Конспект урока русского языка с раздаточным материалом «Правописание букв Е//И в корнях с чередованием» (5 класс)
рабочий лист по темеDOCX / 28 Кб
/data/files/f1678619373.docx (рабочий лист по теме)
рабочий лист 2DOCX / 27.94 Кб
/data/files/f1678619447.docx (рабочий лист 2)
Буквы е,и в корнях с чередованием. СамопроверкаPPTX / 624.2 Кб
/data/files/y1678619697.pptx (Буквы е,и в корнях с чередованием. Самопроверка)Класс: 5
Тема: «Правописание букв Е//И в корнях с чередованием»
Дата проверки:
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений и рефлексии (урок закрепления)
Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами;
сформировать у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).
Задачи:
вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
отработать навыки “опознавания” корней с чередованием и безударной поверяемой гласной в корне
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв е-и в корнях с чередованием гласных в корнях -бер-/-бир- и др.;
- овладение умением объяснять написание букв е-и в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях; выделять корень в слове, видеть опознавательные признаки орфограммы, отличать чередующуюся гласную от проверяемой
2. Метапредметные:
регулятивные - обучение умению выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,овладение приемами отбора и систематизации материала;
познавательные - совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
коммуникативные - развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности, формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, совершенствовать и развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся;
3. Личностные:
понимание необходимости изучения правила и его практического применения в жизни;
стремление к речевому совершенствованию;
воспитывать интерес к изучению русского языка
Деятельность учащихся: орфографический тренинг.
Основные понятия: изменение звука/буквы в пределах одной морфемы, правописание букв Е//И в корнях с чередованием.
Основы смыслового чтения и работа с текстом: совершенствовать умения выразительного чтения.
Оборудование:
учебник русского языка 5-й класс под редакцией Разумовской М.М.
листы учета знаний, презентация, технологическая карта урока, раздаточный печатный материал, таблица “Буквы Е//И в корнях с чередующимися гласными”.
Слайд 1
1. Организационный этап. I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ребята! Садитесь.
Запишите в тетради число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока.
Перед вами на партах лежат рабочие листы
Рисунок 1. Обратите внимание, что оценивать себя вы будете сами в листах учета знаний. Обратите внимание, что все задания вы сами будете оценивать в баллах. Посмотрите, что должно получиться в итоге. Вам интересно, сколько баллов вы наберете и какую оценку получите?
2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Слайд 2 Прочитайте текст
На опушке леса я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу — листья в мешке шелестят...
Смех разбирает. Присаживаюсь на пенек, смотрю, слушаю: листья трещат, словно в них кто ворочается...
Меня начинает разбирать любопытство: «Что же за удивительная ноша у меня в мешке?» Беру его, развязываю и заглядываю внутрь. Ничего не вижу, только слышу, кто-то громко фыркает да сопит. Отшатываюсь назад, а из мешка выскакивает и быстро удирает от меня еж. По В.Мишурину
- Как можно озаглавить текст? ( Случай в лесу.)
- Запишите название текста.
- Какова его основная мысль?
-К какому типу речи относится этот текст?
- Какие слова выделены в тексте? Выпишите эти слова. Выделите орфограмму.
- Почему именно эти слова выделены и как они связаны с предыдущей темой урока?
Слайд 3
- Как может звучать тема нашего урока?
- Какие цели для себя каждый может поставить? Запишите вашу цель урока и посмотрите, соответствует ли она нашей общей цели.
Урок закрепления
Даст нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать
Слайд 4,5
- Начнём работу с задания “Буквенный диктант” Что вы будете делать, выполняя это задание?
Время выполнения 1-2 минуты Соб…раешь, отд…раешь, зам…р, зап…рает, прот…реть, бл…стеть, выж…гал, расст…лить
Самопроверка
- Результат занесите в листы учета.
- Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. Тот, кто сделал ошибки, не переживайте, значит нужно повторить правило.
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
- Почему возникло затруднение? Чего хватает для правильного решения? (Повторить правило правописания чередующихся гласных в корнях слов)
Слайд 6
Рисунок 2. Повторить правило правописания чередующихся гласных в корнях слов - эталон
-Возьмите в руки сигнальные карточки, я вам буду предлагать слова, а вы поднимите нужную сигнальную карточку, если гласные в корне чередующиеся.
Набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать, затерялся, помирились
Слайд 7 - Посмотрим, кто был самым внимательным. Услышав какие слова, мы не должны были вообще поднимать карточки?
- В чём проблема? ( гласные в корнях безударные, а не чередующиеся)
- Какое правило еще надо вспомнить сегодня на уроке? ( правописание безударной гласной в корне слова)
Слайд
4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
- Для грамотного письма нам нужен чёткий алгоритм действий. Составьте план, по которому было бы удобно работать над чередующимися гласными в корне.
(Формулируем цель (научиться различать чередующимися гласными в корне и безударные гласные в корне)
Что нужно определить в первую очередь? (чередующиеся гласные в корне или безударные гласные в корне)
Для чего? (чтобы не ошибиться в написании буквы е или и)
Как? Запишем это схематично:
Слайд 8
- Итак, что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок? (нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня)
- Повторим по схеме порядок работы.
5. Этап реализации построенного проекта. Применение знаний.
- Объясним орфограмму в словах затерялся, помирились
Слайд 9-12
I. Задание: “3-е лишнее” Внимание на экран
Запирать, пировать, отпереть.
Замирать, умереть, помирить.
Приберечь, собирать, набирать
Слайд 13,14
2. Задание
Распределительный диктант
-Поменялись тетрадями с соседом по парте. Внимание на экран. Проверяем работу друга и оцениваем её. Вернули тетради. Не забудьте занести результат в лист контроля.
- Поднимите руку, кто выполнил задание правильно? Молодцы!
Слайд 15 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
- Можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении слов с чередованием (нужно знать правило).
Слайд 16,17
ТВОРЧЕСКИЙ диктант
В словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,
ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,
УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.
БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАПИРАТЬ КЛАСС
ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА
УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Слайд 18,19
Проверь себя ТЕСТ 4б
1. На месте пропуска пишется буква и .
соб..ру
зам..реть
нат..рать
пост..лить
2. На месте пропуска пишется буква е .
расст..лать
уб..рать
зам..реть
ст..рать,
3. Укажите номер правильного написания слов.
замереть от счастья
блестать красотой
померить друзей
блистеть на солнце
4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
помирить
пиршество
затирать
отмерять
Выбери себе уровень сложности Слайд 20 Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.
Подчеркните в данных предложениях слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
1. Галя вытирала посуду.
2. Кирилл застелил постель и стал собираться в школу.
3. Когда мама ушла на работу, Ира заперла дверь.
4. Мама замерла от удивления, когда увидела, как я убрал в комнате.
5. Скоро гости к нам соберутся.
Слайд 21 Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб...рать вещи, зам...рать от восторга, глаза бл...стят, заж...гать свечку, отд...рет наклейку, выт...рает пыль, отп...реть замок.
Слайд 22 Уровень 3 Я умею образовывать и правильно писать новые слова с чередованием гласных е//и в корне.
От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.
О б р а з е ц: утирать – стирать, растирать.
Нат...рать (вы-, об-), отп...реть (за-, под-) наст...лать (рас-, под-), ум...рать (за-, вы-).
Сравнивают и оценивают свои ответы
8.Этап включения в систему знаний и повторений.
Творческое задание . Составьте 3 предложения, используя любые данные словосочетания. Запишите в тетрадь. Выделите орфограмму в корнях с чередованием.
Бл_стеть на со_нце, пробираться сквозь, зар_сли, пол_гаться на друга, ум_рать от страха, соб_рать гр_бы, зам_реть от восторга, бл_стающий мир, заж_гаются звёзды , бл_снул луч, ра(с,сс)т_лить на тр_ве, бл_стающие р_синки, нат_реться кремом от загара, выт_рать полотенцем, р_стут во множестве, хорошее местопол_жение, ра(с,сс)т_лается туман.
Подведем итоги урока, обратимся к оценочным листам.
Вам интересно, какой результат получился? Вы добились той цели, которую поставили в начале урока?
9.Этап рефлексии учебной деятельности. Слайд 23
Сегодня на уроке я повторил........
Сегодня на уроке я научился.......
Мне было трудно...........
Надо поработать....................
Желаю ребятам и учителю.............
Слайд 24 ДЗ Творческая работа по теме «Корни с чередованием»
Составьте небольшой текст «В лесу» или «В походе», используя слова с чередованием гласных в корне слова.
Благодарю вас всех за урок. Мне с вами было очень приятно и интересно работать: вы сам и сформулировали тему урока и справились с трудными заданиями. Я ухожу с урока с хорошим настроением и надеюсь, что вы тоже.