Разработка открытого мероприятия по экологии «Час экологии и энергосбережения»
Министерство образования Московской области Государственное автономное профессиональное автономное образовательное учреждение Московской области «Егорьевский техникум»
Разработка открытого мероприятия по экологии
«Час экологии и энергосбережения»
Разработчик: преподаватель экологии Чистова Екатерина Сергеевна
Егорьевск, 2019 год
«Час экологии и энергосбережения»
Цели урока:
- развивающие:
- развитие экологической компетенции учащихся;
- дать представление обучающимся о состоянии экологического пространства Земли;
- развитие творческих способностей учащихся
- обучающие:
- обучить учащихся заботе о своем крае;
- воспитывающие:
- воспитать потребность живого общения;
уважение к Экологии как к науке, интерес к родному краю.
Методы:
критическое мышление, информационно - развивающий, вербальный.
Приёмы:
Вербальные приемы обучения, просмотр фильмов об экологии Земли и обучающих роликов, письменные задания для студентов, интерактивные игры и публичные выступления.
Ход мероприятия
Организационный момент:
Показ фильма «Макросъемка прорастания живого организма из семечки»
Слово учителя:
Земля — удивительная и красивая планета. Она является домом для огромного числа живых организмов. Живые организмы на Земле не могут жить отдельно друг от друга. За миллионы лет существования между ними установились постоянные и сложные взаимоотношения. Кроме того, живые организмы тесно связаны и с окружающей их неживой природой.
О том, что численность животных зависит от урожая семян и плодов, которыми они питаются, точно знали охотники уже более 8-10 тысяч лет назад. И земледельцы того времени видели зависимость растений от внешних условий. В рукописных книгах Китая и Вавилона встречаются наблюдения за живой и неживой природой. Теофраст, которого считают отцом ботаники, большое внимание в своих трудах уделял влиянию внешней среды на живые организмы.
Доклад обучающейся:
Плиний старший, который жил в Древнем Риме, в своем трактате "Философия природы" многие природные процессы описывал с настоящих экологических позиций.
Сегодня в центре внимания человечества - экология. Название науке дал Эрнст Геккель в 1866 г. В конце XIX в. экология представляла собой науку о приспособлении организмов к условиям окружающей среды, и только через 100 лет она сформировалась в экологическое мировоззрение.
Геккель в трактате «Естественная история миротворения» писал: «Экология — общая наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все условия их существования».
В наше время это наука изучает условия существования живых организмов, взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают, и роль человека в природе.
Задачи экологии разнообразны.
Во-первых, это большая исследовательская работа.
Необходимо выявить влияние среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов в связи с деятельностью человека, а также исследовать, как организмы приспосабливаются к новым условиям среды.
Сейчас экологи ставят перед собой задачу создать научную базу для рационального пользования природными ресурсами.
Актуально сегодня восстановление нарушенных природных систем, сохранение эталонных участков биосферы.
Экология занимается и формированием экологического мышления, сознания и культуры людей.
Слово учителя:
Для достижения своих целей экологи использует разные методы. Самым простым и наиболее доступным является полевой метод, который позволяет установить взаимосвязи живых организмов со средой. Этот метод использует наблюдение, измерение, описание и составление таблиц, схем. Использование экспериментальных методов включает постановку опытов, экспериментов, проведение анализа. Лабораторные методы ученые используют при проведении работ в лабораторных условиях. Большое внимание ученые уделяют методу моделирования. С его помощью исследуют не сам объект, а модель, у которой есть свойства этого объекта.
Современная экология строится на законах, правилах, принципах, которые формировались многие годы. Основные проблемы взаимодействия человека и природы отражают четыре положения, которые сформулировал американский биолог Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг».
Первый закон экологии: все связано со всем.
Этот закон отражает существование тесных связей в биосфере между всеми живыми организмами и окружающей средой.
Примером служит ситуация в Азовском море. Пятьдесят лет назад продуктивность Азовского моря была в 25 раз больше, чем в Черном море. Но когда человек стал активно использовать воды Дона и Кубани для хозяйственных нужд, возросла соленость воды. Это привело к увеличению числа медуз, которых раньше здесь вообще не было. Нарушилось экологическое равновесие Азовского моря. Медузы поедали планктон, которым раньше питалась мелкая рыба, которую, в свою очередь, поедали более крупные рыбы. Уловы ценных пород рыб сократилось и стали меньше, чем в Черном море.
Второй закон экологии: все должно куда-то деваться. Действие этого закона — одна из главных причин экологического кризиса. Коммонер рассматривает это на примере ртути, которая содержится в бытовых приборах. Ртуть проходит свой путь в окружающей среде. Мусорный контейнер — мусоросжигательная фабрика — атмосфера — водоем — бактерии — зоопланктон — рыба — человек.
Третий закон экологии: природа знает лучше, что делать, а люди должны решить, как сделать это еще лучше.
Главным критерием этого закона является биологический круговорот веществ. Все, что образуется организмами в природе, разлагается природными ферментами. Человек же, вопреки этому закону, создал вещества, которые не могут быть обезврежены природой, например полиэтилен. Выход один — найти приемлемый для природы и достойный для человечества компромисс.
Четвертый закон экологии: ничто не дается даром.
Ученый Коммонер считает, что биосфера представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопровождается потерями. Например, при выращивании зерна из почвы извлекаются химические элементы. Если в нее не вносить удобрения, то урожаи снижаются.
Таким образом, экология изучает основные принципы устройства биосферы. Энергетический баланс, сложившийся круговорот веществ, многообразие видов и биологических сообществ, популяционная стабильность и приспособленность живых организмов к среде обитания — это все составляет основу экологической науки.
Разгадывание кроссворда обучающимися:
Просмотр короткометражного фильма «Улыбка природы»