Буква Г
Литературное чтение 1 КЛАСС.
ТЕМА УРОКА “БУКВА Г. ЗВУКИ [Г], [Г']”
ЦЕЛИ:
познакомить с новыми звуками [г], [г'] и буквами Г, г; формировать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов;
развитие мышления, речи, фонематического слуха;
воспитание бережного отношения к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: «Азбука» В.Г. Горецкий,
Доска оформлена: человечки-буквы Г «мягкий» и «твёрдый», картинка Гномика, слоговые схемы.
Ход урока
Организационный момент. (1 минута)
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, отвечать,
Тексты умные читать.
II. Повторение изученного. Проверка Д/З. Пока дети повторяют стихотворение учитель проверяет, есть ли в тетради напечатанное стихотворение.
Хором рассказываем стихотворение с.116
Что интересного в слове ЯБЛОКО?
Когда ещё буква Я обозначает 2 звука?
К нам ещё спешит гость.
А кто, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:
-Это … . ГНОМ
Вывесить картинку гнома.
Кто такой гном? (вручить драгоценные камешки-картинки за правильный ответ)
Он принёс нам задания, за правильно выполненные задания вы будете получать драгоценные камешки, собирать свой клад. В конце урока посмотрим, у кого самый большой клад.
Давайте повторим правила.
Хочешь ответить- не выкрикивай ….. (дети добавляют)
Если 1 отвечает-остальные…….
Работа над новым материалом
Чтение слов с доски (Делим на слоги, ставим ударения). Как определить количество слогов? Как поставить ударение? (4 ученика-камешки раздать)
Галя корзина.
Гена гриб
Какое слово лишнее и почему? Полный ответ (камешек)
КОРЗИНА
Нет буквы Г
Какую букву будем сегодня изучать? Букву Г
На что похожа буква Г?
Высказывания детей
Перед нами буква Г стоит подобно кочерге
Знакомство со звуками [ г] , [ г']. Чтение слогов.
3. Работа с чистоговоркой
- Повторите за мной все слоги чётко.
Гу–гу-гу – бегу, как могу,
Га-га-га – зелёные луга,
Го-го-го – Гоше нелегко,
Ги-ги-ги – маме помоги.
4. ГОРОД БУКВ –заполнить.
Вывесить 2 буквы
Почему у нас 2 буквы? (за правильный ответ-камешки)
-Звук Г бывает мягким, а бывает твёрдым.
Приготовьте схемы.
4. Я называю слова, если Г-твёрдый-вы поднимаете синий квадратик, если Г-мягкий - то зелёный квадратик.
Грибы, круги, снеговик, глаза, гиря, ягоды (3человек работают у доски-слоги, ударения) по 1 с каждого ряда.
5. Работа с учебником
С.119 Я читаю слова, а дети за мной. Дети читают слова по цепочке.
К какому слову схема? (Гена). Почему некоторые слова в тексте написаны с большой буквы? (имена пишу с большой буквы). Какое ещё имя нам встретилось при чтении? (Галя)
Чем отличается звук Г в слове Галя от звука Г в слове Гена?
Чтение текста учителем. Сколько предложений в тексте? Озаглавьте текст. Какие бываю грибы? Как называется по-другому боровик? Какая особенность у этого гриба? (никогда не темнеет).
Как нужно собирать грибы?
Раздать грибочки.
Они вам понадобятся в конце урока.
Чтение сильным ребёнком. Чтение эстафетой.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Вот он, гриб – боровик!
И красив он, и велик!
(Восклицательные предложения, интонация)
Чтение хором.
Чтение детьми.
IV. Физкультминутка (2минуты)
Гномы утром рано встали
И зарядку делать стали.
Руки вверх, руки вниз
И к соседу повернись.
Пригласили всех друзей,
Чтобы было веселей.
V.Закрепление материала.
Развитие речи. С.118 –рассмотреть картинку в учебнике, послушать сказку-стихотворение.
На полянке возле леса
Три гриба стояли тесно.
В белом грибе жил садовник,
В мухоморе жил сапожник,
Ну, а в грузде в стороне
Живет мама в тишине.
Кто запомнил, о каких грибах шла речь в стихотворении? (белый, мухомор, груздь). Какой гриб лишний, почему?
Работа с пословицами, поговорками.
Не делай другим того, чего себе не пожелаешь.
Как вы понимаете это высказывание?
Сам себя губит, кто других не любит. Как понимаете это высказывание?
Напечатайте в тетрадь (цветное письмо). Гласный-красным карандашом, мягкий согласный-зелёным, твёрдый согласный- синим карандашом(ручкой).
Не говори «гоп», пока нее перепрыгнешь.
Как понимаете это высказывание?
Ты, гроза, грозись, а мы друг друга держись.
Как понимаете это высказывание?
Пока дети печатают, учитель раздаёт конвертики с заданием.
VI. Закрепление материала (8 минут).
Работа в парах. Наклеить слова с буквой Г (подписать).
VII. Итог урока (2минуты).
- С какими звуками мы знакомились? Охарактеризуйте звук Г.
- Какой буквой на письме обозначаются данные звуки?
Подсчитать, кто больше всего собрал драгоценных камешков.
Какой в школе самый главный клад? Если ребята не скажут, то подвести их к мысли, что это знания, которые они получают в школе.
VIII. Рефлексия (2 минуты).
Если всё было понятно поднимите зелёные квадратики, если что-то не поняли-синие.
X. Домашнее задание.
Читать с.118-119, если понравилась картинка - составить сказку с.118
Гномик принёс вам подарочки. Прочитайте текст и раскрасьте портрет гномика, который он оставил вам на память о нашем уроке.
Прощаться пришла пора
И азбуку закрыть пора!
С ней узнали много слов
И много всяких всячин
И если ты запомнил их
Не зря урок потрачен.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнём урок опять.