Урок математики в 1 классе «Число и цифра 0. Сложение и вычитание с 0»
Предмет: математика
Класс: 1.
Тема урока: Число и цифра 0. Сложение и вычитание с 0.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (число и цифра 0, место, роль, значение 0 в математике, сложение и вычитание 0).
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о числе 1, цифре 1, его месте в натуральном ряду чисел; на основе наблюдения, сравнения вывести свойства числа 0.
Воспитательные:
Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
Воспитывать уважение к товарищам.
Развивающие:
Развивать речь учащихся;
Совершенствовать мыслительные операции;
Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
Развивать навык самооценки.
Здоровьесберегающие:
Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.
Осуществлять контроль за тем как учащихся сидят за партой во время работы.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, «веера» цифр, учебник, рабочие тетради, карточки с цифрами.
Планируемые результаты.
Познавательные: Выявлять свойства нуля, применять данные свойства при сложении и вычитании чисел; правильно писать цифру 0; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: Формулировать свои мысли.
Регулятивные: Формировать действия целеполагания.
Коммуникативные: Умение выражать свои мысли.
Основные понятия: Число и цифра 0, свойства числа 0.
Ресурсы: Математика. Учебник. 1 класс. В 2-частях. (М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова).
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Структура и ход урока:
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД |
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) |
Я смотрю на ваши лица, Хорошо, приятно мне, Словно я в большой и дружной И приветливой семье. Мы у парты встанем ровно. А к работе все готовы? Напомните, пожалуйста, какой у нас урок? Я хочу вам пожелать Громко, чётко отвечать, Спокойно руку поднимать Удачи в учении, Улыбок и хорошего настроения! - Кто недавно появился у нас в классе. - Какие слова всегда повторял кот Леопольд? - Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока. - А что значит жить дружно? - Кот Леопольд познакомит нас со своими правилами дружбы, мы будем сегодня стараться, хорошо работать, и сможем открыть важные правила для жизни. |
Подготовка класса к работе (учащиеся организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе). Говоря все хором. - Кот Леопольд. - Ребята, давайте жить дружно! Отвечают. |
Регулятивные (обеспечение учащимся организации их учебной деятельности). Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем). Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 3. Физминутка. |
- Внимание, Кот Леопольд принёс нам несколько заданий. - Вот первое задание, которое состоит из нескольких вопросов. 1) - Он просит вспомнить вас какое сегодня число? (21) - Что можете сказать об этом числе? - Какая цифра в записи этого числа наибольшая? (2), а наименьшая? (1). – Давайте к наибольшему числу прибавим наименьшее число. Сколько получилось? (3). - А сейчас к числу 3 прибавьте это же число. Сколько получилось? (6). 2) - Повторим состав числа 6. - Проверяем. 3) -Какие числа стоят между числами 2 и 8? (3,4,5,6, 7) - К числу 3 прибавьте 2. - Из числа 4 вычтите 3. - Из числа 5 вычтите 3. - Из числа 6 вычтите 2. - Из числа 7 вычтите 4 (слайд) -Прочти полученные числа 5 1 2 4 3 4) - А сейчас Кот Леопольд предлагает вам поиграть в игру с числами 51243. - Вам нужно будет эти числа, расставить в порядке возрастания. - А теперь в порядке убывания. Стимулирует работу обучающихся. -Молодцы! - Мы выполнили первое задание, и кот Леопольд дарит нам первое правило дружбы. Кто его прочитает? Предлагает отдохнуть. Вышли мышки как-то раз (на носочках, крадучись) Посмотреть который час. (имитируя бинокль смотрим влево - вправо) Раз, два, три, четыре – (хлопки в ладоши) Мышки дёрнули за гири! (имитируем движением рук сверху-вниз и садимся на корточки) Вдруг раздался страшный звон – (учитель хлопает в ладоши) Убежали мышки вон. (дети убегают прячутся от кота) Вывод: Вижу, что у вас достаточно знаний и внимания, чтобы узнавать новое, которое поможет вам открыть важные правила для жизни. Это необходимо на уроке. - Сегодня урок открытия новых знаний. Всё новое – это пока тайна, это вопрос, на который нужно найти ответ на уроке. А вопросы сегодня будут наименее сложные и посложнее. |
Активно включаются в работу. Дают ответы Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы.
У доски работает ученик. Остальные работают в парах. Проверяют, показывая ответы (работа с «веерами» цифр). Отвечают на поставленные вопросы. Аргументируют. Работают с карточками цифр. Включаются в игру. Дают ответы. 1. Улыбнись другу. Обучающиеся выполняют двигательные упражнения. |
Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами). Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) Коммуникативные (сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение). Коммуникативные (осуществление совместной деятельности в группе) |
4. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.
