12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ашмаева Надежда Николаевна20
10

Чудесные превращения или Ы-И после приставок

Ашмаева Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Алдиаровская СОШ»

Янтиковского района Чувашской Республики



Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе


Тема: Чудесные превращения или Ы-И после приставок

Цели:

- организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления « Буквы и-ы после приставок»;

- формировать навыки обоснованного выбора гласных и-ы в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные:

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Форма проведения: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, презентация, экран, карточки с заданиями, рабочая тетрадь на печатной основе.




Ход урока

I Этап . Организационный момент

Я очень рада 
Войти в приветливый ваш класс 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 
Я знаю: каждый в классе гений. 
Но без труда талант не впрок. 
Скрестите шпаги ваших мнений 
Мы вместе сочиним урок! 

- Здравствуйте, ребята! Как видите, настроение у меня просто замечательное! А у вас оно какое? Я пожелаю вам, чтобы вы помогали друг другу, возникающие проблемы решали вместе, открывали новое, интересное, а самое главное- сохранилось бодрое настроение.

- Началом нашей работы станет знакомство с девизом (слайд)

- Прочитайте. Как вы понимаете это высказывание?

- Почему я это высказывание сделала девизом нашего урока?

-Сегодня на уроке мы будем открывать новое знание.

- Где оно вам пригодится? (В практике)

II. Мотивационный момент. Определение темы и цели урока

-Русский язык настолько богат и полон загадок, что каждый из нас может насладиться счастьем познания нового, неизведанного. Мы любите отгадывать загадки? Первая загадка? Внимание на экран.

Интрига (Смотрим видео- клип превращения хамелеона)

Кто это? (если затрудняются ответить на 1 вопрос)

2. Что происходит с хамелеоном под влиянием среды? Превращение.

3.Загадка вторая. В русском языке могут происходить превращения? Да.

Как об этом узнаем? (Исследуя слова)

риглашаю вас на урок-исследование. Любое исследование – это познание, глубокое изучение чего-либо, пошаговое приближение к истине. В течение урока нас будет сопровождать герой известного мультсериал. Уточнить тему урока поможет Маша:

-Искать...Сыскать…Что и в книжках с ошибкой пишут?!

Выявление места и причины затруднений

- Сможете объяснить причину?

- Запишете слово искать с другими приставками. Напишите на доске. Отыскать –поискать -сыскать

- Что вы заметили?  В какой морфеме происходит изменение гласных?

- Как вы думаете, приставка может влиять на правописание данной буквы?

-  (Записать тему урока. Правописание ы/и после приставок. )

Какая проблема возникла? Почему написание корней стало разным?

Исходя из этой проблемы, определите цель нашего исследования.

Ответить на вопрос «Когда гласная И в корне заменяется буквой Ы?»

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно быть настоящими исследователями. Какие цели поставим на урок?

Целеполагание



Научиться определять условия выбора гласных Ы и И



Уметь применять орфографическое правило



Уметь находить и исправлять орфографические ошибки



Научиться работать в команде



Научиться оценивать результаты своего труда


.III. Актуализация знаний.

Вспомним. Согласны или нет?

Морфема-часть слова, которая дальше не делится.

-Корень, приставка, суффикс, окончание- морфемы

- В слове самая главная морфема- приставка

-Корень –общая значимая часть всех родственных слов

IV Построение проекта выхода из затруднения.

Исследование языкового материала. Какова главная цель урока?

- Что нужно сделать для того, чтобы справиться с данной проблемой?

План:

1.Выяснить когда в словах после приставок пишется и, а когда ы;

2. Закрепить на практике правило «Правописание и/ ы после приставок».

Наблюдение над фактами языка

- У каждой группы своё задание.

Упражнение №1 для 1 группы

Прочитайте предложения. В выделенных курсивом словах найдите корень и приставку. Есть разница в произношении и написании данных слов? По какому принципу можно разделить слова на 2 группы ? Запишите их в 2 столбика.

I.Ну что, доИгрался?! . Друзья отправились на поИски пропавшего товарища.

II.К вечеру разЫгралась метель. Я не терял надежды сЫскать дорогу. ( Пишут на доске в столбики.)

