Урок по литературному чтению в 1 классе на тему «Буква Г»
V Всероссийский конкурс методических разработок «Нескучные уроки»
Степаненко Алла Геннадьевна,
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №24 имени Героя Советского Союза А.В. Федотова Кировского района Волгограда»
Номинация: сказочные уроки
Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Буква Г»
г. Волгоград
2018г
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе Учитель: Степаненко А.Г МОУ СШ №24 Тема: Буква Г Авторы УМК «Начальная школа 21 век»:Виноградова |
Цели для учителя: Знакомство с буквой Г и звуками [г], [г'] Образовательные: Познакомить учащихся с новой буквой. Создать условия для успешного освоения темы. Развивающие: Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; Развивать умение работать в парах; Развивать сообразительность, мышление, внимание, память. Воспитательные : Создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку литературного чтения путём вовлечения каждого в активную деятельность; Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу; Воспитывать культуру речи Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу. |
Личностные: Формирование у детей мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: Познавательные: Для учителя: Познавательные: а) уметь добывать новые знания – находить необходимую информацию в учебнике (на этапе открытия нового знания); б) уметь перерабатывать полученную информацию – наблюдать и делать выводы (на этапе первичного закрепления). Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы. Для учеников: Познавательные: а) уметь добывать новые знания – находить необходимую информацию в учебнике (на этапе открытия нового знания); б) уметь перерабатывать полученную информацию – наблюдать и делать выводы (на этапе первичного закрепления). Коммуникативные: Для учителя: Стимулировать желание обучающихся высказывать и обосновывать свою точку зрения. Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре и группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Для ученика: а) уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, обосновывать этапы решения учебной задачи; б) уметь слушать и понимать речь других; в) участвовать в беседе на уроке (коммуникативные УУД формируются в течение всего урока). Регулятивные: Для ученика: а) уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя (на этапе постановки учебной проблемы); б) уметь обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (на этапе постановки учебной проблемы); в) уметь оценивать полученный результат (рефлексия). Для учителя: Учить определять тему и задачи деятельности на уроке с помощью учителя; Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Учить планировать учебную деятельность на уроке; Учить в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Предметные: Формирование у учащихся умения определять место звуков [г], [г'] в словах
|
Открытие нового знания |
Проектор, презентация |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты: формируемые УУД |
|
|||||||||||||||||
Организация начала занятия. (2 мин) |
-Добрый день, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения.
-Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Сегодня на уроке мы ребята отправимся в сказку. (1 слайд)Послушайте “На чердаке жил котёнок по имени Гав. Он был рыжий. Когда соседский кот узнал, что рыжего котёнка зовут Гав…сказал: -Во дворе такого котёнка ждут одни неприятности» -Вы узнали сказку? Назовите автора. Котёнок Гав услышал соседского кота и подумал: « Что за неприятности и зачем они меня ждут?» И сейчас же спустился во двор. -Готовы ли вы отправиться вместе с котёнком Гавом ,и если надо, помочь ему?
|
Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. К нам без опоздания приходи старание. Мы пришли сюда учиться, Помоги нам потрудиться.
Ребята усаживаются и настраиваются на предстоящий урок. Подарить всем хорошее настроение!
|
Личностные: (Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника) |
|
|||||||||||||||||
Актуализация знаний
Выявление места и причины затруднения
Сообщение темы, цели и задач урока
Построение проекта выхода из затруднения.
Открытие детьми нового знания
Ф/м
|
Шел-шел Гав, а на встречу ему буквы
Назовите буквы, которые встретились котёнку? Жили буквы в домике, пошли гулять да заблудились. Надо им помочь - Поможем, дети, буквам? -Расселите буквы в два домика. Какие буквы поселите в дом с красной крышей? -А какие буквы поселите в домик с синей крышей? Обрадовались гласные буквы, что попали домой и запели. Давайте споём с ними Помог Гав буквам и решил отдохнуть. В это время во двор вышел… Красные лапки, Звукобуквенный анализ слова “гусь”. Давайте произнесём первый звук. У. Гуся звали Гена. Составление схемы слова Гена с помощью фишек. Произнесите первый звук (характеристика звука [г ’])
-Кто попытается сформулировать тему урока? Какие задачи поставим перед собой на уроке?
