План-конспект воспитательного мероприятия «Чернобыль. Неумолкающая память…»
План-конспект
воспитательного мероприятия
Тема: «Чернобыль. Неумолкающая память…».
Дата проведения: 20.01.2022 г.
Участники: 9 «В» класс, приглашенные гости.
Форма проведения: открытая студия
Цель: формирование гражданской ответственности и патриотического
воспитания обучающихся на примере изучения причин и последствий
Чернобыльской аварии.
Задачи:
Обучающие : учить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории, окружающим людям;
Воспитывающие: воспитывать толерантность, способствовать формированию духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе;
Развивающие: познакомить учащихся с последствиями Чернобыльской трагедии.
Использование современных образовательных технологий:
Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе | Этапы мероприятия |
Элементы технологии личностно – ориентированного обучения | Организационный момент |
Элементы технологии встречных усилий | Основная часть. Участие в беседе. |
Элементы технологии развития критического мышления | Подведение итогов Рефлексия |
Методическое оснащение: мультимедийное оборудование, презентация, видеоролики, картинки, лист бумаги А-1, клей
Слайд № 1
I. Мотивационный этап. Фоном звучит музыка «Аист на крыше»
Слайд № 2
Воспитатель: Добрый день, уважаемые воспитанники и уважаемые гости! Я рада вас приветствовать в нашей открытой студии. Сейчас звучит песня Софии Ротару «Аист на крыше», может кто-то знает почему?
Ответы воспитанников
Воспитатель: А звучит она потому, что гимном ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС стала именно эта песня «Аист на крыше».
В 1986 году на территории бывшего УССР, теперь государства Украина, произошла одна из страшных техногенных катастроф в истории человечества.
Сегодня наш разговор пойдет о страшной трагедии, которая произошла в далеком 1986 году на Чернобыльской атомной электростанции.
Как вы думаете, лично для каждого, для чего нужен такой разговор?
Ответы воспитанников
II. Вступление.
Слайд № 3
Воспитатель: Сегодня в открытой студии послушаем рассказы наших гостей, ветеранов – ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, сможем из первых уст узнать, что на самом деле произошло на АЭС, задать им вопросы, а также узнаем новые факты, посмотрим хронику событий о последствиях этой трагедии.
Для начала работы нам необходимо разделиться на 3 группы: 1 группа – пресс-центр, 2 группа - информационная, 3 группа - исследовательская.
Пожалуйста, выберите для себя интересную группу и сядьте за столы.
III. Основной этап.
Слайд № 4
Воспитанник:
В тот апрель, много весен назад,
Про Чернобыль мы мало что знали.
Что весь мир был у адовых врат
Строк правдивых тогда не писали.
Но мы знали: чернобыльский след
Проходил через души и сердце.
И на нас, в том сомнения нет,
Лишь планета могла опереться.
Воспитанник:
26 апреля – в нашей стране – это День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, а также Международный День памяти жертв радиационных аварий и катастроф.
В 2022 году человечество отметит 36 лет со дня Чернобыльской аварии!! Выросло уже целое поколение, не заставшее эту ужасную трагедию, но в этот день мы традиционно вспоминаем о Чернобыле. Ведь только помня ошибки прошлого, можно не повторить их в будущем!
Слайд № 5
Воспитанник:
Сегодня поделиться своими воспоминаниями в нашей «открытой студии», мы пригласили легендарных людей, которые непосредственно принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС - это член Центрального Совета Союза Чернобыль России, полковник , государственный советник РФ 3 класса, кавалер ордена Мужества Соколовский Роман Романович и Ветеран нашего училища, полковник Хамула Ярослав Федорович.
Воспитанник: давайте посмотрим хронику событий.
Просмотр фильма: «Время помнить Чернобыль»(2,43 мин.)
Воспитатель: что больше всего вас затронуло в фильме, какие моменты?
Воспитатель: А мы продолжим …. итак, вы посмотрели хронику тех событий, остановимся на них подробнее. Сейчас вы получите задания для работы в группах, на выполнение вам дается 5 минут:
Слайд № 6
Работа в группах.