-Произнесем слова в правом столбике. Какой звук произносится после приставки? (И)

Значит, после приставки гласную слышим и пишем И.

-Произнесем выделенные слова.. Какую разницу в произношении вы заметили? (после приставки в корне звучит Ы).

-На гласную или согласную оканчивается приставка в этих словах? (на согласную)

Значит, после приставки на согласную слышим и пишем Ы.

- Какие результаты получили Вы в ходе исследования? Каково главное условие для чудесного превращения и написания Ы после приставки?

(Приставка должна оканчиваться на согласный).(Опорную схему повесить на доску.)

-Подтверждаются ли наши предположения? (Да).

-  Попробуем вместе сформулировать правило по данной орфограмме. (После приставки на согласный пишется буква Ы, если корень слова начинается на И).

Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы. Так ли это?

-Совершим следующий шаг нашего исследования, выясним, какие приставки не подчиняются правилам? Выполним с вами упражнение на карточке.

2 группа

2. Упражнение №2 В выделенных курсивом словах отметьте корень и приставку. Какое отступление от правила вы заметили? Сделайте опорную схему.

1.Книга оказалась сверхИнтересной.2.Состоялась межИнститутская научно-практическая конференция молодых ученых. 3.СверхИзысканное украшение давно хранилось в музее. 4.МежИгровая пауза затянулась на 10 минут.

сверхинтересной – корень интерес и приставка сверх. межинститутский – корень институт, приставка меж,

МежИгровая, СверхИзысканное

Ребята! Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть ИСКЛЮЧЕНИЯ.

-Две русские приставки выделились, потому что написание гласной после приставки, не соответствует правилу. Это приставки МЕЖ и СВЕРХ. После них не происходит замена исходной И на Ы. Почему?

Итак! После каких русских приставок исходная И не меняется на Ы? (После приставок МЕЖ и СВЕРХ).

У вас на столах листы со словосочетаниями. Маша из мультфильма, увидев эти листы, сказала:

-Что-то плохо шестиклассники разобрались в этой орфограмме, не работает их правило? Вон сколько слов написано не по правилу…

- Ну, нет, не могут все в классе быть такими невнимательными. Видимо тут есть какая-то закономерность, - задумчиво сказал Мишка . - Вот только какая?

3 группа Упражнение №3 Выпишите выделенные курсивом слова и выделите в них корень и приставку.

I.1)У соперников определенная контрИгра на левом фланге. 2)Ничего суперИнтересного внутри детали не обнаружилось.3) К нам попала дезИнформация. 4) ТрансИорданский эмират был создан Англией весной 1921.

Контригра – приставка контр, корень игр-

суперинтересного – корень интерес, приставка супер-

дезинформация – корень информ, приставка дез-

трансиорданский – корень иордан, приставка транс-,

-Это русские приставки? ( Это иноязычные приставки).

4 группа Упражнение №4 Словарная работа.

Объясните значение иноязычных приставок. :(Слайд ).


5 группа .Упражнение 4. В данных слова отметьте корень. Какой морфемы нет у данных слов? Какой же вывод можно сделать

Завод "СпортИнвентарь" был основан в 1948 году. 8)Старшая сестра поступила в педИнститут


III. спортинвентарь - сложносокращённое слово без соединительной гласной

пединститут - сложносокращённое слово без соединительной гласной

-Какой вывод мы можем сделать, исходя из этих примеров?

Ученики: После иноязычных приставок и в сложносокращённых словах И сохраняется.

- Теперь ответим на главный вопрос: «Когда гласная И в корне заменяется буквой Ы?»Что влияет на чудесные превращения гласной И на Ы в корне ?

(Влияют приставки).

Когда в корнях после приставки пишем и?, когда- ы?

V. ВЫВОД запишем в рабочих тетрадях

Проверка вывода

1. После ___________________, которая оканчивается на ____________________, пишется буква _____ , 
если исходное слово начинается с буквы _______:
итожить ––> подытожить, искать ––> изыскать, инициативный ––> безынициативный.
2.  Смены И на Ы не происходит после приставок _____________________________ :
межинститутский, сверхизвестный.
3. Смены И на Ы не происходит после приставок ___________________________ происхождения:  
постиндустриальный, суперигра.
4. Смены И на Ы не происходит в _______________________________________ словах:
спортинвентарь, пединстиут.
Смены И на Ы не происходит в слове ______________________________________.


