12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысенко Александр Александрович58
Россия, Краснодарский край, Краснодар



План-конспект

воспитательного мероприятия


Тема: «Фортификация –военно-техническая наука».

Участники: кадеты 9 класса.

Форма проведения: беседа.

Цель: Формирование у кадет военно-профессиональной направленности, расширение знаний кадет о службе в Армии и выборе воинской направленности.

Задачи:

- Расширить представление кадет о службе в армии, об этических традициях русских воинов; продолжать формировать у кадет чувство национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовой к его защите;

- Формировать позитивную оценку таких качеств как патриотизм, гражданственность, чувство долга;

- Развивать положительное отношение к службе в армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества в ходе Второй мировой войны, пробуждать у кадет стремление к службе в Армии, готовность стать защитников Отечества.

Использование современных образовательных технологий:

элементы информационно-коммуникативных технологий.

Методическое оснащение:

1. План-конспект.

2. Презентация: «Фортификация –военно-техническая наука».

3. Видеоролик: «Форты-лучшие сооружения защиты».






Ход мероприятия:

I. Вступление. -2 мин.

Всё изменилось с появлением воинственных степных племён, таких, как, например, хазары или половцы. Теперь свои дома следовало оберегать от стремительных и беспощадных набегов южных соседей. Деревни стали окружать частоколом. Высота его поначалу была невелика, и поэтому он являлся защитой не очень эффективной. Затем наши прародители догадались устраивать небольшие рвы вокруг своих поселений, а из образующейся земли тут же насыпать невысокий вал. Такие препятствия доставляли кочевникам куда более серьёзные неудобства.

II. Основной этап. – 35мин.

Как вы думает, о чем мы с вами сегодня поговорим?

(Кадеты формулируют тему воспитательной работы).

ФОРТИФИКАЦИЯ (от позднелат. fortificatio – укрепление), область военно-инженерного искусства, наука о способах создания искусственных укрытий и препятствий для защиты войск или населения во время военных действий.

Современная наука подразделяет фортификацию, в зависимости от специфики решаемых задач, на долговременную и полевую. Долговременная фортификация – это заблаговременное укрепление местности и стратегически важных пунктов для усиления границ государства в целях его обороны или создания плацдарма для вторжения в соседние государства. К полевой фортификации относятся все оборонительные сооружения временного характера, возводимые во время войны в зависимости от тактических и оперативных целей.

 Фортификация делится на полевую (войсковую, называемую иногда временной) и долговременную (постоянную). Полевая фортификация занимается укреплением позиций, полос и рубежей обороны, оборудованием исходных районов и районов расположения, занимаемых или предназначенных для занятия в ходе боя (операции) войсками, пунктами управления, тыловыми частями и учреждениями. В этих целях создаются полевые фортификационные сооружения открытого и закрытого типов: окопытраншеиходы сообщения, котлованные укрытия– блиндажиубежища, а также различные препятствия– рвы, валыэскарпыконтрэскарпынадолбы, лесные завалы, засекибаррикады, проволочные заграждения и др. Все эти сооружения устраиваются силами войск из земли, дерева и др. подручных материалов и из сборных металлических, железобетонных и др. конструкций. Долговременная фортификация занимается заблаговременным укреплением государственных границ, важных стратегических направлений, фортификационной подготовкой возможных театров военных действий и всей территории страны в целях защиты населения, военно-политических, промышленно-экономических и др. объектов от средств поражения противника. Для этого создаются системы укреплений, включающие долговременные огневые сооружения лёгкого, усиленного и тяжёлого типов, возводимые из высокопрочных материалов (бетона, железобетона, броневых и др. конструкций), в сочетании с полевыми фортификационными сооружениями.

Какие самые крупные оборонительные сооружения вы знаете? (ответы кадет)

Другой формой полевой фортификации являлись окопы. К 19 в. этот тип полевой фортификации уже получил широкое распространение. Гражданская война в США (1861–1865) доказала тактические преимущества стрелковых окопов, позволявших вести прицельных оружейный огонь по наступавшей пехоте неприятеля. Это преимущество еще раз было подтверждено в русско-турецкую войну (1877–1878), когда стрелковые окопы использовались как дополнение к основным укреплениям (редутам, люнетам, реданам и полевым фортам).

Какие виды оборонительных сооружений вы уже запомнили? (Кадеты отвечают)

Перед Первой мировой войной на строительство полевых фортификаций влияло две основных военных доктрины – германская, основной чертой которой был чрезвычайно ярко выраженный наступательный дух, и французская, предполагавшая выжидательную тактику до разгадки планов противника. Поэтому при укреплении местности немцы сооружали всего одну оборонительную линию, а французы оборудовали позицию в несколько линий (передовая, главная в две линии и тыловая). Однако в ходе боевых действий выявилась необходимость создания позиций, сообщающихся между собой, и в конце 1914 – начале 1915 немцы стали строить в глубине линии обороны укрепления и соединять их ходами сообщений. Со временем к этой же схеме пришли и другие страны.

