конкурсе! Отличный материал.

1 July

Ваши публикации всегда на высоком уровне! С Победой, Елена Владимировна!

1 July

Шикарный буклет! Яркий, информативный и понятный даже ученику начальной школы. Здорово!

5 December