Методические указания и рекомендации «Специфика коррекционной работы, направленная на устранение недостатков лексико-грамматического строя речи у детей со стёртой формой дизартрии»

2
0
Материал опубликован 18 July 2018

СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

В настоящее время одной из актуальных задач в преодолении стёртой формы дизартрии является по­вышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития детей дошколь­ного возраста. Своевременное проведение коррекционной ра­боты позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

У детей дошкольного возраста в настоящее время дизартрия, особенно стёртая форма как речевое нарушение имеет тенденцию к значительно­му росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например с заиканием, общим не­доразвитием речи и ошибочно сме­шивается с дислалией, так как по своим проявлениям очень близка к ней, однако в процессе коррекции заявляет о себе особыми трудно­стями преодоления.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

- медицинское воздействие;

- психолого-педагогическую помощь;

- логопедическую работу.

В научных исследованиях, по­священных проблеме речевых нарушений при стёртой форме дизартрии, отмечается, что фо­нетические нарушения являются распространенны-ми, имеют стой­кий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуля­торными расстройствами и пред­ставляют значительные трудности для дифференциальной диагно­стики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие дру­гих сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффектив­ность (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелихова, Е.Ф. Соботович и др.).

У детей со стёртой формой ди­зартрии «процесс систематизации лексики, отработки грамматических категорий осуществляется в более поздние сроки и имеет качествен­ное своеобразие» (Н.В.Серебряко­ва, Л.Г. Парамонова, 1986).

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стертой дизартрии.

Диагностика, проведённое нами с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на выявление уровня сформированности грамматиче­ского строя языка ребенка, в ходе которого применялись методики, широко используемые в логопеди­ческой практике:

- «Повторение предложений» (цель: умение ребенка повторить услышанное предложение);

- «Образование существитель­ных множественного числа в име­нительном и родительном падежах» (цель: выяснение возможности об­разования ребёнком существитель­ных множественного числа в имени тельном и родительном падежах);

- «Исследование навыков словообразования» (цель: умение образовывать существительные, обозначающие детенышей животных с уменьшительно-ласкательным суффиксами, относительные, качественные и притяжательные прилагательные);

- «Дополнение предлогов предложении» (цель: исследование умения ребенка дополнить предложение нужным предлогом).

Приведённые исследования показывают, что (45 %) детей имеют средний уровень сформированности грамматических средств языка. Достаточно высокий процент дет (35 %) имеют низкий уровень. И только (20%) детей имеют высокий уровень. У (80 %) детей со стёртой формой дизартрии имеются пробелы и разного рода затруднения в образован существительных множественного числа именительного и родительно­го падежей, относительных и притяжательных прилагательных.

Трудности словообразования, которые встречались при обсле­довании практически у каждого ребенка с лёгкой степенью дизар­трии, обусловлены нарушениями морфологической системы языка. Проявляется это в нарушении си­стематизации словообразователь­ных моделей, неправильном выбо­ре суффиксов, нарушении процесса комбинирования морфем и др.

Отмечается неусвоенность данными детьми не­которых сложных грамматических форм, обусловленная артикулятор­ными затруднениями и смазанной невнятной речью, недоразвитием фонематического слуха, нарушени­ем звукопроизношения.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи детей с лёгкой степенью ди­зартрии осуществлялась с учетом ряда принципов:

Принцип взаимосвязи, взаи­мообусловленности и параллель­ности процесса коррекции зву­копроизношения, формирования фонетико-фонематической систе­мы, лексико-грамматического строя речи, развития психических про­цессов.

Принцип формирования и развития мотивации ребенка к со­вершенствованию звучания своей речи.

Принцип формирования фо­нетической системы, начиная с просодических компонентов - тем­па, ритма, интонации, посредством развития мышечно-двигательных ощущений (единство речи и движе­ния под музыку), которые помогают нормализовать внутренний ритм ребенка.

Принцип формирования арти­куляционного праксиса.

Для формирования у детей яркой, выразительной, эмоцио­нальной речи, усвоения лексико­грамматических категорий языка использовали логоритмические средства:

игры-упражнения, игры-пре­вращения для регуляции мышечно­го тонуса;

упражнения с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, прыжки, хлопки, притопывание) для нормализации ритма речи и движений детей;

речевые стихотворные упраж­нения с одновременным выполне­нием действий;

подвижные игры, направлен­ные на формирование лексико­грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух» - цель: активизация словаря детей за счет употребления существитель­ных по лексическим темам «Рыбы», «Птицы», «Дикие и домашние жи­вотные»; «Построй шеренгу, круг, колонну» - цель: активизация сло­варя детей за счет употребления прилагательных, глаголов и др.).

Поскольку у дошкольников хо­рошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал предъявляли в ярком, интересном и доступном для понимания ребёнка виде, что ускоряет запоминание со­держания, делает его осмысленным и долговременным.

При планировании коррекционной работы по формированию лексики и отработке грамматических категорий опирались на «Программу по обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, «Систему коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» Н.В. Нищевой, «Стёртая дизартрия у детей» Архиповой Е.Ф.

Основные цели коррекционной работы с детьми:

повышение уровня сформированности лексико- грамматических средств

языка старшего дошколь­ника с лёгкой степенью ди­зартрии;

развитие общей коммуни­кативно-речевой культуры.

Задачи:

- Совершенствовать артику­ляционную, тонкую и об­щую моторику.

Активизировать отработан­ную лексику и формиро­вать практические навыки словообразования и слово­изменения.

Вырабатывать умение упо­треблять простые, рас­пространенные и сложные предложения, осуществлять самоконтроль за внятностью и выразительностью речи.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Отбор содержания представлен в виде календарного плана, который имеет следующие особен­ности:

каждый месяц разбит на недели, где выделены зада­чи по коррекции лексико­грамматического строя речи в сочетании со звуко­слоговым анализом, грамо­той;

отобран словарь существительных, прилагательных, глаголов в соответствии с лексическими темами, а также изучаемым звуком;

подобраны к каждой лекси­ческой теме дидактические игры, задания и упражне­ния, направленные на рас­ширение словарного за­паса, воспитание навыков словообразования и закре­пление правильного упо­требления грамматических категорий.

Учитывая структуру дефекта, ис­пользовали игры, направленные на развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление). В систему на­шей коррекционной работы включе­ны игры, формирующие целостное восприятие предмета, зрительно- моторные координации и моторику пальцев рук.

Весь процесс коррекционного обучения имел четкую коммуни­кативную направленность. Отра­ботанные речевые операции при­меняли в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовали полученные навыки в различных видах деятельности (театральной, игровой, музыкальной и др.).

Фронтальные занятия по форми­рованию лексико-грамматических средств языка проводились 2-3 раза (в зависимости от периода обуче­ния) в неделю, а индивидуальные и подгрупповые - ежедневно.

Сравнительные результаты показали свою эффективность, так как у всех детей наблю­далось повышение результатов по всем показателям.

Высокий уровень составил 65%, средний уровень- 30%, низкий уровень- 5%.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации