12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталия54
Россия, Ленинградская обл., п.Мга

рабочий лист по темеDOCX / 28 Кб

/data/files/f1678619373.docx (рабочий лист по теме)


рабочий лист 2DOCX / 27.94 Кб

/data/files/f1678619447.docx (рабочий лист 2)

​​​​​​​


Буквы е,и в корнях с чередованием. СамопроверкаPPTX / 624.2 Кб

/data/files/y1678619697.pptx (Буквы е,и в корнях с чередованием. Самопроверка)Класс: 5

Тема: «Правописание букв Е//И в корнях с чередованием»

Дата проверки:

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений и рефлексии (урок закрепления)

Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами;

сформировать у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Задачи:

вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;

отработать навыки “опознавания” корней с чередованием и безударной поверяемой гласной в корне

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв е-и в корнях с чередованием гласных в корнях -бер-/-бир- и др.;

- овладение умением объяснять написание букв е-и в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях; выделять корень в слове, видеть опознавательные признаки орфограммы, отличать чередующуюся гласную от проверяемой

2. Метапредметные:

регулятивные - обучение умению выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,овладение приемами отбора и систематизации материала;

познавательные - совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

коммуникативные - развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности, формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, совершенствовать и развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся;

3. Личностные:

понимание необходимости изучения правила и его практического применения в жизни;

стремление к речевому совершенствованию;

воспитывать интерес к изучению русского языка

Деятельность учащихся: орфографический тренинг.

Основные понятия: изменение звука/буквы в пределах одной морфемы, правописание букв Е//И в корнях с чередованием.

Основы смыслового чтения и работа с текстом: совершенствовать умения выразительного чтения.

Оборудование: 

учебник русского языка 5-й класс под редакцией Разумовской М.М.

листы учета знанийпрезентациятехнологическая карта урока, раздаточный печатный материал, таблица “Буквы Е//И в корнях с чередующимися гласными”.

Слайд 1

1. Организационный этап. I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ребята! Садитесь.

Запишите в тетради число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

Перед вами на партах лежат рабочие листы

Рисунок 1. Обратите внимание, что оценивать себя вы будете сами в листах учета знаний. Обратите внимание, что все задания вы сами будете оценивать в баллах. Посмотрите, что должно получиться в итоге. Вам интересно, сколько баллов вы наберете и какую оценку получите?

2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Слайд 2 Прочитайте текст

На опушке леса я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу — листья в мешке шелестят...

Смех разбирает. Присаживаюсь на пенек, смотрю, слушаю: листья трещат, словно в них кто ворочается...

Меня начинает разбирать любопытство: «Что же за удивительная ноша у меня в мешке?» Беру его, развязываю и заглядываю внутрь. Ничего не вижу, только слышу, кто-то громко фыркает да сопит. Отшатываюсь назад, а из мешка выскакивает и быстро удирает от меня еж. По В.Мишурину



- Как можно озаглавить текст? ( Случай в лесу.)

- Запишите название текста.

- Какова его основная мысль?

-К какому типу речи относится этот текст?

- Какие слова выделены в тексте? Выпишите эти слова. Выделите орфограмму.

- Почему именно эти слова выделены и как они связаны с предыдущей темой урока?


Слайд 3

- Как может звучать тема нашего урока?

- Какие цели для себя каждый может поставить? Запишите вашу цель урока и посмотрите, соответствует ли она нашей общей цели.

Урок закрепления
Даст нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать



Слайд 4,5

- Начнём  работу с задания “Буквенный диктант” Что вы будете делать, выполняя это задание?

Время выполнения 1-2 минуты Соб…раешь, отд…раешь, зам…р, зап…рает, прот…реть, бл…стеть, выж…гал, расст…лить

Самопроверка

- Результат занесите в листы учета.

- Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. Тот, кто сделал ошибки, не переживайте, значит нужно повторить правило.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

- Почему возникло затруднение? Чего хватает для правильного решения? (Повторить правило правописания чередующихся гласных в корнях слов)

Слайд 6

Рисунок 2. Повторить правило правописания чередующихся гласных в корнях слов - эталон

-Возьмите в руки сигнальные карточки, я вам буду предлагать слова, а вы поднимите нужную сигнальную карточку, если гласные в корне чередующиеся.

Набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать, затерялся, помирились

Слайд 7 - Посмотрим, кто был самым внимательным. Услышав какие слова, мы не должны были вообще поднимать карточки?

