12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11416
Россия, Коми респ., Сыктывкар
8

Урок «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных»



Презентация к уроку

PPTX / 5.07 Мб
 

Видео "У лукоморья дуб зелёный..."
WMV / 24.69 Мб
 
 
 

Конспект урока
DOC / 487.5 Кб
 
 

Приложение 1
DOC / 46.5 Кб
 
Учебник: «Русский язык», 6 класс. Авторы Баранов М.Т. и другие. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2012.

Цель урока: формирование навыка правильного написания гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных.

Задачи:

обучающие:

- повторить написание гласных букв после шипящих в корне слова, написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и в окончаниях существительных и прилагательных;

- совместно с учащимися открыть правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных;

- расширить знания учащихся по теме «Устаревшие слова», сделать вывод о роли устаревших слов в сказках А. С. Пушкина;

развивающие:

- развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

- формировать у учащихся умение применять полученные знания на практике;

- развивать у учащихся навыки самооценки своей учебной деятельности;

воспитательные:

- воспитывать любовь и интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к труду писателя.

Формирование предметных учебных действий:

- знание условий написания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных;

- умение правильно писать суффиксы прилагательных;

- умение применять знания в новой ситуации.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией;

- поиск решения проблемной ситуации;

- умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация понятий).

Регулятивные УУД:

- умение выявлять проблему;

- умение определять цель урока, формулировать учебную задачу;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение оценивать свою работу и полученный результат.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение выражать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point 2003.

Ход урока:

1. Организационный момент. Демонстрация видеофрагмента «У лукоморья дуб зелёный» из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Ребята! Сегодня наш урок будет построен на сказках А. С. Пушкина. Мы с вами ещё раз вспомним пушкинские сказки и понаблюдаем за их языком.

2. Актуализация знаний. Работа по карточке (Приложение 1). Учащиеся работают в тетрадях, несколько учащихся разбирают примеры на доске.

- Ребята! Выразительно прочитайте стихотворные отрывки, вставьте в слова пропущенные буквы, объяснить их написание.

1. Петуш…к с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

2. Ель растёт перед дворц…м,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

3. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города больш…го.

4. Уж не хочет быть она цариц…й,

Хочет быть владычиц…й морскою.

5. И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищ…лкивать перстами.

Учащиеся вспоминают правила: «Буквы Ё и О после шипящих и Ц в корнях слов», «Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных», «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую», «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных», объясняют написание слов с пропущенными буквами.

- Ребята! От чего зависит написание гласных после шипящих в данных примерах?

Учащиеся делают вывод об условиях выбора написания букв О, Е, Ё после шипящих.

При возникновении затруднений учащиеся обращаются к таблице «Буквы О, Ё, Е после шипящих в именах существительных и прилагательных» (Приложение 2):

Ё (под ударением с чередованием): шёлк – шелковистый, шёпот – шептать. О (без ударения) в заимствованных словах: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия. Слова-исключения: крыжовник, шорох, трущоба, трещотка, шов, шомпол.

Имя существительное

Имя прилагательное

Под ударением – О: речонка, бережок.

Без ударения – Е: реченька, кружочек.

?

Под ударением – О: плечо, ножом.

Без ударения – Е: деревцем, зрелищем.

Под ударением – О: большой, чужой.

Без ударения – Е: дремучему, колючего.

- Ребята! Вы узнали, откуда эти строки?

Учащиеся называют сказки А. С. Пушкина:

1 – «Сказка о золотом петушке»;

2, 3 – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

4 – «Сказка о рыбаке и рыбке»;

5 – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3. Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Ребята! Сегодня мы с вами вместе с героями пушкинских сказок продолжим постигать законы русского языка. Посмотрите внимательно на таблицу и сформулируйте тему и цель нашего урока. Сделать это вам помогут опорные слова:

Буквы О и Е … (тема урока).

Научиться правильно писать … (цель урока).

Опорные слова записаны на доске.

Слайд 1.

«Сказка о капризных шипящих и упрямых гласных».

- Ребята! А вы любите слушать сказки? (Да)

- Тогда я вам сейчас расскажу сказку о капризных шипящих и упрямых гласных, и вы мне поможете в этом. Слушайте внимательно!

В ходе рассказа учителя учащиеся «досказывают» сказку.

- Далеко-далеко за высокими горами, за широкими морями есть волшебный остров Алфавит. На этом острове, как вы уже, наверное, догадались, живут … (буквы). Всего их … (33). Дружно живут на этом острове согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются согласные не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказываются шипящие … (Ж, Ш, Щ, Ч). С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят! А уж как трудно рядом с ними буквам О, Е и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом только с буквой О. То они требуют рядом букву Е! (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу). Вот какие капризули эти шипящие! И буквы О, Е и Ё своё место не хотят уступать! Вот какие упрямые! Наверное, не было бы на этом чудо-острове порядка, если бы не царица Орфография. Она помирила шипящие с гласными, и теперь они живут в дружбе и согласии.

