12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь63
Россия, Самарская обл., Тольятти

Теплых Любовь Валерьевна

Муниципальное образовательное учреждение «Миасская средняя общеобразовательная школа № 16»

Конспект комбинированного урока по русскому языку по теме: «Буквы И и Ы после приставок»

Учитель Теплых Любовь Валерьевна

6 класс

Миасс – 2008

Комбинированный урок по русскому языку

Проводится в 6 классе МОУ «МСОШ №16»

Тема: «Буквы Ы и И после приставок»

Цели:

1) научить выбору букв И, Ы после приставок на согласные;

2) расширять словарный запас учащихся, обращая внимание на этимологию слов; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать умение делать морфемный, словообразовательный, синтаксический разборы; закреплять навыки работы в парах при оценивании заданий;

3) воспитывать эстетическую чуткость к слову.

Оборудование: проектор, экран.

План урока:

Орг.момент – 1 мин.

Работа с текстом. Словарная работа – 10 мин

Наблюдение над языковым материалом – 5 мин

IV. Объяснение нового материала – 2 мин

V. Закрепление материала – 20 мин

1)упр. 151

2)Игра «Распредели слова»

3) Диктант «И или Ы?»

VI. Подведение итогов – 1 мин

VII. Домашнее задание – 1 мин

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня.

II. Работа с текстом. Словарная работа

1) Открываем тетради, записываем «Двадцать девятое октября. Классная работа». Пропускаем строчку для темы

С красной строки пишем «Словарная работа».

Теперь посмотрите на экран (На экране – зрительный ряд из предметов искусства), какие предметы вы видите? Какой сфере принадлежат они все? (Это предметы искусства).

Порассуждаем сегодня об искусстве. Прочитайте текст вслух:

Искусство – это восприятие в образах4. Понять картину, её замысел не всегда просто. Для этого нужно знать историю её создания, факты из жизни художника. В этом нам помогает искусствовед. Наука, изучающая и объясняющая предметы искусства, называется искусствоведением.

Тема текста? Какому стилю речи принадлежит текст? Что нужно знать для понимания картины? О какой профессии и науке идет речь в тексте?

2) Запишем в тетрадях первое предложение и сделаем синтаксический разбор (Один ученик у доски на оценку)

3) Какое слово выделено на экране? (искусство)

Найдем лексическое значение этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова (Один ученик ищет и зачитывает словарную статью).

4) Этимологическая справка слова «Искусство»

Хотите узнать историю слова «Искусство»? У меня есть «Словарь-справочник: Этимологические тайны русской орфографии». Из него мы и узнаем происхождение этого слова.

Оно пришло к нам из старославянского языка. Произошло от глагола КУСАТИ, т.е. «попробовать, отведать, испытать»:

ИС + КУСАТИ + СТВ + О

Обратите внимание в современном русском языке в этом слове пишется двойная С, т.к. раньше это слово делилось на морфемы (показать, на какие). А сейчас выделяется только корень -ИСКУССТВ-.

Итак, ИСКУССТВО обозначает «Дело, требующее особого умения, мастерства».

5) В тексте найдите однокоренные слова к этому слову (искусствовед, искусствоведение).

Произведем словообразовательный разбор:

Искусство искусствовед искусствоведение

III. Наблюдение над языковым материалом

Прочитайте текст на экране и определите, к какой из четырех картин он относится.

Безыскусственный характер ребенка притягивает внимание к картине. Все просто, без излишеств, без прикрас, естественно. Он похож на моего хорошего знакомого, живущего совсем неподалеку. Это и нравится зрителям - простота и ясность жизни.

Есть ли в тексте слово, однокоренное слову ИСКУССТВО? (безыскусственный)

Из текста определите значение слова.

Подберите синонимы (настоящий, обычный, простой, понятный).

Подберите антоним (искусственный.)

Запишем слово БЕЗЫСКУССТВЕННЫЙ в тетрадь. Разберем по составу.

Сравним со словом ИСКУССТВО, ИСКУССТВЕННЫЙ. Однокоренные ли это слова?

IV. Объяснение нового материала

Итак, есть случаи, когда в одном и том же корне мы пишем либо И, либо Ы.

Запишем теперь тему урока: «Буквы И, Ы после приставок»

Посмотрим орфограмму №28 в учебнике на стр. 67. (один ученик читает)

V. Закрепление материала

1)Запишем в тетрадь для правил алгоритм выбора буквы

Найти однокоренные слова

Если на И, то смотри на приставку:

если приставка на гласную + СВЕРХ + МЕЖ – то пиши И,

ора буквы стр. и том же корне мы пишем либо И, либо Ы.

т.к. если приставка на согл. – пиши Ы.

2) Выполним упр. 151 (один человек у доски)

3)Поиграем в игру «Распредели слова». На экране есть слова с орфограммой «Буквы И, Ы после приставок». Каждому ряду нужно выбрать свои слова по заданию и записать в тетрадь через запятую, выделив орфограмму:

1 ряд - Приставка на согласную, корень начинается на Ы

2 ряд - Приставка на согласную, но корень начинается с И

3 ряд - Приставка на гласную, корень начинается с И

4) Диктант «И или Ы?»

Я диктую словосочетания, а вы определяете слово с орфограммой и с красной строки, через запятую пишите только буквы И или Ы. Например, разыграть приз – где слово с нашей орфограммой? Какую букву пишем после приставки?

В конце мы проверим последовательность этих букв. Будьте внимательны!

После написания ученики меняются тетрадями с соседом по парте.

На экране дается правильный ответ и критерии оценки.

Итак, поставьте оценку друг другу.

Контроль: у кого – отлично, хорошо?

VI. Подведение итогов урока

Итак, сегодня мы учились определять гласные И, Ы в корне после приставок. Все старались, молодцы. За активную работу на уроке я ставлю пятерки следующим ученикам… За разбор предложения…

Поднимите руки те, кому урок понравился? Кто считает, что он был активен на уроке? Кто не совсем активен? Кто может работать лучше?

VII. Домашнее задание: стр. 68, упр. 153

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.