12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чистова Екатерина Сергеевна120

Министерство образования Московской области Государственное автономное профессиональное автономное образовательное учреждение Московской области «Егорьевский техникум»




Разработка открытого мероприятия по экологии


«Час экологии и энергосбережения»



t1574926513aa.jpg


Разработчик: преподаватель экологии Чистова Екатерина Сергеевна










Егорьевск, 2019 год



«Час экологии и энергосбережения»


Цели урока:

- развивающие:

- развитие экологической компетенции учащихся;

- дать представление обучающимся о состоянии экологического пространства Земли;

- развитие творческих способностей учащихся

- обучающие:

- обучить учащихся заботе о своем крае;

- воспитывающие:

- воспитать потребность живого общения;

уважение к Экологии как к науке, интерес к родному краю.

Методы:

критическое мышление, информационно - развивающий, вербальный.

Приёмы:

Вербальные приемы обучения, просмотр фильмов об экологии Земли и обучающих роликов, письменные задания для студентов, интерактивные игры и публичные выступления.


Ход мероприятия


Организационный момент:

Показ фильма «Макросъемка прорастания живого организма из семечки»


Слово учителя:

Земля — удивительная и красивая планета. Она является домом для огромного числа живых организмов. Живые организмы на Земле не могут жить отдельно друг от друга. За миллионы лет существования между ними установились постоянные и сложные взаимоотношения. Кроме того, живые организмы тесно связаны и с окружающей их неживой природой.

О том, что численность животных зависит от урожая семян и плодов, которыми они питаются, точно знали охотники уже более 8-10 тысяч лет назад. И земледельцы того времени видели зависимость растений от внешних условий. В рукописных книгах Китая и Вавилона встречаются наблюдения за живой и неживой природой. Теофраст, которого считают отцом ботаники, большое внимание в своих трудах уделял влиянию внешней среды на живые организмы.

t1574926513ab.jpg


Доклад обучающейся:


Плиний старший, который жил в Древнем Риме, в своем трактате "Философия природы" многие природные процессы описывал с настоящих экологических позиций.

Сегодня в центре внимания человечества - экология. Название науке дал Эрнст Геккель в 1866 г. В конце XIX в. экология представляла собой науку о приспособлении организмов к условиям окружающей среды, и только через 100 лет она сформировалась в экологическое мировоззрение.

Геккель в трактате «Естественная история миротворения» писал: «Экология — общая наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все условия их существования».

В наше время это наука изучает условия существования живых организмов, взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают, и роль человека в природе.

Задачи экологии разнообразны.

Во-первых, это большая исследовательская работа.

Необходимо выявить влияние среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов в связи с деятельностью человека, а также исследовать, как организмы приспосабливаются к новым условиям среды.

Сейчас экологи ставят перед собой задачу создать научную базу для рационального пользования природными ресурсами.

Актуально сегодня восстановление нарушенных природных систем, сохранение эталонных участков биосферы.

Экология занимается и формированием экологического мышления, сознания и культуры людей.

t1574926513ac.jpg

Слово учителя:


Для достижения своих целей экологи использует разные методы. Самым простым и наиболее доступным является полевой метод, который позволяет установить взаимосвязи живых организмов со средой. Этот метод использует наблюдение, измерение, описание и составление таблиц, схем. Использование экспериментальных методов включает постановку опытов, экспериментов, проведение анализа. Лабораторные методы ученые используют при проведении работ в лабораторных условиях. Большое внимание ученые уделяют методу моделирования. С его помощью исследуют не сам объект, а модель, у которой есть свойства этого объекта.


t1574926513ad.jpg



Современная экология строится на законах, правилах, принципах, которые формировались многие годы. Основные проблемы взаимодействия человека и природы отражают четыре положения, которые сформулировал американский биолог Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг».

Первый закон экологии: все связано со всем.

Этот закон отражает существование тесных связей в биосфере между всеми живыми организмами и окружающей средой.

Примером служит ситуация в Азовском море. Пятьдесят лет назад продуктивность Азовского моря была в 25 раз больше, чем в Черном море. Но когда человек стал активно использовать воды Дона и Кубани для хозяйственных нужд, возросла соленость воды. Это привело к увеличению числа медуз, которых раньше здесь вообще не было. Нарушилось экологическое равновесие Азовского моря. Медузы поедали планктон, которым раньше питалась мелкая рыба, которую, в свою очередь, поедали более крупные рыбы. Уловы ценных пород рыб сократилось и стали меньше, чем в Черном море.

Второй закон экологии: все должно куда-то деваться. Действие этого закона — одна из главных причин экологического кризиса. Коммонер рассматривает это на примере ртути, которая содержится в бытовых приборах. Ртуть проходит свой путь в окружающей среде. Мусорный контейнер — мусоросжигательная фабрика — атмосфера — водоем — бактерии — зоопланктон — рыба — человек.

Третий закон экологии: природа знает лучше, что делать, а люди должны решить, как сделать это еще лучше.

Главным критерием этого закона является биологический круговорот веществ. Все, что образуется организмами в природе, разлагается природными ферментами. Человек же, вопреки этому закону, создал вещества, которые не могут быть обезврежены природой, например полиэтилен. Выход один — найти приемлемый для природы и достойный для человечества компромисс.

Четвертый закон экологии: ничто не дается даром.

Ученый Коммонер считает, что биосфера представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопровождается потерями. Например, при выращивании зерна из почвы извлекаются химические элементы. Если в нее не вносить удобрения, то урожаи снижаются.

Таким образом, экология изучает основные принципы устройства биосферы. Энергетический баланс, сложившийся круговорот веществ, многообразие видов и биологических сообществ, популяционная стабильность и приспособленность живых организмов к среде обитания — это все составляет основу экологической науки.


Разгадывание кроссворда обучающимися:

t1574926513ae.jpg


Просмотр короткометражного фильма «Улыбка природы»


t1574926513af.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.