1 группа «ПРЕСС-ЦЕНТР», 2 человека, работают на сайте «Общероссийский Союз Общественных Объединений «Союз «Чернобыль» России»: (https://souzchernobyl.ru)
Задание: представить портал, найти и сделать обзор (выборочно ознакомить одноклассников и гостей, чем занимается организация, формы поддержки ликвидаторов и их семей, льготы).
Слайд № 7
Воспитанник:
Сайт общероссийская общественная организация Союз «Чернобыль» России включает в себя различную информацию в таких разделах, как патриотическое воспитание и уроки мужества, различные исторические фото и видео о Чернобыле, виртуальный музей и многое другое.
В составе Союза «Чернобыль» России насчитывается: около 100 тысяч граждан, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и проживавших на загрязненных территориях.
В состав Союза «Чернобыль» России входит 70 региональных организаций, которые состоят из городских и районных, всего 1320.
Организация занимается:
- содействием и участием в социальной поддержки граждан, привлечением внимания государственных органов и общественности к их проблемам;
- содействием деятельности в сфере патриотического воспитания, культуры и просвещения, профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни, разностороннего и гармоничного развития личности, улучшения жизненных условий и морально-психологического состояния граждан.
С участием Союза «Чернобыль» России и его региональных организаций:
издано более 25 памятных книг, альбомов
создано 3 видеофильма
оборудовано 12 музеев и музейных экспозиций
сооружено 11 памятников и мемориальных досок героям Чернобыля
представлено и награждено гос. наградами за мужество и героизм свыше 6 тысяч инвалидов Чернобыля.
Воспитатель: ребята, сделайте вывод по прослушанному материалу.
Ответы воспитанников
2 группа «Информационная».
Задание: прочитать текст, обсудить в группе, пересказать, ответить на вопрос: «Что произошло на Чернобыльской АЭС? Как ликвидировали аварию?» Уважаемый Ярослав Федорович, хочу Вас попросить принять участие в работе информационной группы.
Слайд № 8-12
Воспитанник: безусловно, причин, приведших к трагедии в Чернобыле, было несколько. И в первую очередь, сказалось отсутствие современной системы безопасности. Также на весьма низком уровне находились автоматическое управление и контроль.
Сыграл свою печальную роль и чисто человеческий фактор. Реактор должны были остановить еще до начала эксперимента, но на носу были майские праздники, к которым советские люди по привычке «подгоняли» выполнение производственных планов. Поэтому и отложили отключение, чтобы не срывать показатели из-за отсутствия электроэнергии. А когда все же приступили к процессу остановки реактора, на работу уже вышла другая смена, менее подготовленная.
И, наконец, специалисты видят причиной катастрофы конструктивные просчеты, которые были допущены, когда реактор был еще на стадии проектирования. Примечательно, что об одном из недочетов предупреждал сам конструктор, который и заметил его. Но на его заявления и предупреждения почему-то не обратили внимания.
Стало известно, что 25 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной станции была произведена плановая остановка четвертого реактора. В период остановки на нем планировалось провести эксперимент, для отработки системы аварийного электроснабжения. Но во время проведения эксперимента , что-то пошло не так и в 1:23:38 оператором была нажата кнопка аварийной защиты, реактор начал набирать свою мощность, а уже в 1:23:42 регистрирующие системы были выведены из строя. Здание энергоблока частично обрушилось, в различных помещениях и на крыше начался пожар. В результате аварии произошел выброс радиоактивных веществ.