.

Работа с девизом

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И в Ы в корне слова? Оправдали наш девиз урока «Я от…щу секрет и ларчик вам открою» (Да).Какая буква пропущена вставьте и объясните.

Итак, чудесные превращения разгаданы. Мы с вами исследователи! Спасибо всем за работу.

Физкультминутка

А сейчас немного отдохнём. Проведём физкультминутку.

VI. Этап применение правила

Используя правило Буквы И-Ы после приставок”, объясните написание следующих слов.

1 группа Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец,

2группа сыграть в футбол, дезинфекция помещений, , межигровой,

3 группа межинститутский, , сверхинтересный рассказ, небезызвестный город,

4 группа изысканный вкус, происки злодеев, , предынфарктное состояние.

5 группа обыграть в шашки, подытожить дела, приучать сызмала

VII. Закрепление изученного.

    Прокомментируйте написание изучаемой орфограммы. Помогите Маше выбрать условие написания орфограммы. Из предложенного списка подберите слова к опорным схемам. 1группа-к 5 схеме,2 группа- к 4 схеме, 3 группа- к 2 схеме, 4 группа-к схеме3, 5 группа- к 1схеме. На пустой кружок напишите свой пример.

Без…мянный, без…сходный, мед…нститут, пред…стория , сверхиз…сканные, контр…гра , небез…звестный , про…грать, меж…гровой, меж…здательский; поиск, дез…нфекция, спор…нвентарь, пед…нститут

-При каких условиях после приставок в корне сохраняется буква И, а при каких - заменяется на Ы? (После русских приставок на согласную изменяется).

Работаем в парах.

2. Найдите слово по лексическому значению и запиши его, подчеркнув орфограмму.

Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей -сыщик

Проводить осмотр, чтобы найти что-либо- обыск

Идущий непосредственно перед кем-либо или чем-либо -предыдущий

Подшутить над кем-то- розыгрыш

VIII.Этап контроля.

Самостоятельная работа. «Буквенный диктант» Задание: ы или и?

Самопроверка по образцу.

1.сверх…нтересный, пред…дущий, без…мянный, дез…нфекция

2. сверхискусственный,отыскать, взимать, межинститутский

3.выигрыш, спортинвентарь,разыграть,суперигра

4.контригра,подыграть, безыдейный, мединститут

Ошибок нет - «5»

1-2-ошибки –«4»

3-4 ошибки –«3» Выводы.(Слайд ).

IX. Этап рефлексии.

Итак, себя проверили. Что ещё необходимо сделать? Как называлась наша тема? Отыскали мы секрет превращения? Что мы для этого сделали?

Какую цель нам удалось достичь?

1.Отмечаем в таблице «Целеполагание»

2.Оформляем лист самооценки

- Ребята, Вы прошли весь этот исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что русский язык - удивительный предмет, и в нём тоже происходят чудесные превращения. Вам я пожелаю совершать множество новых открытий.

Оправдались ваши ожидания от урока? Давайте обратимся к листку самооценки и подсчитаем баллы.

Лист самооценки

Ученика (цы) 6 класса по теме «Буквы ы,и в корне после приставок»

ФИ______________

Исследовательская работа


Работа в группе


Работа в паре


Самостоятельная работа


Если у вас всё получилось сегодня на уроке, и вы считаете, что…( Ученики прикрепляют цветы на доске..)

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. Красный цветок

2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. Розовый цветок

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. Жёлтый цветок

4. Я ничего не понял. Белый цветок

рок окончен, спасибо за работу!

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новой будет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.            

С. Маршак



7


Опубликовано


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 17.09.19 в 05:44 1Ответить Пожаловаться
Урок хороший,но ссылки на источники и публикацию отсутствуют!
Устинова Валентина Ивановна, 17.09.19 в 11:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Надежда Николаевна!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 17.09.19 в 18:51 0Ответить Пожаловаться
Интересные задания! Спасибо за материалы, Надежда Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.