12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коровина Татьяна Владимировна59
Россия, Красноярский край, Железногорск
Материал размещён в группе «Урок литературы»
Человек Эпохи Просвещения
в поэзии Роберта Бернса

Урок литературы

8 класс

Цели урока:

Расширить и углубить знания учащихся по данной теме.

Отрабатывать навыки анализа стихотворения.

Отрабатывать навыки сопоставления произведений и героев разных эпох и авторов.

Оформление кабинета:

Портрет Роберта Бернса.

Выставка книг и статей о поэте.

Ход урока.

I Вступительное слово учителя

Мы находимся на стадии изучения Эпохи Просвещения и пытаемся понять, какое влияние оказала эта эпоха на литературу. Нам известно, какие экономические, политические и культурные изменения произошли в странах Западной Европы, в частности, в Англии, как развивалась английская литература.

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с творчеством замечательного поэта Роберта Бернса. Дома вы должны были подумать над вопросом: «Почему именно в Эпоху Просвещения стало возможно появление такого поэта, как Р.Бернс?» Поэтому заключительный урок по творчеству Бернса начнем с ваших размышлений.

После проверки домашней работы ученики вместе с учителем определяют цели урока и приступают к анализу стихотворений.

II Анализ стихотворений.

«В горах мое сердце »

Один из учеников выразительно читает стихотворение. Затем ученикам предлагается ответить на вопросы:

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Грусть) Почему?

За счет каких художественных средств создается именно такое настроение? (За счет кольцевой композиции, анафоры, инверсии, обращений)

Что мы можем сказать о лирическом герое? Какой это человек?(Лирический герой любит свою родину, обожествляет природу)

Обратите внимание на художественное пространство стихотворения. Какое оно? (Пространство широкое, «свое» )

«В горах мое сердце…»Как вы понимаете эти слова? (Данные слова говорят о том, что мысли и чувства лирического героя там, на родине, высоко в горах, а внизу, в суетном мире, _его физическая сущность, его тело. И от того, что его «я» разделено надвое, лирический герой тоскует, не находит себе места)

Выразительное чтение и анализ стихотворения «Честная бедность»

Это одно из самых известных стихотворений поэта.

Как вы понимаете название стихотворения?

Слова-лейтмотивы стихотворения: «честь», « честная ». Объясните их значения. («Честь»- это внутреннее нравственное достоинство человека, честность, благородство души, чистая совесть. Вот поэтому бедность у Бернса «честная», то есть с чистой совестью)

С помощью толкового словаря объясните значения непонятных слов.

Какие достоинства присущи лирическому герою этого стихотворения? (Независимость, гордость, свободолюбие) Докажите.

Какой прием использует автор, когда говорит о богачах и бедняках? (Антитезу)

Как он относится к богачам? Какую лексику использует для их описания? Приведите примеры из текста.

Каково отношение автора к беднякам? Докажите.

Как вы считаете, чем лирический герой близок автору? (Своим мировоззрением)

Стихотворение легко читается. Почему? (Оно похоже на песню: есть повторы, просторечия)

Каков размер стихотворения? (Ямб) Какова роль размера в понимании смысла стихотворения? (Ямб придает стихотворению четкость, ясность)

В каких строфах выражена главная мысль стихотворения? (В двух последних) Еще раз прочтем их. Во что верит лирический герой? К чему он призывает?

Докажите близость основной мысли стихотворения лозунгам Французской революции 1789 года.

III Вывод по теме урока.

Проанализировав эти два стихотворения и опираясь на анализ других произведений Бернса, запишите, каким видит поэт героя своей эпохи.

Почему произведения Бернса интересно читать и сегодня? Какие «вечные» темы поднимает поэт в своих произведениях?

С какими произведениями и литературными героями других эпох можно сравнить героев Бернса?

Итак, Бернса можно считать поэтом на все времена, потому что только гениальный художник поднимает проблемы, волнующие человечество все время его существования на земле. Говоря о любви, о дружбе, о взаимоотношении человека и природы, человека и Бога, поэт может задеть какие-то струны нашей души.

Ребята! Возможно, вам захочется почитать стихотворения Бернса не по заданию учителя, а просто так, для себя. Я думаю, что уроки, посвященные изучению творчества этого замечательного поэта, помогут открыть каждому из вас своего Бернса.

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.