Слайд № 6
Воспитанник: на звук взрыва сразу же отреагировали пожарные города. Командование взял на себя майор Телятников. Отчаянные действия Телятникова и его команды помогли остановить распространение пожара, иначе последствия были бы еще катастрофичнее. Первыми на место аварии прибыли сотрудники бригады лейтенанта Правика, который погиб из-за сильного облучения. Тогда же погиб и лейтенант Кибенок, прибывший сразу после лейтенанта Правика. К шести часам утра пожарные сумели подавить пожар. Все ликвидаторы в ту ночь не знали при выезде, что взорвался реактор, а поэтому не надели даже средства противорадиационной защиты. Пожарные совершили в ту ночь подвиг, о котором нужно помнить и сейчас. Только благодаря их героизму и самопожертвованию не взорвался третий реактор, который был соединен с четвертым и находился в непосредственной близости от него. Если бы не храбрость пожарных, последствия взрыва еще одного реактора трудно было бы представить.
Воспитанник: Чернобыльская трагедия унесла множество жизней. Очень сильно пострадали те, кто занимался устранением следов аварии – 134 сотрудника станции и членов спасательных команд были подвержены сильнейшему лучевому облучению. У всех них развилась лучевая болезнь, 28 из них погибли из-за радиационного заражения спустя несколько месяцев.
Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии.
Вся страна поднялась на помощь в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Со всех уголков нашей большой страны ехали люди помочь справиться с последствиями аварии.
Воспитанник:
Но только народ, видно особый - Душа у всех одна.
Вздрогнул в тревоге один Чернобыль, Откликнулась вся страна.
Сюда поехали не по приказу
И даже не долг послал.
Для всех и для каждого, как-то сразу
Весь город братом стал.
Открылись сердца, распахнулись все двери,
Давая тепло и приют.
Не выразить словом, ничем не измерить
Какие здесь люди живут.
Как хочется мне, чтобы все на планете
Вот так же за руки взялись,
Чтоб спали спокойно и мамы и дети,
Счастливой была наша жизнь.
Слайд № 13-23
Воспитанник: А теперь из первых уст, мы услышим рассказ нашего гостя Хамула Ярослава Федоровича
Выступление гостя
Воспитанник: Ярослав Федорович, по каким критериям отбирали военнослужащих для работы на Чернобыльской АЭС?
Ответы Хамула Я.Ф.
Воспитанник: Ярослав Федорович, какие последствия состояния здоровья после участия в ликвидации на Чернобыльской АЭС?
Ответы Хамула Я.Ф.
Воспитанник: Ярослав Федорович, есть ли у нас в городе памятники героям ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС?
Ответы Хамула Я.Ф.
Воспитанник: Ярослав Федорович, скажите, пожалуйста, если бы Вам сейчас вернуться в то время, Вы бы поехали в Чернобыль или нет?
Ответы Хамула Я.Ф.
Воспитанник: Ярослав Федорович, скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к современным экскурсиям в Припять?
Ответы Хамула Я.Ф.
Воспитатель: ребята, сделайте вывод по прослушанному материалу.
Ответы воспитанников
3 группа «Исследовательская».
Задание: представить доклад в виде коллажа, какие последствия аварии на Чернобыльской АЭС? Роман Романович, хотим попросить Вас помочь нашим воспитанникам в этой работе.
Слайд № 24-33
Воспитанник:
Мы подготовили коллаж последствий на Чернобыльской АЭС и разбили его на три группы, 1группа город Припять, 2группа последствия на человеке, 3 группа последствия сельского хозяйства и экологии.
Техногенная катастрофа, произошедшая весной 1986 года на Чернобыльской АЭС, изменила отношение человечества к мирному атому раз и навсегда. Громадные массы радиоактивных изотопов, выброшенных в атмосферу, заразили тысячи гектар земли, прилегающей к станции, и унесли огромное количество жизней ни в чем не повинных людей.
Воспитанник: После оценки масштабов радиоактивного загрязнения , полностью эвакуировали город Припять, в первые дни после аварии эвакуировано население 10-километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-километровой зоны.
Сегодня город Припять стал городом-призраком.
