Структура урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Методы, приёмы обучения для решения задач коррекционной направленности
|
Обучающиеся с нормой развития
|
Обучающиеся с ОВЗ
|
Организационный момент
|
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок! (посадка детей).
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Оцените свою готовность и покажите соответствующую карточку:
1 балл – совсем не готов,
2 балла – не готов,
3 балла – не очень готов,
4 балла – почти готов,
5 баллов – к уроку полностью готов.
-Итак, мы начинаем урок обучения грамоте.
|
Поднимают соответствующую карточку.
|
Поднимают соответствующую карточку.
|
Прием «Баллы и образы».
Умение оценивать свое отношение к перечисленным действиям. Умение прогнозировать виды своей деятельности
|
Мотивация
|
Ребята, пока я шла к вам на урок, у меня буквы рассыпались. Помогите мне правильно их разобрать.
- Называйте буквы, которые нужно поселить в красный домик.
|
Называют знакомые буквы
|
Называют с опорой
|
Используется касса букв. Затем вывешивается последовательно схемы: гласные буквы, согласные буквы.
Метод «Визуальная опора». У детей с ЗПР развивает положительную учебную мотивацию, развивают интерес к познанию, коммуникативные навыки.
|
Какая буква заблудилась?
|
Проверяют и, если необходимо корректируют.
|
Проверяют, сравнивая со схемой гласных и согласных букв, вывешенных на доске.
|
- Какие это буквы?
|
Гласные
|
Гласные
|
Интерпретация приёма “Я беру тебя с собой “. Умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
|
- А как мы определяем, что звук гласный?
|
Гласный потому, что произносятся голосом, без преград, образуют слог, можно петь.
|
Поются
|
- Назовите буквы, которые нужно поселить в синий домик. Какие это буквы?
- Чем отличается буква от звука?
|
Называют.
Согласные.
звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим
|
Называют с опорой.
Согласные
буквы пишем, а звуки слышим
|
- Какую буквы мы изучили на прошлом уроке?
|
букву д
|
букву д
|
- Найдите в кассе букв и покажите.
|
Выполняют.
|
Выполняют.
|
- Молодцы! Вы справились с этим заданием.
|
|
|
-Чтобы проверить, как мы поняли содержание этой темы, я предлагаю, работая в группах, выполнить задание.
На эту работу – 3 минуты.
|
Дайте характеристику звуку [д], [д’].
Работают по карточкам,
на закрепление предыдущей темы, письменно отвечая.
|
Работают по карточкам,
на закрепление предыдущей темы.
Задание для группы:
- Ребята помогите Маше и Мише (картинка с куклами) выберите картинки с предметами, которые начинаются на букву Д.
Обсудите, в каких словах звук[д], а в каких [д’].
Картинки со звуком [д] пометьте синим цветом, а со звуком [д’] – зеленым.
|
Метод «Групповая работа», приём «Советуйтесь». Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль), умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, умение планировать общие способы работы.
|
-Выполнили работу, какой следующий шаг?
- Давайте проверим нашу работу. Послушайте ответы первой группы, если согласны с ответом, то поднимите зелёную карточку, если не согласны –красную.
- А теперь следующие группы зачитают свои ответы.
- Кто все задания выполнил правильно?
|
- Проверяем
Слушают, проверяют, работают по системе «Светофор»
|
Проверяют с опорой на слайдовую презентацию.
Слушают, проверяют с опорой на слайдовую презентацию, работают по системе «Светофор»
|
Приём «Светофор». Умение оценивать свои результаты, с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.
|
- Молодцы! Вы справились с этим заданием.
|
|
|
|
- Чтобы узнать, о какой букве мы будем говорить сегодня, назовите предметы, изображенные на картинках.
|
тёрн, торт, тюльпан, тарелка
|
тёрн, торт, тюльпан, тарелка
|
Приём «Проблемная ситуация» (адаптированный для первоклассников). Умение мобилизовать собственные силы, умение совершать волевое усилие;
умение создавать алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками.
|
Что такое тёрн?
|
тёрн – колючий кустарник с терпкими темно – синими плодами
|
кустарник
|
Распределите прозвучавшие слова на две группы.
|
Анализируют, предполагают результат.
|
Рассматривают, наблюдают, предполагают
|
Приём «Классификация». Умение упорядочивать объекты и свои знания о них, формирует общеучебные и логические универсальные действия.
Один ребёнок выходит и передвигает картинки,
группируя их.
|
-Объясните нахождение слов в первой группе.
|
В первую группу можно отнести слова торт, тарелка, потому что они начинаются со звука [т].
|
в них звук[т]
|
-Объясните нахождение слов во второй группе.
|
Во вторую группу можно отнести слова тёрн, тюльпан, потому что они начинаются со звука [т’].
|
в них звук [т’]
|
- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.
|
О букве т.
|
О букве т.
|
Приём «Побуждение» - вызов мотивов получения новых знаний. Умение прогнозировать предстоящую работу, умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
|
- Кто попробует сформулировать тему урока?
