Урок литературы «Буквы Ё, ё. Обозначение гласной буквой ё мягкости предшествующего согласного. Случаи, когда буква ё обозначает два звука»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»
Буквы Ё, ё. Обозначение гласной буквой ё мягкости предшествующего согласного .
Случаи, когда буква ё обозначает два звука
(технологическая карта урока)
Автор – составитель:
Чернышева Оксана Андреевна,
учитель начальных классов
Анжеро-Судженск
2020
Технологическая карта урока
Класс: 1класс по программе «Школа России»
Предмет: литературное чтение
Составила: Чернышева Оксана Андреевна
Тема урока | Буквы Ё, ё. Обозначение гласной буквой ё мягкости предшествующего согласного звука. Случаи, когда буква ё обозначает два звука(й*о). | ||||||||||||||||
Планируемый результат: | Предметные: Ребята определяют особенность буквы Ё ( в начале слова и после гласной обозначают два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге- слиянии), учатся вычленять в словах в словах звуки [й'о], обозначать эти звуки буквами Ё, ё, производить звуковой анализ, читать и писать слова с изученными буквами, озаглавливают текст; составляют рассказ по картине | Метапредметные Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание природы, формулируют проблему и цель урока Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия, используют знаково – символические средства для решения учебных задач Коммуникативные: выразительно читать художественные тексты, учатся слушать собеседника, работать в парах и группах | Личностные: Установка на экологическую культуру, ценностное отношение к природному миру, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, классе и следовать им, проявлять интерес к новому материалу, на основе конкретных фактов. | ||||||||||||||
Основные термины и понятия | Звук, буква, корень, суффикс | ||||||||||||||||
Проблема урока | Познакомить с новыми буквами Ё,ё, выяснить двойную роль буквы ё (если ё стоит в начале слова и после гласной – обозначает два звука, если ё стоит между согласными, то обозначает один звук и служит для мягкости согласного) | ||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
1.Организационный момент и мотивация к учебной деятельности | Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проверяют наличие учебных принадлежностей на партах. Слайд 1 . | |||||||||||||||
2. Актуализация знаний | 1)Повторение изученного. – Какая бывает речь? (устная и письменная) – Из чего состоит наша речь? (из предложений) – Из чего состоят предложения? (из слов) – А из чего состоят слова? (из звуков) – На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные) – Что вы можете сказать о согласных звуках? (глухие, звонкие, твердые, мягкие, парные, непарные) – Чем обозначаются звуки на письме? (буквами) – Какие буквы мы с вами называем хитрыми? (я и е эти буквы могут обозначать два звука) – В каких случаях это бывает? (в начале слова, после гласной) - Как вы думаете, есть ли ещё в нашем алфавите хитрые буквы? (ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе урока) 2) Игра: «Угадай, какой звук» -Сейчас мы с вами поиграем. Я называю вам согласные звуки, а вы будите показывать: колокольчик - если звук звонкий, а наушники - если звук глухой. Назовите звуки, которые всегда твёрдые. ( ш, ж) | Отвечают на вопросы. Слушают правила игры. Поднимают карточки. Отвечают на вопрос. | |||||||||||||||
3. Постановка целей и определение темы урока | - Кто хочет узнать ещё одну хитрую букву? - Тогда сейчас вам нужно быть очень внимательными. - Назовите, что изображено на экране. - Найдите одно слово, которое отличается от остальных. - Почему вы выбрали это слово? - Произнесите слово по слогам. -Сколько слогов в слове ёлка? Произнесите несколько раз первый слог. -Какой же звук слышите первым? - Какой буквой мы обозначаем этот звук? - Почему эту букву называем хитренькой? Какая это буква? Какая цель нашего сегодняшнего урока? На какую букву похожа буква Ё? Е и Ё родные сёстры Различать сестёр непросто Ну у буквы ё две точки Словно к лесенке гвоздочки. - На что похожа буква Ё?
