12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михалёва Наталия Сергеевна673
"Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому" В.Распутин
Россия, Тульская обл., Ефремов

1.Повторение изученного.

Открыли тетради, записали число, классная работа. Пропустив 2 чистых строчки, выполняем первое задание по повторению.

Цифровой диктант

Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: читаю вам утверждения. Если вы согласны ставите 1, если не согласны – 0.

1) Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.

2) Слово «удивление» - это глагол.

3) В слове «не(?)годовать» не пишется отдельно.

4) Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь

5)  Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?  

6) В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.

7) Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.

- Проверим работу.

- Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Проб…жав с километр по едва приметному бере…ку, зар…сшему камышом, осокой и мелким кустарником, Васютка остановился и перевёл дух.

Только иные тр…пинки зар…стают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зар…стут.

С замирающим сер…цем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капел…ками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры.

Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение д…лёкого самолёта.

С каждым днём прих…дилось забират…ся всё дальше и дальше в глубь леса.

Он был уверен, что СОБЕРЁТ дрова на ноч….

- Проверим выполненное задание по цепочке. Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А кто допустил ошибки, в следующий раз постарайтесь.

Из какого произведения взЯты эти примеры? (Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»)

2.Мотивация к учебной деятельности

Все эти предложения объединяет наличие в них слов с чередующимися гласными. Напомните, от чего зависит написание корней -раст-(-ращ-) /-рос-, скак скоч, лаг,лож. Теперь посмотрите на 3 и 4 предложения. Выделим в этих словах корни и суффиксы.

- Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о чередовании)

- Какие гласные чередуются в последних предложениях? (Чередование гласных Е и И)

- Сформулируйте тему урока.

– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И. Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.)

Запишите тему на пропущенной строчке

- Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока.

1) Научиться находить корни с чередованием е и и.

2) Сформулировать правило.

3. Первичное закрепление.

Наблюдение. На доске слова с чередующимися гласными Е – И. 

подбирать – разбери

растирать – стереть

блистать – заблестеть

напирать – запереть

– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные

– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

 – Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

- Давайте сверим нашу формулировку с учебником. Откроем учебник на стр.112. Прочитаем правило.

3. Применение нового знания.

- Мало знать определение, важно уметь находить корни с чередованиями. Давайте сформулируем алгоритм нахождения нахождения чередующейся гласной в корне слова:

Расст… лать-

1. Выделим корень, подобрав однокоренные слова.

2. Подберем слово с чередованием

3. Вставим пропущенную букву.

- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении слова с чередованием гласных е и и.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

2) Песня замирает далеко в полях.

3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.

4) С кем поведешься, от того и наберешься.

– Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. 

корни примеры

БИР – БЕР подбирать – разбери

ПИР – ПЕР напирать – запереть

ДИР – ДЕР задирать – дерёт

ТИР – ТЕР растирать – стереть

МИР – МЕР замирать – замереть

БЛИСТ – БЛЕСТ блистать – заблестеть

СТИЛ – СТЕЛ расстилать – подстелить

ЖИГ – ЖЕГ разжигать – зажечь

ЧИТ – ЧЕТ вычитать – вычет Искл: сочетать, сочетание

4.Выполним задание из учебника. Е или и? Обозначьте изучаемую орфограмму.
1. Звёзды забл..стели. Взб..раемся на вершину. Зам..реть от восторга. Заж..гать костёр. Степь расст..лается.
2. Оп..раться на перила. Зап..реть дверь. Нат..рать пол. Пост..лить ковёр. Прот..реть окно. Приб..рать комнату.

5.Распределительный диктант

– Ребята, я буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка.

Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться, предложить, командовать, росли, вытирать. 8. Самостоятельная работа.

6.Готовимся к ЕГЭ. Умение различать орфограммы в корне слова понадобится вам на ЕГЭ. Сейчас это задание 9. Пробуем.

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1.блестеть, запирать, зажигаться

2. вдалеке, сцепление, раплогаться

3. скрипучий, росток, домашний

4. замирает, расстилается, растёт

5.баскетбол, бинокль, профессия


7. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились

- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.

- Молодцы, ребята. Сегодня вы на уроке работали очень хорошо.

8. Домашнее задание:  п.112; составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне или упр. 649

Лист для индивидуальной работы

Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Проб…жав с километр по едва приметному бере…ку, зар…сшему камышом, осокой и мелким кустарником, Васютка остановился и перевёл дух.

Только иные тр…пинки зар…стают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зар…стут.

С замирающим сер…цем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капел…ками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры.

Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение д…лёкого самолёта.

С каждым днём прих…дилось забират…ся всё дальше и дальше в глубь леса.

Он был уверен, что СОБЕРЁТ дрова на ноч….

подбирать – разбери

растирать – стереть

блистать – заблестеть

напирать – запереть

Расст… лать-

- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении слова с чередованием гласных е и и.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

2) Песня замирает далеко в полях.

3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.

4) С кем поведешься, от того и наберешься.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.