Новой формой фортификации стала прежде всего сплошная линия окопов, не имевшая редутов в качестве опорных пунктов: она маскировала расположение стрелков и предохраняла тыл от прорыва отдельных частей противника. Глубины расположения позиций возрастали, что приводило к невозможности артиллерийского обстрела сразу всех позиций на полную их глубину и предотвращало прорыв укрепленных позиций. Исключением является Брусиловский прорыв австро-германской обороны (1916) и разгром итальянцев под Капоретто (1917).

Какие современные войска занимаются строительством оборонительных сооружений? (Кадеты отвечают на вопрос)

После Первой мировой войны (1914–1918), в которой новые средства вооруженной борьбы – авиация и танки были применены еще в сравнительно незначительной степени, на полевую фортификацию сложился взгляд как на средство, уже отжившее. При этом считалось, что война будущего станет война маневренной, где сможет найти применение только самоокапывание. Но вся история военного искусства показывает обратное: совершенствование огнестрельного оружия и боевых средств вызвало совершенствование и дальнейшее развитие фортификационных форм и конструкций.

Перед Второй мировой войной в советских вооруженных силах была принята система полевых укреплений, которые располагались в передовой, основной и тыловой зонах. В основной зоне обороны предусматривалось фортификационное оборудование позиций боевого охранения, основной и тыловой оборонительной полос, отсечных позиций. В батальонных районах обороны оборудовались окопы на отделения (расчеты), огневые сооружения различного типа, ходы сообщения и укрытия для личного состава и техники.

В начале войны, когда бои носили скоротечный характер, личный состав советских войск ограничивался самоокапыванием и использованием заблаговременно построенных фортификационных сооружений. Затем господствующей формой фортификации стали полевые укрепления, получила развитие и сложилась система глубокоэшелонированной позиционной обороны.

Немецко-фашистские войска в операциях в Западной Европе и в наступлении против советских войск до осени 1941 обычно не использовали фортификационные сооружения. После поражения под Москвой они перешли к системе укреплений, состоявших из оборонительных полос, а в конце войны – к долговременным фортификационным сооружениям. В Германии и ряде других европейских странах в городах и иных крупных населенных пунктах возводились подземные комплексы для размещения важных промышленных предприятий и хранения материальных запасов, создавались оперативные и стратегические рубежи обороны с использованием долговременных и полевых сооружений.

В локальных войнах 20 в. – корейской войне (1950–1953) и войне во Вьетнаме (1963–1968) также широко применялась система полевых фортификационных сооружений. Например, северокорейские и вьетнамские войска активно использовали подземные галереи в своей системе оборонительных сооружений. Характерной чертой американской системы фортификации составляли опорные пункты, представлявшие замкнутую территорию, обнесенную сплошной полосой проволочных и минно-взрывных ограждений, за которыми отрывались траншеи с огневыми точками. Имелись также блиндажи для личного состава, укрытия для боеприпасов, медпункты. В центре опорных пунктов строились наземные здания для гарнизона и оборудовались площадки для вертолетов, а к концу войны стали устраиваться железобетонные арочные укрытия для самолетов, обеспечивавших более надежную их защиту. Таким образом, во вьетнамской войне фортификация, дополняемая хорошей маскировкой, нашла достаточное применение при обеспечении боевых действий.

Внедрение ядерного и ракетного оружия показало необходимость коренного пересмотра всех военных теорий, в том числе и в области фортификации. Кроме того, дальнейшее развитие обычных видов оружия, появление оружия массового поражения и средств его доставки расширило задачи фортификации. Резко возросли потребности в строительстве защитных сооружений гражданской обороны, сооружений для обеспечения потребностей войск всех видов, для защиты тыла от современных средств поражения. Открылись новые направления в войсковой фортификации – унификация сооружений, механизация работ по их возведению, начала широко применяться землеройная техника для оборудования позиций и фортификационных сооружений из сборно-разборных конструкций.

Какие сооружения наиболее эффективны?

III. Заключение. – 5мин.

В долговременной фортификации наряду с разработкой и внедрением новых типов сооружений, сохраняют значение ранее разработанные конструкции из монолитного и сборного железобетона. Современная фортификация продолжает играть важную роль в военно-инженерном искусстве.

Подводя итог нашему обсуждению, предлагаю маленький - опрос.

Прошу, одним словом ответить на вопрос: «Какая армия нужна России?» (Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии).

Кто хотел бы связать свою жизнь с Армией? (обсуждение и ответы кадет)

Дорогие ребята, на этом мы заканчиваем наше мероприятие. До свидания!




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.