| Слайд 2. Земляника, ёлка, малина, клубника. Называют слово «ёлка» Отвечают на вопрос. Ёл-ка Два [й`] [о] Ё Ребята отвечают, потому что она может обозначать и один звук, и два. Гласная Ребята отвечают Сообщают сами тему урока и цель урока. ( будем знакомиться с новой буквой ё, обозначающей два звука, учиться выделять данную букву в словах, определять количество звуков) Слайд 3 На букву Е На грабли, на гребень. | |||||||||||||||
4.Работа над новым материалом | Сказка «Почему Ё всегда ударная?» - Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две шишки –ой, нет – две точки. Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Ё стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Ё упало две шишки, от которых на голове у Ё образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву– букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. - Давайте проверим, так ли это? -Прочитайте эти слова хором. ЁЛКА ТВОЁ ЁЖИК ПЕНЁК ЗВЕРЁК КОТЁНОК ВЕСЁЛЫЙ А теперь прочитайте каждое слово и найдите ударную гласную. Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение. 1. Звуко - буквенный анализ слова Ёжик- произнесите слово. Разделите на слоги. Назовите первую букву 1 слога. Сколько звуков слышите? Почему два? Вывод: буква ё в начале слова обозначает два звука. 2.Поёт – произнесите это слово. Разделите на слоги. Назовите первую букву 2 слога. Сколько звуков слышите? Почему два? Вывод: буква ё после гласных обозначает два звука. 3.Объясните, почему количество букв и звуков в этих словах не совпадает? - С какими гласными буква ё будет дружить в этом случае? (е, я) Вывод: если буква ё стоит в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает два звука. - Подберите слова, в которых буква ё обозначает два звука. (ёжики, ёлочка, клюёт, смеётся…) 4.Что медведь любит больше всего? (мёд) Показываю картинку. (проговорить слово хором, нараспев) Какие звуки слышим мы в этом слове? Звук ( м) – согласный, звонкий, мягкий, Звук (о) – гласный, ударный. Звук (т) – согласный, глухой, твёрдый Что мы слышим после звука м? ( звук о) - Почему звук (м*) мягкий? Что обозначило его мягкость? - Когда буква ё обозначает мягкость согласного звука? В какой звук «превращается» сама? - С какими гласными будет дружить буква ё в этом случае? (е, я, и) Вывод: если буква ё стоит после согласной буквы, то она обозначает мягкость предшествующего согласного звука и обозначает звук (о). Сколько звуков обозначает ё в данном слове? Почему? Подберите слова, в которых буква ё стоит поле согласных. (лёд, клёст, смёл). 5. Работа в группах (карточки) Первая группа – находят слова, где е и ё стоят в начале слова Вторая группа – находят слова, где е и ё стоят после гласных Третья группа – находят слова, где е и ё между согласными (Клён, актёр, жёлтый, клёв, зелёный, пёс, тёмный, чёлка, шофёр, ёж, ёрш, ёлка, енот, поёт, куёт, жуёт, кукует, танцует, зеленеет, летает) | Слушают сказку Читают слова на доске Делают вывод, что если ё стоит между согласными, то обозначает один звук и служит для мягкости. Слайд 4. Учатся работать в парах. Контролируют работу друг друга Каждая группа делает выводы, какие звуки обозначает буквы е и ё, если стоят в начале слова, если стоят после гласных и если стоят между согласными Слайд 5. Одевают вместе с ёжиком шарфики и шапочки на слова Слайд 6. | |||||||||||||||
Физкультминутка | Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши) | Выполняют движения под руководством учителя Слайд 7. | |||||||||||||||
5. Первичное закрепление | 1)Работа по Азбуке. Почему же буквы е и ё взялись за руки? а)Чтение слогов и слов с буквой е и ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой ё. ( ё- в начале слова, ё – после согласной) Подчеркните слова, где ё обозначает 1 звук – 1 чертой, где 2 звука – 2 чертами б) Сравнение первых слогов (но – нё, во – вё, ро – рё, со- сё) 2)Работа по развитию речи. Игра «Найдите каждому детёнышу родителя» Ёж, енот, ёрш, бегемот, лев, медведь. - Разделите слова на две группы и назовите в 1 группе слова, где буквы ё, е обозначают два звука, а во 2 группе, где они обозначают мягкость предшествующего согласного звука. 4. Работа по таблице Игра «Кто больше составит слов» ( Щенок, котёнок, утёнок, козлёнок, поросёнок, телёнок, цыплёнок) Какой суффикс во всех словах? (учитель показывает картинки )
5. Работа с текстом, с. 31 Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку Озаглавьте рассказ | Слайд 8. Объясняют, что эти гласные обозначают два звука Читают слоги и слова с буквой е и ё Подчёркивают слова и учатся находить слова, где ё- обозначают один звук или два звука Выделяют корень и суффикс Делают выводы ё – для мягкости, о – для твёрдости согласных Выделяют корень и суффикс Составляют слова- названия домашних детёнышей, выделяют суффикс Читают текст рассказа, рассматривают картинку, озаглавливают рассказ | |||||||||||||||
6. Рефлексия учебной деятельности Итог урока | Игра «Если буква ё обозначает один звук, вы должны хлопнуть один раз. Если буква ё обозначает два звука – [й’о], то надо хлопнуть два раза» Слова: моё, ёж, ёмкость, утёнок, колёса, звёздочки, ёлка, своё Что вы нового узнали на уроке? Что особенно вам понравилось? Почему? Что вызвало затруднения? Почему? Какие знания и умения вам помогли сегодня на уроке? | Выполняют хлопки Отвечают на вопросы учителя |