Сектор сельского хозяйства наиболее, по сравнению с прочими отраслями народного хозяйства, пострадал от последствий аварии. Внедрение радиоэкологического контроля практически закрыло рынки для продовольствия и прочей продукции из загрязненных районов. Еще более усугубило такое положение вещей нежелание образованных горожан покупать продукцию из районов, отмеченных Чернобылем. В результате снизилась доходность сельского хозяйства, сократился выпуск определенных видов продукции заготовки, а некоторые предприятия и вовсе закрылись. В Белоруссии, Украине, России, где в результате выпадения радиоактивных осадков некоторые из лучших пахотных земель были выведены из оборота, от упадка сельского хозяйства пострадала вся экономика.
Воспитанник: Роман Романович, Вы же в живую видели все последствия аварии на Чернобыльской АЭС, расскажите нам, пожалуйста.
Выступление Соколовского Романа Романовича
Слайд № 34-41
Воспитанник: Роман Романович, как Вы оказались в Чернобыле, с какого региона Вас туда направили?
Ответы Соколовского Романа Романовича
Воспитанник: Роман Романович, скажите, пожалуйста, Вы, когда ехали в Чернобыль, Вы знали, что там произошло, и было ли Вам страшно? Ответы Соколовского Романа Романовича
Воспитанник: Роман Романович, во многих городах есть общественные организации, объединяющие ликвидаторов аварии, есть ли в нашем городе такая и чем она занимается?
Ответы Соколовского Романа Романовича
Воспитанник: Роман Романович, как поддерживаются государством ветераны-Чернобыльцы, есть ли фонды медицинской и финансовой поддержки ветеранов и их семей?
Ответы Соколовского Романа Романовича
Воспитанник: Роман Романович, расскажите, пожалуйста, про «книгу памяти Чернобыльцев».
Ответы Соколовского Романа Романовича
Воспитатель: ребята, сделайте вывод по прослушанному материалу.
Ответы воспитанников
Воспитатель: Мы с вами узнали, что произошло на Чернобыльской АЭС, к каким последствиям привела эта техногенная катастрофа. Вы послушали рассказы непосредственных ликвидаторов аварии. Ребята у кого-то есть еще вопросы к нашим гостям?
Вопросы воспитанников:
Подведение итогов.
Воспитанник:
Чернобыль это — трагедия и подвиг. Трагедию людей — сотен тысяч жертв аварии невозможно передать.
Больше всего пострадали территории Белоруссии, Украины и России, так как Чернобыльская атомная электростанция находилась недалеко от места пересечения границ трех стран.
Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого катастрофического масштаба, что ее последствия можно найти в любой точке Земли.
Слайд №42
Воспитанник: Но и сейчас мир не застрахован от техногенных катастроф, 12 марта 2011 года в результате землетрясения произошла авария в Японии на АЭС «Фукусима-1».
Трагедии на Чернобыльской АЭС и «Фукусима» - это грозное предупреждение всему человечеству. Сохраним ли природу планеты, — нашего общего дома, а значит и свое будущее, зависит от каждого из нас.
Воспитанник:
Я прошу почтить минутой молчания память людей, которые ценой своей жизни, сделали всё, чтобы последствия этой аварии было как можно меньше.
Минута молчания (звук метронома)
Воспитатель: Спасибо
V.Заключение:
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, предлагаю Вам посоветоваться в группах и выбрать способ подведения итогов нашему мероприятию, который соответствует вашим впечатлениям после обсуждения нашей темы (на ваше усмотрение, способ с правой стороны – ответы на вопросы или с левой стороны - выбор изображения, которое вы должны охарактеризовать)
Воспитатель: Итак, какой способ вы выбираете?
Ответы воспитанников
Видеоролик «Аист на крыше»
Слайд №43
Воспитатель: Для того чтобы Чернобыль с его трагедией действительно навсегда остался бы в прошлом, есть один - единственный выход:
ПОМНИТЬ О НЕМ ВСЕГДА!!!!
А песня, которую мы с вами слышим на протяжении всего классного часа, останется в ваших сердцах, как символ мира и добра.
Воспитатель: А теперь позвольте вручить благодарственные письма, нашим гостям - Хамуле Ярославу Федоровичу и Соколовскому Роману Романовичу. Спасибо большое Вам за участие в нашей открытой студии!
Слайд №44
Спасибо за внимание!