12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курбанова Альбина Викторовна116
2

Человек, его права и свободы как высшая ценность

Республика Дагестан

Министерство образования и науки РД

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гутатлинская средняя общеобразовательная школа»

МР «Цунтинский район»







Доклад



Тема: «Человек, его права и свободы как высшая ценность .»






Работу выполнила:

Учитель обществознания

Курбанова Альбина Викторовна

Тел.89679334292







с.Гутатли 2022 год

Оt1685203368aa.gif сновным источником любого права в РФ является Конституция РФ, которая затрагивает все аспекты Российского права. Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ, в которой говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются важнейшим атрибутом конституционного государства, его обязанностью.

Актуальность данной темы заключается в том, что настоящее время в мире права и свободы человека подвергаются угрозам. Права человека на жизнь, достоинство, свободы мысли и слова, вероисповедания, равенство прав вне зависимости от национальности, языка, убеждений и другие не менее важные права, и свободы, гарантии их реализации и защиты очень часто нарушаются.

Предпосылками решения этих проблем является уважение прав и свобод человека, противодействие государствами их нарушениям. Я хочу осветить основную проблематику в сфере прав и свобод.

В настоящее время в России наблюдается разрыв между обществом и властью, полное отсутствие доверия к власти, государственным органам и должностным лицам в связи с нарушениями прав человека и гражданина со стороны самого государства и его служащих, несовершенство законодательства в этой области. Несмотря на видимость реализации прав и свобод в России согласно Конституции РФ, нельзя сделать положительный вывод о состоянии дел с правами и свободами человека в нашей стране.

Права и свободы для каждого человека являются необходимыми предпосылками обеспечения условий достойного и свободного проживания; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, частицей которого он является; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения основных жизненных потребностей.

Если сосредоточить внимание на правах и свободах человека как высшей ценности, это совсем не будет означать принижение государства. Здесь мы видим обратную картину, данная обязанность государства может не только увеличить его значение в жизни общества, но также поднять авторитет. Права человека дают обществу возможность управлять государством, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности и так далее.

Основные права и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции Российской Федерации в соответствии с международными документами — Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и др.

Права и свободы человека классифицируются:

в зависимости от содержания на:

- личные - это возможности индивида, позволяющие ему оградиться от нежелательного и незаконного вмешательства кого бы то ни было в его личную жизнь и способные обеспечить свободное, автономное существование;

- политические - возможности человека в общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение, свободное участие в управлении государством и обществом;

- социально-экономические - возможности человека в сфере производства и распределения материальных благ, направленные на обеспечение хозяйственной самостоятельности, достойного уровня жизни и социальной защищенности индивида.

В зависимости от гражданства на:

- права гражданина конкретного государства;

- права лиц с двойным гражданством;

- права лиц без гражданства, права иностранных граждан.

От рождения каждом человеку присваивается ряд прав, они неотъемлемы. Права:

На жизнь. Никто не может быть в произвольном порядке лишен жизни. Гарантиями этого права служат профилактики пожарной безопасности, профилактика дорожно–транспортных происшествий, системы здравоохранения и так далее;

Достоинства личности. Каждый должен уважать окружение.

На свободу и личную неприкосновенность. Сюда же входит личная неприкосновенность. Никто не в праве вмешиваться в жизнь другого. Каждый человек сам выбирает жизненный путь, и никто не может ему в чем-то мешать;

На частную жизнь. Частная жизнь отражает стремление каждого человека иметь индивидуальный мир собственных интересов, в праве скрывать это от остальных;

На неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

На свободу совести и вероисповедания.

На свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Первое, что нужно четко понимать, постигая философию прав человека, – права человека реальны исключительно в правовом государстве.

Еще одно важное обстоятельство: права человека не создаются государством, а присвоены личности с рождения, то есть - являются естественными. Без этих прав и свобод личность абсолютно лишена достоинства и чести, обречена на несвободное существование.

Центральное положение философии прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство человека никогда не должно быть принижено государством. Наоборот, государство обязано выступать защитником прав и свобод каждого человека. Итак, рассмотрим яркий пример:

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (статья 18). Так гласит закон, но, к сожалению, на практике это не всегда так.
Как известно, люди постоянно находятся в борьбе за свои права, которые всячески утесняются господствующим классом. Здесь не обходится без объединений граждан, ведь таким образом они могут высказать свое мнение.

Конституция России гласит:

«Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется» (статья 30).

И далее указано: 

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (статья 31).

Очевидно, что статьи имеют распространенность в широком смысле, а именно: ничего не сказано о возможности для ограничения прав граждан властями.

В самом начале принятия конституции, авторы утверждали, что существует гарантия прав на свободу собраний, и порядок осуществления данного права не требует дополнительных разрешений. Как происходило? Раньше граждане уведомляли власть о проведении митинга, а государство, в свою очередь, принимало меры, чтобы данное мероприятие прошло безопасно.

В 1998 году Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. На ее основе работает Европейский суд по правам человека, но и сама Конвенция является непосредственно действующей.

В Конвенции говорится:

1. «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ…
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» (статья 10).

С ней связана следующая статья, которая так и называется «Свобода собраний и объединений». Отсюда вывод: Право на свободу слова и право на свободу собраний являются основополагающими в демократическом обществе. Они важны не только единичным гражданам, но и государству (для поддержания обратной связи). Ограничения возникают только в строго перечисленных и чрезвычайных случаях.

В юридической литературе уведомительному порядку противопоставляется так называемый разрешительный, когда власти по каким-либо причинам имеют право запретить общественное мероприятие до его начала.

Напомню, ни в одном международном нормативно-правовом акте, ратифицированном Россией, вы не найдете ни малейшего упоминания о разрешительном порядке. Здесь присутствует только уведомительный. По мнению большинства юристов, разрешительный порядок характерен для стран с авторитарным режимом, а уведомительный – для стран с демократическим режимом.

Мы постоянно слышим и читаем в СМИ, что мероприятие на было согласовано, поэтому за участие в нем было задержано столько-то человек. Между тем, вы никогда не найдете упоминания о необходимости получения разрешения ни в Конституции РФ, ни в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ни в международных договорах и стандартах, и даже, как ни странно, ни в одном нормативном акте Российской Федерации, потому что это явно бы противоречило взятым нашей страной международным обязательствам. 
Есть лишь часть 5-я статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», положения которого фактически перечеркивают нормы Конституции, Конвенции и международных договоров и стандартов:

«5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия» (статья 5).

В завершении, хочу отметить, что на сегодняшний момент в России всё ещё отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия, укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию полной незащищенности человека, его неуверенность в предсказуемости действий властей.

Я считаю, необходимо привести в соответствие гарантирующие функции государства с конституционными и международными стандартами в области прав и свобод человека, а отраслевое законодательство - с конституционными установлениями.


















Глоссарий:

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

Гражданин — физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, наделенный правами, свободами и обременен обязанностями.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности. Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Нормативно-правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

СМИ - это система сообщения визуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения.

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы.

Библиографический список:

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 784 с.

Бержель, Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-Л. Бержель. - М., 2005.

Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. М.: Изд-во «Знание», 1999.

Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2007.

Руменцев О.Г. Основы конституционного строя. Москва. 2001г.

Мелков Г.М. Международная защита прав и свобод человека. М.: Юридическая литература, 2000.

Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005.


Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Организации Объединенных Наций // Российская газета. - 1998. - 10 дек.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень международных договоров. -1993. - №1. - С. 3-6.




10



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.