Методические указания и рекомендации «Специфика коррекционной работы, направленная на устранение недостатков лексико-грамматического строя речи у детей со стёртой формой дизартрии»
СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ.
Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).
В настоящее время одной из актуальных задач в преодолении стёртой формы дизартрии является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
У детей дошкольного возраста в настоящее время дизартрия, особенно стёртая форма как речевое нарушение имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например с заиканием, общим недоразвитием речи и ошибочно смешивается с дислалией, так как по своим проявлениям очень близка к ней, однако в процессе коррекции заявляет о себе особыми трудностями преодоления.
Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:
- медицинское воздействие;
- психолого-педагогическую помощь;
- логопедическую работу.
В научных исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стёртой форме дизартрии, отмечается, что фонетические нарушения являются распространенны-ми, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелихова, Е.Ф. Соботович и др.).
У детей со стёртой формой дизартрии «процесс систематизации лексики, отработки грамматических категорий осуществляется в более поздние сроки и имеет качественное своеобразие» (Н.В.Серебрякова, Л.Г. Парамонова, 1986).
Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стертой дизартрии.
Диагностика, проведённое нами с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на выявление уровня сформированности грамматического строя языка ребенка, в ходе которого применялись методики, широко используемые в логопедической практике:
- «Повторение предложений» (цель: умение ребенка повторить услышанное предложение);
- «Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах» (цель: выяснение возможности образования ребёнком существительных множественного числа в имени тельном и родительном падежах);
- «Исследование навыков словообразования» (цель: умение образовывать существительные, обозначающие детенышей животных с уменьшительно-ласкательным суффиксами, относительные, качественные и притяжательные прилагательные);
- «Дополнение предлогов предложении» (цель: исследование умения ребенка дополнить предложение нужным предлогом).
Приведённые исследования показывают, что (45 %) детей имеют средний уровень сформированности грамматических средств языка. Достаточно высокий процент дет (35 %) имеют низкий уровень. И только (20%) детей имеют высокий уровень. У (80 %) детей со стёртой формой дизартрии имеются пробелы и разного рода затруднения в образован существительных множественного числа именительного и родительного падежей, относительных и притяжательных прилагательных.
Трудности словообразования, которые встречались при обследовании практически у каждого ребенка с лёгкой степенью дизартрии, обусловлены нарушениями морфологической системы языка. Проявляется это в нарушении систематизации словообразовательных моделей, неправильном выборе суффиксов, нарушении процесса комбинирования морфем и др.
Отмечается неусвоенность данными детьми некоторых сложных грамматических форм, обусловленная артикуляторными затруднениями и смазанной невнятной речью, недоразвитием фонематического слуха, нарушением звукопроизношения.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи детей с лёгкой степенью дизартрии осуществлялась с учетом ряда принципов:
Принцип взаимосвязи, взаимообусловленности и параллельности процесса коррекции звукопроизношения, формирования фонетико-фонематической системы, лексико-грамматического строя речи, развития психических процессов.
Принцип формирования и развития мотивации ребенка к совершенствованию звучания своей речи.
Принцип формирования фонетической системы, начиная с просодических компонентов - темпа, ритма, интонации, посредством развития мышечно-двигательных ощущений (единство речи и движения под музыку), которые помогают нормализовать внутренний ритм ребенка.
Принцип формирования артикуляционного праксиса.
Для формирования у детей яркой, выразительной, эмоциональной речи, усвоения лексикограмматических категорий языка использовали логоритмические средства:
игры-упражнения, игры-превращения для регуляции мышечного тонуса;
упражнения с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, прыжки, хлопки, притопывание) для нормализации ритма речи и движений детей;
речевые стихотворные упражнения с одновременным выполнением действий;
подвижные игры, направленные на формирование лексикограмматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух» - цель: активизация словаря детей за счет употребления существительных по лексическим темам «Рыбы», «Птицы», «Дикие и домашние животные»; «Построй шеренгу, круг, колонну» - цель: активизация словаря детей за счет употребления прилагательных, глаголов и др.).
Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал предъявляли в ярком, интересном и доступном для понимания ребёнка виде, что ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным.
При планировании коррекционной работы по формированию лексики и отработке грамматических категорий опирались на «Программу по обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, «Систему коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» Н.В. Нищевой, «Стёртая дизартрия у детей» Архиповой Е.Ф.
Основные цели коррекционной работы с детьми:
повышение уровня сформированности лексико- грамматических средств
языка старшего дошкольника с лёгкой степенью дизартрии;
развитие общей коммуникативно-речевой культуры.
Задачи:
- Совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Активизировать отработанную лексику и формировать практические навыки словообразования и словоизменения.
Вырабатывать умение употреблять простые, распространенные и сложные предложения, осуществлять самоконтроль за внятностью и выразительностью речи.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Отбор содержания представлен в виде календарного плана, который имеет следующие особенности:
каждый месяц разбит на недели, где выделены задачи по коррекции лексикограмматического строя речи в сочетании со звукослоговым анализом, грамотой;
отобран словарь существительных, прилагательных, глаголов в соответствии с лексическими темами, а также изучаемым звуком;
подобраны к каждой лексической теме дидактические игры, задания и упражнения, направленные на расширение словарного запаса, воспитание навыков словообразования и закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Учитывая структуру дефекта, использовали игры, направленные на развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление). В систему нашей коррекционной работы включены игры, формирующие целостное восприятие предмета, зрительно- моторные координации и моторику пальцев рук.
Весь процесс коррекционного обучения имел четкую коммуникативную направленность. Отработанные речевые операции применяли в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовали полученные навыки в различных видах деятельности (театральной, игровой, музыкальной и др.).
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводились 2-3 раза (в зависимости от периода обучения) в неделю, а индивидуальные и подгрупповые - ежедневно.
Сравнительные результаты показали свою эффективность, так как у всех детей наблюдалось повышение результатов по всем показателям.
Высокий уровень составил 65%, средний уровень- 30%, низкий уровень- 5%.