12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна61856
Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии
Россия
Материал размещён в группе «Урок биологии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕСУРСУ

Автор (ФИО, должность)

Бобырь Елена Владимировна, учитель биологии и химии МКОУ СОШ № 1 р.п. Охотск, Хабаровский край

Название ресурса

«Законы Менделя»

Вид ресурса

Образовательный буклет

Предмет

Биология

УМК

Любой

Аудитория

Обучающиеся 9-11 классов

Цель

Оказать обучающимся помощь в усвоении темы «Закономерности наследования признаков»; помочь эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии в части решения генетических задач, знании основных законов генетики

Задачи

Образовательные:

сформировать знания о закономерностях наследования признаков, их буквенном обозначении; умение осуществлять математический расчет вариантов расщепления по генотипу и фенотипу; закрепить прочность знаний генетических законов, терминов и понятий.

Развивающие:

развивать самостоятельность, логическое мышление через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

сформировать умения решать генетические задачи.

Воспитательные:

воспитывать стремление к совершенствованию знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

сформированность знаний о закономерностях наследования признаков при моно- и дигибридном скрещиваниях; законах Г. Менделя, законе частоты гамет, полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании;

умение излагать биологические законы, определять границы их применимости к живым системам;

объяснение полученных результатов, использованных научных понятий и законов; умение делать выводы на  основании полученных результатов;

умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание; составлять схемы моногибридного скрещивания для предсказания наследования признаков у организмов.

Личностные:

способность оценивать вклад Г. Менделя в становление и развитие биологии;

заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;

готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями.

Метапредметные: 

Познавательные. Умение:

работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;

строить логические рассуждения и устанавливать причинно-следственные связи;

давать характеристику основным типам генетических задач, типам скрещивания;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения генетических задач.

Коммуникативные. Умение:

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

понимать и использовать преимущества индивидуальной работы при решении биологической учебной задачи.

Регулятивные. Умение:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;

самостоятельно составлять план решения генетической задачи

Актуальность

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Генетика изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость. Основы её были заложены Г. Менделем, доказавшим своими работами дискретность наследственности, закономерный характер передачи генов при смене поколений.

Раздел генетики является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению освоения этого раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Решение генетических задач развивает у обучающихся логическое мышление и позволяет глубже понять учебный материал по этой теме.

Генетические задачи широко используются для определения уровня подготовки школьников по биологии. На ЕГЭ по биологии вопросы о закономерностях наследования признаков и законах Менделя встречаются в заданиях №4 «Скрещивание» и № 28 «Задача по генетике».

Данный буклет поможет обучающимся правильно оформлять, записывать и решать генетические задачи, применяя основные законы генетики, понимать ключевые термины и понятия темы, что является важным для её усвоения и успешной сдачи экзамена

Описание ресурса

В образовательном буклете содержится следующая информация:

основные понятия генетики;

буквенная символика по Г. Менделю;

формулировки I, II, III законов Г. Менделя;

схемы решения генетических задач;

основные типы доминирования (полное и неполное);

— анализирующее скрещивание

Вариативность

Образовательный ресурс может быть использован:

на уроках биологии при изучении тем раздела «Закономерности наследственности и изменчивости»;

на занятиях по внеурочной деятельности, при изучении элективных курсов «Решение генетических задач», «Основы генетики»;

при подготовке к ВПР, ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) по общей биологии

Использованные источники

Учебник В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы», Москва, «Дрофа», 2019. – 381 с.

Биология для поступающих в ВУЗы (ответы на вопросы экзаменационной программы), часть четвертая, издательство «Учитель», г. Волгоград, 1998. – 76 с.

Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ_ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816 с.

https://spadilo.ru/monogibridnoe-skreshhivanie-zakony-mendelya

https://www.yaklass.ru/p/biologia/9-klass/zakonomernosti-peredachi-nasledstvennykh-priznakov-307291/istoriia-razvitiia-znanii-o-zakonomernostiakh-nasledovaniia-priznakov-307292/re-2fb4f028-d57e-4016-957d-36dcd3892de3?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.ru%2f

https://maximumtest.ru/uchebnik/11-klass/biologiya/osnovnye-ponyatiya-genetiki

https://helix.ru/kb/dict/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B0

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/13326

https://www.logobook.kz/make_nimage.php?uid=12805382

https://rusmol.ru/upload/iblock/4ef/4ef8f1ec93c44a4dfc6361f117f4aa4e.jpg

https://media.istockphoto.com/id/155431404/ru/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE/%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BA.jpg?s=612x612&w=0&k=20&c=TkWsKFWxvLiqih1YsAg0CUgoWnJnaU5crQEL1ohizUE=

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTwpkWxuR8lRHiz0hU5hYBEP0Lf2dxSLsnkganGtIb79A&s


Буклет по биологии "Законы Менделя"PDF / 1.12 Мб

f1713760819.png
r1713760841.png
Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (4)

Юлия Васильевна Воробьева, 22.04.24 в 08:04 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, за помощь коллегам!
Колышкина Елена Владимировна, 22.04.24 в 13:40 4Ответить Пожаловаться
Отличный образовательный ресурс! Спасибо, Елена Владимировна, за полезную разработку!
Фалина Ирина Валериевна, 22.04.24 в 17:55 4Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, полезный раздаточный материал, который можно использовать на уроках по решению генетических задач.Спасибо!
Белянина Светлана Николаевна, 22.04.24 в 19:06 3Ответить Пожаловаться
Отличный буклет! Хороший помощник ученикам при изучении и закреплении учебного материала!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.