Гусь тоже увидел Гава и подумал : «Вот идёт рыжий котёнок. Что-то раньше я его не замечал. Надо его напугать, а если он смельчак, то я с ним подружусь!» Гусь как закричит: «Га-га-га. Не пущу тебя, защиплю тебя!» -Что же делать, ребята, как спасти котенка от этой неприятности? Надо ему позвать на помощь друзей. Возьмите карточку лото и закройте фишками те ячейки с изображения животных, в названиях которых есть изучаемые звуки.
Вы справились с заданием! -Почему вам удалось выполнить правильно это сложное задание? Гусь понял, что у котенка много друзей, готовых прийти ему на помощь и пропустил его. - Котенок догадался, какая буква получилась! А вы? Кто догадался, какая буква получилась? Из каких элементов она состоит? И тут котенку пришли на ум такие стихи: Перед нами буква… (Г) Стоит подобно кочерге. С. Маршак И подобно кочерге, Горбит спину буква... (Г) А. Шибаев
Мы в лесок пойдём, Мы грибок найдём В шапочке нарядной, Светло-шоколадной. Ты не прячь. Грибок, Под листок свой бок. Ты ребяткам нужен К вечеру на ужин. Котенок помчался дальше, мы с ним. |
Читают буквы хором.
Да!
Выходят к доске по одному и «расселяют» буквы
Поют песенку с помощью только гласных.
Дети составляют схему с помощью фишек.
Характеристика звука [г]
[г], [г '] Учиться считать слоги, слова, предложения с буквой Г. Познакомиться с печатной буквой Зз
(мнения детей).
Работа в парах
(ответы детей). |
Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
|
|||||||||||||||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Включение в систему знаний
Рефлексия
|
Он решил погостить у весёлых гномиков: Тима и Тома. -Взмахнет Том или Тим своей звездой и скомандует: Ну-ка, гласный, Сольется гласный звук с согласным – и получится слог-слияние. Только у Тима получаются…. мягкие слияния, а у Тома – твердые. Вот мы сейчас и прочитаем по слоговым таблицам слоги, которые сделали Том и Тим. Вот и стали гномы перекликаться, слоги составлять, чтобы потом из них слова делать. Гномик Том скажет... Учитель по очереди вывешивает прочитанные гласные. Дети читают все слоги с буквой г. Затем они подбирают слова, в которых есть слоги га, го, гу, ги, ге. У. Подберите слова со слогами гя, гё, гю. Дети затрудняются. – Не огорчайтесь, ведь вы ещё не знаете, что в русском языке нет слов с такими слогами. Тогда зачем же их читать?(ответы детей) Да затем, что очень часто в русский язык приходят слова из других языков, в которых могут быть такие слоги. Например, есть в Азербайджане город Гянджа, есть в горах прекрасное озеро Гёк-гёль, а есть имя девочки (она учится в нашем классе)– Гюзяль. Так что слоги все нужны, слоги все важны, и все их надо уметь читать. Работа с «букварём». Чтение слов(по цепочке) и предложений с изученными буквами). Понравилось котёнку в гостях, но пора и честь знать, надо возвращаться домой. Но на пути у Гава встала большая собака.(слайд) -Эй ты, рыжий, как тебя зовут?» -Гав!-сказал котёнок. -Чтоооооо?!-удивилась собака. -Гав! -Ах, ты еще и дразнишься! -закричала собака и погналась за котёнком, но…не поймала. Продолжение чтения сказки хорошо читающим учеником стр.80 «Букварь».
Что нового вы узнали на уроке? - Что особенно вам понравилось? Почему? - Что вызвало затруднение? Почему? Продолжите фразу: расскажу дома, что…
|
. Тим зеленой одежде и с зеленой звездой, Том в синей одежде и с синей звездой
Д. Га. У. А ответит Тим... Д. Гя. У. Гномик Том крикнет... Д. Го! У. А ответит Тим... Д. Гё!
|
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |