Буклет "Развитие фонематического слуха"
РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Здоровый человек от природы обладает слухом — способностью воспринимать окружающие звуки. Слух бывает физическим (неречевым) и фонематическим (речевым).
Фонематический слух, как способность правильно слышать и узнавать речевые звуки, дается человеку с рождения. Его формирование происходит поэтапно, на базе сохранного физического слуха.
Составитель:
учитель – логопед
В.Я.Кузьменюк
г. Николаевск-на-Амуре
2024г.
Дети, имеющие нарушение фонематического слуха и восприятия имеют свои особенности:
– Ребенок недостаточно хорошо воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков;
– С трудом различает неречевые звуки (скрипы, хлопки, транспортные и предметные шумы);
– Слабо узнает голоса знакомых детей, родных; – Сложно запоминает и узнает мелодию, не воспроизводит простой ритм;
– Допускает ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова;
– Имеются трудности в слиянии звуков, слогов, в прочтении слов, фраз, в проведении элементарного звуко — слогового анализа.
Несформированность фонематического слуха влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что в впоследствии станет причиной трудностей в обучении письму и чтению.
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы
«Школа - интернат №16»
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни – уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает своё имя, часто произносимые слова, начинает подражать звукам.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка.
На третьем и четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух как в речи взрослого, так и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
К пятому - шестому году жизни фонематический слух полностью сформирован и наступает этап развития фонематического восприятия - звукового анализа, то есть умения определять последовательность и количество звуков в слове, различать звуки сходные по акустическим признакам. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет в дальнейшем успешно освоить чтение и письмо.
© Ссылка на источник:
https://dyslexia.ru/baza-znaniy/spetsialno-dlya-roditeley/chto-vazhno-znat-o-fonematicheskom-slukhe/
Всю систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на несколько этапов:
I этап – узнавание и различение неречевых звуков является основой развития фонематического слуха
И гра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра "Жмурки". Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
И гра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
I I этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу
И гра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.
И гра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота). Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения.
IV этап – дифференциация слогов
И гра "Хлопки". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Затем предлагаем ребенку самому отхлопать количество слогов в слове.
И гра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог.
V этап – дифференциация фонем (начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков)
У пражнение «Слушаем и отгадываем звуки» Детям раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют: "Поезд гудит- ууу; девочка плачет- ааа; птичка поёт - иии; комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс". Далее взрослый произносит звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.
И гра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.
Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (сто…, …ампа, скака…ка ).
Ирина Владимировна Казарцева
Валентина Маляр (Тейцис)
Спицына Любовь Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Валентина Маляр (Тейцис)
Валентина Маляр (Тейцис)