- В чём проблема? ( гласные в корнях безударные, а не чередующиеся)

- Какое правило еще надо вспомнить сегодня на уроке? ( правописание безударной гласной в корне слова)

Слайд 

4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

- Для грамотного письма нам нужен чёткий алгоритм действий. Составьте план, по которому было бы удобно работать над чередующимися гласными в корне.

(Формулируем цель (научиться различать чередующимися гласными в корне и безударные гласные в корне)

Что нужно определить в первую очередь? (чередующиеся гласные в корне или безударные гласные в корне)

Для чего? (чтобы не ошибиться в написании буквы е или и)

Как? Запишем это схематично:

Слайд 8

t1678619185aa.gif

- Итак, что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок? (нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня)

- Повторим по схеме порядок работы.

5. Этап реализации построенного проекта. Применение знаний.

- Объясним орфограмму в словах затерялся, помирились

Слайд 9-12

I. Задание: “3-е лишнее” Внимание на экран

Запирать, пировать, отпереть.

Замирать, умереть, помирить.

Приберечь, собирать, набирать

Слайд 13,14

2. Задание

Распределительный диктант

-Поменялись тетрадями с соседом по парте. Внимание на экран. Проверяем работу друга и оцениваем её. Вернули тетради. Не забудьте занести результат в лист контроля.

- Поднимите руку, кто выполнил задание правильно? Молодцы!

Слайд 15 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



  6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. 

- Можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении слов с чередованием (нужно знать правило).

Слайд 16,17

ТВОРЧЕСКИЙ диктант

В словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне


СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,

ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,

УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.



БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

ЗАПИРАТЬ КЛАСС

ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ



7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.  Слайд 18,19

Проверь себя ТЕСТ 

1.  На  месте  пропуска  пишется   буква  и .

соб..ру

зам..реть

нат..рать

пост..лить

2.  На  месте  пропуска  пишется   буква  е .

расст..лать

уб..рать

зам..реть

 ст..рать, 

3. Укажите  номер  правильного   написания слов.

замереть  от  счастья

блестать  красотой

померить друзей

блистеть  на  солнце

4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 

помирить

пиршество

затирать

отмерять

Выбери себе уровень сложности Слайд 20 Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых  есть корни с чередованием гласных е//и.

Подчеркните в  данных предложениях  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Галя  вытирала посуду.

2. Кирилл  застелил постель и стал собираться в школу.

3. Когда мама ушла на работу, Ира заперла дверь.

4. Мама замерла от удивления, когда увидела, как я убрал в комнате.

5. Скоро гости к нам соберутся.

Слайд 21 Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб...рать вещи, зам...рать от восторга, глаза бл...стят, заж...гать свечку, отд...рет наклейку, выт...рает пыль, отп...реть замок.

Слайд 22 Уровень 3  Я умею образовывать и правильно писать новые слова с чередованием гласных е//и в корне.

От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.

О б р а з е ц: утирать – стирать, растирать.

Нат...рать (вы-, об-), отп...реть (за-, под-) наст...лать (рас-, под-), ум...рать (за-, вы-).

Сравнивают и оценивают свои ответы



8.Этап включения в систему знаний и повторений.

Творческое задание . Составьте 3 предложения, используя любые данные словосочетания. Запишите в тетрадь. Выделите орфограмму в корнях с чередованием.

Бл_стеть на со_нце, пробираться сквозь, зар_сли, пол_гаться на друга, ум_рать от страха, соб_рать гр_бы, зам_реть от восторга, бл_стающий мир, заж_гаются звёзды , бл_снул луч, ра(с,сс)т_лить на тр_ве, бл_стающие р_синки, нат_реться кремом от загара, выт_рать полотенцем, р_стут во множестве, хорошее местопол_жение, ра(с,сс)т_лается туман.



Подведем итоги урока, обратимся к оценочным листам.

Вам интересно, какой результат получился? Вы добились той цели, которую поставили в начале урока?

9.Этап рефлексии учебной деятельности. Слайд 23

Сегодня на уроке я повторил........

Сегодня на уроке я научился.......

Мне было трудно...........

Надо поработать....................

Желаю ребятам и учителю.............

Слайд 24 ДЗ Творческая работа по теме «Корни с чередованием»

Составьте небольшой текст «В лесу» или «В походе», используя слова с чередованием гласных в корне слова.



Благодарю вас всех за урок. Мне с вами было очень приятно и интересно работать: вы сам и сформулировали тему урока и справились с трудными заданиями. Я ухожу с урока с хорошим настроением и надеюсь, что вы тоже.









t1678619185ab.gif





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.