- Ребята, проговорите нашу тему в группах.
|
Согласные звуки [т], [т’].
|
[т], [т’]
|
- Итак, наша тема «Звуки [т],
[т’] и буква, которая их обозначает».
На доске фиксируется тема урока.
|
|
|
Целеполагание
|
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого, написанные на доске фразы.
(Фразы на слайде презентации:
Познакомиться со..
Учиться отличать..
Учиться читать..)
Кратко фиксирует ответы на доске (ключевые слова.
|
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. Познакомиться со звуками [т], [т’] и буквой, которая их обозначает,
учиться отличать звуки [т], [т’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв,
учиться читать слоги и слова с новой буквой.
|
Работа в паре, проговаривают друг другу цели, а «Маленький учитель» проверяет правильность формулирования цели.
|
Приём «Досмысливание», предлагаются «Слова-помощники». Умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, умение полно и точно выражать свои мысли.
Приём «Маленький учитель». Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий).
Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации. Коррекция - внесение дополнений и корректив.
|
- Цель нашего урока - познакомиться со
звуками [т], [т’] и буквой,
которая их обозначает.
|
|
|
Планирование
|
- Цель у нас есть. Как вы думаете, какой следующий шаг?
|
- Планирование
|
- План
|
Метод «Групповая работа», приём «Советуйтесь» (норма развития). Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль), умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, умение планировать общие способы работы.
Приём «Маленький учитель» (ЗПР). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий).
Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации. Коррекция - внесение дополнений и корректив.
|
- Давайте вспомним, по какому плану мы работали на прошлом уроке?
|
Вспоминают, отвечают.
|
Повторяют друг другу.
|
- Работая в группах, обсудите, можно ли использовать план изучения буквы Д для изучения буквы Т?
|
Выстраивают план, проговаривая последовательность.
|
Смотрят в тетрадь. Читают.
|
Составим план для нашего урока. (Слайдовая презентация с графическими символами по каждому пункту плана).
|
Слушают друг друга и проверяют.
|
Проговаривают «Маленькому учителю»
|
Реализация плана
|
- К нам на урок хочет кто-то прийти. Угадайте, кто это? Загадывает животное. Отвечает на вопросы учеников.
|
Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет». Выясняют, что это дикое животное, живет в морской воде, любит рыбу, а вместо ног - ласты. В названии животного два слога и пять звуков.
|
Рассматривают предложенные картинки животных, выбирают нужное, подходящее под описание, выявленное в игре «Да-нетка».
Показывают картинку с изображением тюленя.
|
Приём «Да-нетка». Умение связывать разрозненные факты в единую картину, умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга.
|
- Назовите первый звук в этом слове.
|
[т’]
|
[т’]
|
Фронтальный метод.
Умение работать с ранее полученной информацией, умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее, участвовать в диалоге на уроке.
|
- Произнесите первый звук в этом слове хором
|
произносят несколько раз звук [т’]
|
произносят несколько раз звук [т’]
|
.-Скажите, какой это звук?
|
Этот звук согласный, потому что при его произнесении поток воздуха проходит через горло не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой, потому что при его произнесении мы слышим шум. Этот звук мягкий, потому что мы его произносим мягко.
|
Согласный, мягкий.
|
- У нашего тюленя есть одна проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать - он не знает. Ребята, помогите ему. Какая кличка подойдет ему сегодня на уроке: Кеша или Том?
|
Ему сегодня подойдет кличка Том, потому что в этом слове есть наш новый звук.
|
Том.
|
Приём «Яркое пятно». В качестве яркого пятна – «гость урока», персонаж «Тюлень». Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; умение формулировать познавательные цели, выходя за пределы требований программы.
|
- Назовите первый звук в этом слове.
|
[т]
|
[т]
|
- Произнесите этот звук хором.
|
произносят несколько раз звук [т]
|
произносят несколько раз звук [т]
|
- Охарактеризуйте его.
|
Звук [т] согласный, потому что при его произнесении поток проходит через горло не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой, потому что при его произношении мы слышим шум. Этот звук твердый, потому что мы произносим его твердо.
|
Согласный, твёрдый, глухой.
|
На доске показ с вывешиванием схем.
