Буклет по биологии "Законы Менделя"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕСУРСУ
Автор (ФИО, должность) | Бобырь Елена Владимировна, учитель биологии и химии МКОУ СОШ № 1 р.п. Охотск, Хабаровский край |
Название ресурса | «Законы Менделя» |
Вид ресурса | Образовательный буклет |
Предмет | Биология |
УМК | Любой |
Аудитория | Обучающиеся 9-11 классов |
Цель | Оказать обучающимся помощь в усвоении темы «Закономерности наследования признаков»; помочь эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии в части решения генетических задач, знании основных законов генетики |
Задачи | Образовательные: — сформировать знания о закономерностях наследования признаков, их буквенном обозначении; умение осуществлять математический расчет вариантов расщепления по генотипу и фенотипу; закрепить прочность знаний генетических законов, терминов и понятий. Развивающие: — развивать самостоятельность, логическое мышление через умения сравнивать, анализировать, делать выводы; — сформировать умения решать генетические задачи. Воспитательные: — воспитывать стремление к совершенствованию знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: — сформированность знаний о закономерностях наследования признаков при моно- и дигибридном скрещиваниях; законах Г. Менделя, законе частоты гамет, полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании; — умение излагать биологические законы, определять границы их применимости к живым системам; объяснение полученных результатов, использованных научных понятий и законов; умение делать выводы на основании полученных результатов; — умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание; составлять схемы моногибридного скрещивания для предсказания наследования признаков у организмов. Личностные: — способность оценивать вклад Г. Менделя в становление и развитие биологии; — заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии; — готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями. Метапредметные: Познавательные. Умение: — работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал; — строить логические рассуждения и устанавливать причинно-следственные связи; — давать характеристику основным типам генетических задач, типам скрещивания; — осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения генетических задач. Коммуникативные. Умение: — развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; — понимать и использовать преимущества индивидуальной работы при решении биологической учебной задачи. Регулятивные. Умение: — самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности; — самостоятельно составлять план решения генетической задачи |
Актуальность | Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Генетика изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость. Основы её были заложены Г. Менделем, доказавшим своими работами дискретность наследственности, закономерный характер передачи генов при смене поколений. Раздел генетики является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению освоения этого раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Решение генетических задач развивает у обучающихся логическое мышление и позволяет глубже понять учебный материал по этой теме. Генетические задачи широко используются для определения уровня подготовки школьников по биологии. На ЕГЭ по биологии вопросы о закономерностях наследования признаков и законах Менделя встречаются в заданиях №4 «Скрещивание» и № 28 «Задача по генетике». Данный буклет поможет обучающимся правильно оформлять, записывать и решать генетические задачи, применяя основные законы генетики, понимать ключевые термины и понятия темы, что является важным для её усвоения и успешной сдачи экзамена |
Описание ресурса | В образовательном буклете содержится следующая информация: — основные понятия генетики; — буквенная символика по Г. Менделю; — формулировки I, II, III законов Г. Менделя; — схемы решения генетических задач; — основные типы доминирования (полное и неполное); — анализирующее скрещивание |
Вариативность | Образовательный ресурс может быть использован: — на уроках биологии при изучении тем раздела «Закономерности наследственности и изменчивости»; — на занятиях по внеурочной деятельности, при изучении элективных курсов «Решение генетических задач», «Основы генетики»; — при подготовке к ВПР, ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) по общей биологии |
Использованные источники | Учебник В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы», Москва, «Дрофа», 2019. – 381 с. Биология для поступающих в ВУЗы (ответы на вопросы экзаменационной программы), часть четвертая, издательство «Учитель», г. Волгоград, 1998. – 76 с. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ_ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816 с. https://spadilo.ru/monogibridnoe-skreshhivanie-zakony-mendelya https://maximumtest.ru/uchebnik/11-klass/biologiya/osnovnye-ponyatiya-genetiki https://helix.ru/kb/dict/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B0 https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/13326 https://www.logobook.kz/make_nimage.php?uid=12805382 https://rusmol.ru/upload/iblock/4ef/4ef8f1ec93c44a4dfc6361f117f4aa4e.jpg https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTwpkWxuR8lRHiz0hU5hYBEP0Lf2dxSLsnkganGtIb79A&s |
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Фалина Ирина Валериевна
Белянина Светлана Николаевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Волкова Надежда Павловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Панченко Марина Александровна
Юлия Васильевна Воробьева