Чек-лист «Самообразование педагога в ДОУ»
Чек-лист «Самообразование педагога в ДОУ»
1. Титульный лист (Приложение №1)
Полное наименование учреждения
Автор работы
Тема самообразования
Место разработки
2. Содержание
3. Далее
Тема самообразования
Актуальность (Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности).
Цель работы (это то, что необходимо получить или показать в результате работы).
Задачи работы (пути достижения поставленной цели; ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?).
Срок работы над темой 20___ - 20___ уч. г.
Ожидаемые результаты
4. План работы (Приложение №2)
5. Выход темы (представление практического применения)
Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:
• провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
• подготовить (участвовать, провести) семинар;
• провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
• оформить папку-передвижку;
• составить сборник консультаций для родителей;
• составить отчёт о проделанной работе за учебный год.
6. Список литературы
Приложение 1
Пример оформления титульного листа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №4»
Структурное подразделение ул. Орловская, 21
Материал по самообразованию
Казариновой-Докучаевой Екатерины Дмитриевны
Воспитателя первой квалификационной категории
Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет
Миасский городской округ
2020
Приложение 2
Пример пана работы (составляется на учебный год)
Этапы работы | Форма работы | Содержание | Срок | Результат |
| | | | |
Этапы работы
1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
Приложение 3
Опорная таблица для формулирования темы по самообразованию
Процесс | Цель | Связующее слово | Процесс | Средство | Место, группа |
Развитие Формирование Повышение Систематизация Активизация Актуализация Коррекция Организация | Качества Способности Культура Мотивация Психические процессы Интерес Потребность Компетентность + Конкретизация | Через На основе Путем С помощью В процессе В На Как условие Способ Фактор Механизм Как условие Способ Фактор Механизм | Внедрение Использование Применение Апробация Реализация Роль Влияние | Технология Метод Прием Форма Программа Подход Пособие Система ТСО, ИКТ Наглядный, дидактический материал + Конкретизация | Возраст детей Вид деятельности |
Пример:
1. Повышение педагогической компетенции у родителей через использование ИКТ технологий в познавательно-исследовательской
деятельности.
2. Формирование духовно-нравственной личности через применение дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Развитие самостоятельности и инициативы в процессе реализации сюжетно-ролевых игр.
Приложение 4
Памятка по самообразованию
Возможная проблема | Пути решения | |
Не могут определиться с темой самообразования | Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. | |
Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность | Формулируйте темы по схемам: - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; - Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО. Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста». Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается. | |
При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе | Подбор литературы осуществляйте следующим образом: -просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным; - ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания? С чего начать изучение подобранной литературы: - начните с изучения традиционных методик по данной проблеме; - изучите современные взгляды на проблему; - используйте опыт других педагогов и ДОУ. | |
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал | По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения; Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом; Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником; Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. | |
Не могут сформулировать цель и задачи работы | Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. Например: Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста». Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста. Задачи – пути достижения поставленной цели. Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач: | |
Содержание деятельности исследования | Частный предмет исследования | |
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. | Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. |
Используемые источники
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7749/2/10Butygina.pdf
https://detsad44rk.ru/m/u/doks/metodicheskie-razrabotki/samoobrazovanie-pedagoga-v-dou-mr-2017.pdf
https://urok.1sept.ru/articles/632741
https://nfdou1.edumsko.ru/activity/methodics/consult/post/465613