12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прибыткова Анжелика Николаевна1554
Россия, Архангельская обл., Красноборск

Буклет для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность ребенка к школе»

Подготовила учитель-логопед

МБОУ «Евдская школа»

СП «Детский сад «Светлячок»

А.Н. Прибыткова

Целевая аудитория: родители детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Цель буклета: знакомство родителей с критериями речевой готовности детей к школьному обучению; определение роли родителей в формировании речи дошкольника.

Текст буклета

Что такое речевая готовность ребенка к школе?

Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.

К особым критериям готовности к школьному обучению относятся:

Звуковая сторона речи. У ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.

Сформированность фонематических процессов. К данному критерию относится умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости-мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком (коза – коса).

Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. Ребенок должен владеть умением выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет); выделять первый и последний звук в словах; определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове; определять количество слогов в слове; отбирать картинки с заданным количеством слогов.

Соответствие словарного запаса возрасту. Словарь ребенка должен составлять до 3500 слов. Дошкольник должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуду, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных.

Грамматически правильно оформленная речь. Дошкольник со сформированным грамматическим строем речи умеет: пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса - ананасовый); образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист – листья, много карандашей, пней, лис); согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто); правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо); употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).

Связная речь. К концу дошкольного периода ребенок должен научиться: связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания; использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания; полно и кратко пересказывать текст; составлять описательный рассказ, рассказ по картине, по серии картин, из личного опыта; владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

Мелкая моторика. Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать этого, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Для этого можно обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять движения с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Необходимо учить ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание.

​​​​​​​Рекомендации и советы родителям

Общайтесь со своими детьми!

Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами.

Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.

Создайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей.

Не ругайте ребенка за неправильную речь.

Ненавязчиво исправляйте неправильное произношение.

Не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов.

Осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, к тому же у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.

Фото буклета

t1618127547aa.jpg

a1618131268.jpg
q1618128050.jpg

t1618127547ad.png

t1618127547ae.png

Электронный вариант буклета:
Буклет "Речевая готовность ребенка к школе"
PDF / 833.04 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.