- Ребята! Понравилась вам сказка о капризных шипящих и упрямых гласных? Сегодня на уроке мы с вами тоже будем усмирять их своевольный характер.

4. Наблюдение над языковым материалом. Слайд 2.

- Давайте ещё раз обратимся к сказкам А. С. Пушкина! Прочитайте предложенные отрывки, найдите и выпишите слова на изучаемую орфограмму. Предположите, от чего зависит выбор гласных букв в суффиксах имён прилагательных.

1. Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя…

Его за руку взяла

И в шатёр свой увела.

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала,

Уложила отдыхать

На парчовую кровать.

2. И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

3. Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

Словарная работа. Слайды 3 - 6.

- В сказках Пушкина мы встречаем много незнакомых слов: перст, яства, горница, изразцовый.

- Как называются эти слова? (Устаревшие)

- Ребята! Давайте заглянем в Толковый словарь С. И. Ожегова и узнаем их значение.

Перст, -а, м. (устар.). То же, что палец (в 1 знач.; обычно о пальце на руке). П. указующий (о непререкаемости распоряжения вышестоящего лица; высок, и ирон.). Один как п. (совсем один). || прил. перстный, -ая, -ое (стар.).

Яство, -а. ср. (устар.). Рда, кушанье. Стол ломится от яств.

Горница, -ы, ж. 1. Комната [первонач. в верхнем этаже] (устар.). 2. Чистая половина крестьянской избы (обл.). || уменьш. горенка, -и, ж. (к 1 знач.).

Изразец, -зца, м. Плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. || прил. изразцовый, -ая, -ое. Изразцовая печь (облицованная изразцами).

Учащиеся читают значения устаревших слов. На слайдах последовательно появляются слова и иллюстрирующие их рисунки.

- Ребята! В произведениях Пушкина мы часто встречаем устаревшие слова. С чем это связано? Как вы думаете?

- Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь, с её избами и куполами. Пушкин использует устаревшие слова для создания колорита исторической эпохи. С помощью устаревших слов мы знакомимся жизнью наших предков, их бытом и традициями.

В сказках отражается история русского народа и родного языка, поэтому нам надо быть более внимательными к языку сказок. Знание значения устаревших слов помогает нам понять смысл произведений. В течение урока мы с вами, ребята, ещё не раз обратимся к толковому словарю.

Учащиеся выписывают выделенные прилагательные в тетради, выделяют суффиксы, ставят ударение в словах, делают вывод о написании гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных. Слайд 7.

5. Первичное закрепление. Работа с учебником.

- Ребята! Давайте заглянем учебник и прочитаем правило на стр. 28.

В таблице на месте вопросительного знака учащиеся записывают примеры на орфограмму «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных». Таблица приобретает следующий вид:

Ё (под ударением с чередованием): шёлк – шелковистый, шёпот – шептать. О (без ударения) в заимствованных словах: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия. Слова-исключения: крыжовник, шорох, трущоба, трещотка, шов, шомпол.

Имя существительное

Имя прилагательное

Под ударением – О: речонка, бережок.

Без ударения – Е: реченька, кружочек.

Под ударением – О: ежовый, вещевой.

Без ударения – Е: лицевой, образцовый.

Под ударением – О: плечо, ножом.

Без ударения – Е: деревцем, зрелищем.

Под ударением – О: большой, чужой.

Без ударения – Е: дремучему, колючего.

6. Отработка у учащихся умения распознавать изученную орфограмму и применять правило «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (Приложение 3).

Задание 1. Распределительный диктант.

Запишите словосочетания в два столбика: в первый – словосочетания с буквой О в суффиксах прилагательных, во второй – с буквой Е.

Куч…вые облака, сторож…вой пёс, вещ…вой мешок, камыш…вые заросли, сургуч…вая печать, замш…вые сапоги, бубенц…вый звон, холщ…вая рубаха, кумач…вый пояс.

- Ребята! Какие из данных слов показались вам непонятными? Давайте посмотрим их лексическое значение в словаре.

Словарная работа.

Сургуч, -а, м. Цветная твердая смесь смолистых веществ и воска, в расплавленном виде употр. для заклеивания, накладывания печатей. || прил. сургучовый, -ая, -ое. Сургучовая печать.

Замша, -и, ж. Выделанная мягкая и тонкая ворсовая кожа с бархатистой поверхностью. || прил. замшевый, -ая, -ое.

