Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Весенние изменения в природе»
Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Весенние изменения в природе»
Цели урока:
- развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы;
- учить художественному видению картины;
- учить составлять описательный рассказ на тему картины.
Задачи
Образовательные:
- обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках (роде, числе и падеже);
- совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;
- закрепление знаний о синонимах, антонимах имен прилагательных.
Развивающие:
- развивать умение точно употреблять прилагательные в речи;
- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся;
- совершенствовать навыки каллиграфически правильного письма.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно;
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать интерес к пейзажной живописи и любовь к птицам.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация в программе Microsoft Power Point;
- учебник русского языка для 3 класса (Т.Г. Рамзаева);
- карточки для творческой работы;
- аудиозапись музыкальный фрагмент из альбома «Времена года»;
- картина «Грачи прилетели», сделанная в технике оригами.
I. Мотивационно-целевой этап.
Организационный момент.
- Давайте поработаем так, чтобы искорки счастья засветились в ваших глазах и не исчезли даже тогда, когда закончится урок.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами поговорим об очень интересной части речи. Догадайтесь сами, о чём пойдёт речь.
Что это?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь! (1 слайд) (имя прилагательное)
- Правильно!
- На нашем уроке речь пойдет об имени прилагательном. Мы повторим всё, что знаем об этой части речи.
III. Операционно-познавательный этап.
1. Показ картины (2 слайд). Краткая беседа:
- Вам знакома эта картина?
- Кто её написал?
- О чём картина?
- Чем она вам нравится?
- С чем можно сравнить весну, небо на картине, крик грачей, снег?
- Какими словами можно рассказать о красоте неба, о поле на картине?
- Что вы видите в центре картины, а что вокруг?
- Что вы можете рассказать о грачах, о деревьях на картине?
Закройте глаза и постарайтесь «войти в эту картину» и скажите, какие звуки можно услышать, находясь рядом с этим местом (звучит аудиозапись - музыкальный фрагмент из альбома «Времена года»).
2. Работа с текстом (карточки для творческой работы):
Грачи прилетели
Перед нами пейзаж.
На переднем плане выстроились в ряд берёзы. На их ветвях расположились гнёзда. Внизу, у корней берёзы, грач нашёл веточку и держит её в клюве. На втором плане виден забор. За ним церковь. А дальше раскинулись поля.
На картине А. Саврасова «Грачи прилетели» художник показал не только пробуждение природы, но и радость птиц, вернувшихся домой на родину.
- Сколько частей в тексте?
- Найдите начало, основную часть, концовку.
- Всё ли устраивает в этом тексте или чего-то не хватает?
3. Творческая работа (самостоятельная работа):
- Украсьте текст прилагательными.
4. Чтение детьми готового текста.
5. Физминутка «Грачи прилетели»:
Как-то раннею весной машут руками
На опушке на лесной
Появилась стая птиц
Не скворцов и не синиц
А большущих грачей разводят руками
Цвета чёрного, как ночь.
Суетятся возле гнёзд бегут, машут руками
Червячков клевать не прочь.
Разбежались по опушке
Прыг-скок, прыг-скок. прыгают
Тут жучок, тут червячок приседают
Прыг-скок, прыг-скок.
IV. Применение знаний и способов действий
1. Комментирование письмо
Найдите в тексте словосочетания прилагательных вместе с существительными.
Выпишите их и обозначьте род и число.
2. Самостоятельная работа с текстом: списывание заключительной части текста.
3. Работа в группах Закрепление знаний о синонимах, антонимах имен прилагательных.
4. Дифференцированная работа по вариантам. Разбор №1 фонетический и №2 морфемный.
V. Рефлексивно - оценочный этап.
Картина «Грачи прилетели», сделанная в технике оригами (ученик рассказывает, как делали картину на уроке трудового обучения).
А) Чему мы научились на уроке
Я научился...
Я понял, что...
Было трудно...
Было интересно...
Хочу похвалить...
Б) Выставление оценок
Домашнее задание: творческое
Написать отзыв об уроке.
Итог урока
- Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы попробуйте найти имена прилагательные.
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы - прекрасное,
Не скажем - безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Использованная литература
Проверочные самостоятельные работы по русскому языку для 3 класса. (Т.Л. Федорова)
Новейший справочник школьника.(1-4 кл) Москва.2007 г Из-во Эксмо Шалаева Г. П.
Дидактический материал к интегрированному курсу. Москва..2004 г. Р И Н О.
Тесты по русскому языку для 3 класса. (Л.П. Николаева, И.В. Иванова) Москва. Изд-во “Экзамен “2007 г.
Газета “Экологическая правда «Альметьевского муниципального района и г. Альметьевска Р.Т.
Итоговые тесты по русскому языку за курс начальной школы. (Т. Л. Федорова) Москва «2006 г.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1452463887.jpg (1920x1440)
Совместно с детьми выполнили данную работу, дети складывали из бумаги каждый своего грача.
Самоанализ открытого урока по русскому языку
учителя Кузовлевой Н.А.
Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Весенние изменения в природе»
Цель урока:
- развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы;
- учить художественному видению картины;
- учить составлять описательный рассказ на тему картины.
Образовательные:
- обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках (роде, числе и падеже);
- совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;
- закрепление знаний о синонимах, антонимах имен прилагательных.
Развивающие:
- развивать умение точно употреблять прилагательные в речи;
- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся;
- совершенствовать навыки каллиграфически правильного письма.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно;
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать интерес к пейзажной живописи и любовь к птицам.
На уроке я использовала:
Технологии: личностно-ориентированный подход, технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, дифференцированное обучение, технология общения, технология работы в группах.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Оборудование: мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint, учебник «Русский язык 3 класс» Т. Г. Рамзаева, карточки для творческой работы; дифференцированные карточки; картина «Грачи прилетели» сделанная в технике оригами.
По типу – комбинированный урок.
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя прилагательное» курса «Русский язык».
Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 3 «В» класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания.
Этапы урока:
I. Мотивационно-целевой этап.
Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.
II. Сообщение темы и целей урока.
Цели этого этапа – определение и самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока. Составление плана действия.
III. Операционно-познавательный этап.
Цель: усвоение правописания родовых окончаний имен прилагательных; в задании на сравнение – развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.
Цель работы с текстом – развитие речи и обогащения словарного запаса учащихся.
Умение употреблять в связном тексте разные, неповторяющиеся прилагательные, было выявлено в творческой работе.
Применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки дети изображали грачей.
IV. Применение знаний и способов действий
Цель этапа – закрепление знаний о синонимах, антонимах имен прилагательных.
На данном этапе использовала комментирование письмо с целью проверки правописания родовых окончаний имен прилагательных.
Помимо непосредственной работы над прилагательными, на уроке присутствовали различные виды разбора: фонетический и морфемный.
V. Рефлексивно - оценочный этап.
Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений.
Учащиеся обнаруживали самостоятельность в действиях, были эмоционально активны.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовала путешествие в сказку через яркую, красочную компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, развивать их воображение, внимание, память.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.
В ходе урока дети осознали новые для себя знания, «какие окончания имеют прилагательные женского и среднего рода в именительном падеже».
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в тетрадях.
Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, нестандартная форма урока, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.
Цели в течение урока были достигнуты.
Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Труд детей был оценён, были выставлены положительные отметки.
Евдакименко Виктория Викторовна
Кузовлева Нина Алексеевна