Разработка урока биологии и экологии «Отходы в семье, их утилизация» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока «Отходы в семье, их утилизация»
Класс - 5
Предмет - «Основы природопользования и охраны окружающей среды» (школьный компонент в рамках реализации непрерывного агробизнес образования)
Учитель химии и биологии – Попова Елена Валерьевна
Цель урока: создание условий для формирования универсальных учебных действий, экологического образования.
Познавательные:
• Формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
• Формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.
Коммуникативные:
• Развитие умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
• Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.
• Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.
Предметные:
• Отрабатывать на уроке экологические термины, понятия, определения.
Метапредметные:
• Умение конструктивно работать с материалом Методического пособия;
• Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;
• Развитие активной речевой практики;
• Умение работать в группе, учитывать мнение собеседников.
Личностные:
• Формирование мировоззренческих представлений учащихся о проблемах живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
• Создание условий для развития умений планирования деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценки достигнутого;
• Развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Задачи:
Образовательные:
формировать знания об утилизации бытовых отходов;
познакомить с видами отходов, мусорной индустрии;
научить правильно утилизировать отходы в семье.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия;
воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.
Развивающие:
развивать память, внимание;
развивать у учащихся интерес к изучению биологии, экологии;
способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы;
развивать умение быстро, грамотно и точно выражать свои мысли, получать информацию из разных источников и анализировать ее.
Оборудование: Методическое пособие, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. |
Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л) -Уважительно относиться к учителю (Л) -Уважительно относиться к одноклассникам (Л) -Умение организовать выполнение задания учителя (Р) |
Этап мотивации знаний |
Анализ фотографий учащихся и учителя реки, улиц микрорайона |
Формулирование основного вопроса |
Актуализация знаний |
Постановка цели урока и этапов решения основного вопроса |
- Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л) -Уважительно относиться к учителю (Л) -Уважительно относиться к одноклассникам (Л) -Умение организовать выполнение задания учителя (Р) -Умение делать выводы по результатам работы (Р) -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы (Р) -Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов (К) -контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли (К) -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя (К) Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М) |
Изучение нового материала |
В современной экологии понятие «загрязнение» значительно расширилось. Загрязнителями стали называть не только вещества, но и тела и явления. Механическое загрязнение – это пыль, мусор. Как образуется этот вид загрязнения? (Мусор образуется при сжигании топлива, на производствах, в быту.) Особую опасность для человека представляют отходы, содержащие ядовитые вещества – специальные отходы. Рассмотрите в Методическом пособии статью «Специальные отходы» и заполните таблицу 1 (приложение). Как можно утилизировать специальные отходы? (Некоторые спецотходы сжигаются при высоких температурах и преобразуются в нейтральные вещества. Другие – радиоактивные - приходиться захоранивать в могильниках, соблюдая строгие меры предосторожности.) Выпишите примеры спецотходов, образующихся у вас дома из статьи Методического пособия. Во всём мире отходы рассматривают как сырьё для будущего продукта (вторсырьё). Теоретически можно утилизировать 90% отходов, практически 70-75%. |
|
Закрепление материала Практическая работа «Отходы в моей семье» |
Человек – главный производитель отходов на Земле. Попробуйте проанализировать отходы, образующиеся в каждой вашей семье: пластик, металл, строительный мусор, специальные и пищевые отходы, старые вещи и подумайте как лучше их утилизировать. Заполните таблицу 2 (приложение), сделайте вывод, ответив на вопросы: 1.Какие «вредные» отходы образуются в вашей семье? |
Выполнение практической работы, формулирование выводов. Умение организовать выполнение задания учителя (Р) -Умение делать выводы по результатам работы (Р) -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы (Р) -Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов (К) Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М) |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, проведение рефлексии на предмет психоэмоционального состояния. |
Анализ решения основного вопроса урока, экологических понятий. |
Домашнее задание |
Придумайте использование отходов (пластик, бумага, металл), образующихся в вашей семье. Подготовить изделие, презентация или фото поэтапного изготовления, описание. |
|
Список использованной литературы
- Биомониторинг как экономически эффективный метод оценки состояния окружающей среды: 6-7 классы: учебное пособие/ авт.-сост.: И.Б.Кирина, Л.А.Фролова. – Мичуринск: ФГБОУ ВПО МичГАУ, 2012 – 26с.
- Биомониторинг как экономически эффективный метод оценки состояния окружающей среды: 6-7 классы: рабочая тетрадь/ авт.-сост.: И.Б.Кирина, Л.А.Фролова. – Мичуринск: ФГБОУ ВПО МичГАУ, 2012 – 25с.
- Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Н.С.Дежникова, И.В.Снитко, Д.Л.Теплов, И.В.Цветкова. – М.: Просвещение, 2003. – 144с.
- Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:АГАР,2000 – 390с.
Презентация к уроку
PPTX / 5.36 Мб
Приложение к уроку
DOC / 49 Кб