- Сделайте вывод по первой части нашего урока.
|
Мы сегодня познакомились со звуками [т] [т’]
|
Познакомились со звуками [т] [т’]
|
- Во время физкультминутки вы узнаете, что делает Том в течение дня. Если услышите слово со звуком [т], то поднимаете руки вверх и хлопаете. Если услышите слово со звуком [т’], то наклоняетесь вперед, опуская руки вниз.
|
Физминутка – игра. Выполняют, соответственно услышанным звукам, движения: играет, плавать, купаться, лежит, нырять, спит, ловит рыбу, дружит.
|
Физминутка – игра. Выполняют, соответственно услышанным звукам, движения: играет, плавать, купаться, лежит, нырять, спит, ловит рыбу, дружит.
|
Приём «Игра». Навык активного слушания, активизации познавательного интереса учащихся, умение слушать и понимать речь других, умение
работать с ранее полученной информацией.
|
Контроль
|
-Том очень хочет увидеть букву, с которой начинается его имя. Кто знает, как она выглядит?
|
Пишут на листочках букву «т»
|
Найдите ее в классе и покажите. (Дети показывают букву Т.)
|
Приём «Побуждение» - вызов мотивов для демонстрации освоенных на уроке знаний. Умение мобилизировать собственные силы, к волевому усилию, умение выражать свои мысли, вступать в диалог,
слушать и слышать других.
|
- Изобразите букву Т с помощью рук.
|
Изображают.
|
Изображают.
|
- В какой домик мы поместим букву Т?
|
Букву «т» мы поместим в синий домик. Потому что она согласная.
|
Синий.
|
-Давайте посмотрим какое место занимает буква Т в алфавите.
|
Рассматривают алфавит. Показывают местоположение буквы друг другу.
|
Рассматривают алфавит. Показывают местоположение буквы друг другу.
|
- А чтобы лучше запомнить новую букву надо почитать слоги. Откройте учебник. Прочитайте слоги. Все хором.
|
Чтение хором.
|
Чтение хором.
|
- Чтение слогов и слов на доске. По рядам.
|
Читают.
|
Работа в паре, читают друг другу слоги, а «Маленький учитель» проверяет правильность.
|
Приём «Маленький учитель». Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий).
Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации, умение сотрудничать. Коррекция - внесение дополнений и корректив.
|
- Перед вами карточки-загадки. Выполните задание и вы увидите отгадку.
На эту работу – 3 минуты.
|
Работают по карточкам,
на закрепление темы. Задание: чтобы увидеть отгадку, соедини буквы в определенном порядке. А а И и М ы Л м е ю э Ю Я ь я О У о л Е ё Н Р н Ё д Т т. Обрати внимание, есть ли среди этих букв, буква, которую мы изучили сегодня, обведите её.
|
Работа с разрезанной картинкой (пазл «Тюлень»)
- Ребята помогите Маше и Мише (картинка с куклами) соберите картинки.
- Что получилось?
- Есть ли в названии изображения буква, которую мы изучили сегодня, назовите её.
|
Приём «Дидактическая игра». Умения решать доступные проблемные задачи. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение сотрудничать. Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
- Давайте проверим нашу работу. Послушайте ответы одноклассников. (Ответы по желанию ребят)
|
Ученик сообщает результат своей работы, о способе её выполнения. Затем сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
|
Ученик сообщает результат своей работы, о способе её выполнения. Затем сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
|
Приём «Сообщи свое Я». Умение оценивать деятельность и способы решения проблемы; сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи; умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
|
Оценивание
|
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чем испытали затруднения?
Кому сегодня было легко?
Кому ПОКА было трудновато?
Кто доволен сегодня своей работой?
|
Участвуют в опросе, аргументируют своё мнение.
|
Участвуют в опросе.
|
Метод «Анализирование и рефлексия». Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, развитие рефлексивных умений.
|
Ребята, а сейчас оцените свою работу. Если вы работали на уроке хорошо, и вам было все понятно, то выберите солнышко, которое улыбается, если кто – то считает, что работал, не достаточно активно, то выберите нейтральное солнышко, а если совсем не работал на уроке, то грустное солнышко.
|
сигнализируют о своей оценке работы на уроке с помощью карточек с рисунками
|
сигнализируют о своей оценке работы на уроке с помощью карточек с рисунками
|
Приём «Солнышко». Умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
|
Рефлексия
|
Итак, ребята давайте вернемся к цели нашего урока.
|
Мы должны были познакомиться со звуками [т], [т’] и буквой, которая их обозначает, учиться отличать звуки [т], [т’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать с новой буквой.
|
Познакомиться со звуками [т], [т’] и буквой, которая их обозначает.
|
«Итог». Навык ценностного отношения к совместной деятельности, развитие рефлексивных умений, умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли, высказывать свои предположения.
|
-Что можете сказать по окончанию урока?
|
Поставленные цели достигнуты.
|
Цели достигнуты.
|
Всем спасибо за урок! Молодцы!
|
|
|
Ватолина Светлана Анатольевна
Лиана