Бубенцы, -ов, ед. -нец, -нца, м. Полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. Б. под дугой. || уменьш. бубенчики, -ов, ед. -ик, -а, м. || прил. бубенцовый, -ая, -ое.

Холст, -а, м. I. Льняная ткань из толстой пряжи (в прежнее время - кустарной выделки). Домотканый х. Белить холсты. 2. Картина, писанная масляными красками на такой ткани (спец.). Холсты Репина. || прил. холщовый, -ая, -ое (к 1 знач.).

Кумач, -а, м. Хлопчатобумажная ярко-красная ткань. || прил. кумачный, -ая, -ое и кумачовый, -ая, -ое.

Учащиеся работают в тетрадях. Проверка выполнения задания. Слайд 8.

Задание 2 «Третий лишний». Слайды 9 – 10. В каждой группе словосочетаний найдите лишнее, аргументируйте свой выбор.

1) Пунц…вый румянец, свеж…е яблоко, ключ…вая вода.

2) Ветх…е корыто, ситц…вый сарафан, свинц…вые тучи.

Словарная работа.

Ветхий, -ая, -ое. Разрушающийся от старости; дряхлый. Ветхий домик. Ветхий старик.

Ключ, -а, м. Вытекающий из земли источник, родник. В овраге бьют ключи. || прил. ключевой, -ая, -ое. Ключевая вода.

Пунцовый, -ая, -ое; -ов. Ярко-красный, багровый. Пунцовые губы. Пунцовые маки.

Ситец, -тца (-тцу), м. Легкая хлопчатобумажная ткань. Набивной с. || Веселенький с. (с ярким и приятным рисунком). || прил. ситцевый, -ая, -ое.

Свинцовый, -ая, -ое. 1. свинец. 2. перен. Синевато-серый, цвета свинца. Свинцовые тучи. Свинцовые волны. 3. перен. Очень тяжелый. С. удар. Свинцовые кулаки (очень сильные). С. взгляд (пристальный и недобрый).

(В первой группе лишним является словосочетание свежее яблоко, во второй группе – ветхое корыто. Последнее прилагательное является лишним не только по морфемному признаку, но и по непринадлежности к данной орфограмме).

Задание 3. Слайд 11. Соотнесите данные существительные с подходящими по смыслу прилагательными. Объясните написание прилагательных. Кому из героев Пушкина могли принадлежать эти предметы?

холщовый воротник

шёлковый мешок

парчовый шатёр

песцовый кафтан

большой невод

(Холщовый мешок принадлежит Балде из «Сказки о попе и о работнике его Балде», мудрецу из  «Сказки о золотом петушке»; шёлковый шатёр –  Шамаханской царице из «Сказки о золотом петушке»; парчовый кафтан – королевичу Елисею  из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», князю Гвидону из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; песцовый воротник – корабельщикам из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; большой невод – старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»). 7. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока. Используется приём «Незаконченное предложение». Слайд 12.

- Ребята! Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей работы. Закончите предложения:

Сегодня на уроке я понял (узнал, разобрался, научился) …

Было интересно …

Было трудно …

После урока мне захотелось …

Учащиеся выбирают одно предложение и с его помощью оценивают свою деятельность на уроке (читают получившиеся предложения).

- Ребята! Я рада, что сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое, чему-то научились, что вам захотелось ещё раз перечитать сказки А. С. Пушкина. Пушкинские сказки удивительны. Они привлекают нас необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и поучительным смыслом. Перечитывая пушкинские сказки, мы становимся счастливее и добрее. Закончить урок мне хочется строчками из стихотворения Е. Шульги:

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет ваша жизнь полна

Добра и ласки!

Слайд 13 «До новых встреч!»               

8. Слайд 14. Домашнее задание:

1) учебник, стр. 28 (правило для заучивания);

2) из сказок А. С. Пушкина выписать примеры с гласными после шипящих, сгруппировать их по признаку: а) О после шипящих и Ц; б) Е после шипящих и Ц;

3) сделать иллюстрацию к любимой сказке А. С. Пушкина (по желанию).

Использованные источники:

Русский язык, 6 класс. Баранов М. Т. и другие. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.М.: Просвещение», 2012.

Пушкин А. С. Сочинения в трёх томах. – М.: Художественная литература, 1985.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1992.

http://skaz-pushkina.ru/rr_v_320.html - фрагмент из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (по сказке А. С. Пушкина). Союзмультфильм, 1950 г. Режиссёр Михаил Цехановский. 

http://do.gendocs.ru/docs/index-284473.html#6867727 - Грамматические сказки и рассказы

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.