5. Физминутка для глаз. 6.Первичное закрепление изученного. 7.Самостоятель -ная работа (в учебнике) (взаимопроверка) 8. Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке. Рефлексия. |
Побуждает к высказыванию своего мнения: -Итак, начнем с не очень сложного вопроса, вернемся к числам 54321 (Слайд 1). -Как они связаны с этими фигурами? - Ребята, давайте я уберу все многоугольники. - Что останется? (Слайд 2). - Но скажу вам по секрету, что это не просто овал, а герой нашего сегодняшнего урока. - Сколько теперь многоугольников ? - Как же обозначить то, чего нет? - Правильно число 0 обозначает отсутствие предметов и обозначается цифрой 0 (Слайд 3). - Как вы думаете, где его место в натуральном ряду? – Давайте заглянём в наш любимый учебник (стр. 70) - Ребята, Леопольд сегодня на урок принёс числовые выражения, но с некоторыми из них он не справился. - Как вы думаете какие примеры сможет решить Леопольд? (Слайд 4). - Прочитайте их и найдите их значение. - Какие выражения трудно решить и почему? - Этому мы будем сегодня учиться. Предлагает сформулировать тему, цель урока: «Число и цифра 0 . Сложение и вычитание 0». Цель урока: сегодня на уроке каждый из вас научится красиво и правильно писать цифру 0, узнает о месте, роли, значении 0 в математике, научитесь прибавлять и вычитать число 0. - Посмотрите, Леопольд сел в уникальный удивительный автомобиль (Слайд 5). - А почему на крыше его автомобиля расположилась буква У. – Никто не догадался? - Правильно. Молодцы. Леопольд, так же как и вы учился. Только вы учитесь писать, считать, читать, а он учился вождению автомобиля. 1. Знакомство с написанием 0 (показывает написание цифры на доске). - Начинаем писать чуть ниже верхней стороны клеточки, делаем закругление, касаемся нижней стороны клеточки и доводим линию до конца. 2. Работа в тетради: продолжи закономерность 0 00 000 - А сейчас откройте тетради напечатанной основе на стр. 26. - Найдите задание в котором показано как пишется цифра 0. – Вам нужно будет обвести по написанному цифру 0 и через клеточку продолжить закономерность (не забываем, что прописные цифры так же, как и прописные буквы пишутся с наклоном. Цифра ноль должна касаться верхней, нижней и правой стороны клеточки. И пишем мы её чуть-чуть левее средины клеточки. - А для того, чтобы цифры у вас получились красивыми мы должны с вами правильно сесть). 3. Составить рассказ о 0 по плану: 1. Что обозначает? - Откройте учебник на стр. 70.
2. Место в числовом ряду?
3. “Соседи” числа 0.
4. Обращает внимание на вопрос посложней. -Закройте глаза. Откройте и скажите, сколько листочков на доске? (листочков нет) - А сейчас? (добавляю 3 листочка) - Кто попробует составить выражение? (0 + 3 = 3) - Закройте глаза. Я уберу несколько листочков. (не убирать ) - Как записать это выражение? (3 – 0 = 3) - Закройте глаза. Я уберу несколько листочков. (убирать все) - Как попробует составить это выражение? (3 – 3 = 0) Вывод: Вы молодцы. Правильно составили непростые выражения. Теперь внимательно посмотрите на схемы и попробуйте сделать вывод. Договоримся, что вместо “листочка” будем называть “любое число” (Слайд 6). - Отлично! Сумели справиться и с этим вопросом. - Мы выполнили второе задание, и кот Леопольд дарит нам следующее правило дружбы. 2.Помоги другу в трудную минуту.
Предлагает отдохнуть. - Встаньте. Сейчас мы отдохнём (Слайд 7) - А теперь давайте посмотрим в наш любимый учебник. Он – тоже наш друг, как и Леопольд. - Откройте учебник на стр. 71. Давайте составим рассказ по верхнему рисунку. - А кто сможет составить запись к нашему рисунку. - А в чём секрет этой записи? - Откройте учебники на стр. 72. Вам нужно будет списать данные выражения и вставить в них пропущенные числа. - Работаем следующим образом: 1 ряд списывает 1 столбик выражений, 2 ряд-2 столбик и 3 ряд-3 столбик. Взаимопроверка. - Давайте проверим. Начнём с 1 ряда и т.д.
- Молодцы. Вы справились со всеми заданиями, и кот Леопольд дарит нам следующее правило: Учись думать. - Наш гость подарил нам действительно нужные правила дружбы, они нам пригодятся. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке и побуждает к высказыванию своего мнения: - Ответили ли мы на все вопросы, поставленные на уроке? - Вспомните, какие цели мы ставили на уроке. Чему научились? (Слайд) -Что вам было трудно? -Над чем можно продолжить работу? Для чего мы этому учились? - Мы ответили на все вопросы, поставленные на уроке. - Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой? - И я довольна. А особенно довольна…….. - Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»? - Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек «Светофор». - Красный – вам было не интересно на уроке и вы ничего не поняли. - Зелёный цвет – вам было интересно и всё понятно. - Посмотрите, для автомобиля кота Леопольда зажегся зелёный сигнал (Слайд 8). - Это значит, что всё у него будет успешно и удачно. - А вам он дарит правила, которые вы прочитаете дома родным, вспомните наш урок и расскажите, с какой «хитрой» цифрой мы познакомились, и подготовите дома ответ на вопрос: почему я назвала ноль «хитрой» цифрой? 1. Улыбнись своему другу. 2. Помоги другу в трудную минуту. 3. Учись думать. |
Активно включаются в работу. Дети предполагают свои версии ответа. Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы. - Остался один овал.
Высказывают мнения.
Решают, затрудняются с 5+0, 8-0, 9-9. Дают объяснение почему.
Пробуют сформулировать тему, цель урока.
- Потому что это учебный автомобиль.
Анализируют написание 0.
Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы.
- Множество предметов, которых нет (пустое множество). - В начале ряда перед числом 1. - Слева от числа 0 соседа нет, а справа – число 1.
Коллективная работа. Записывают на доске выражения.
Дети пробуют сформулировать правила + с 0.
Следят глазами за движением листиков.
Включаются в работу. - Перед обедом на тарелке лежало 4 пирожка, за обедом их съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? 4-4=0 - Когда из числа вычитают само себя, то получается 0.
Обучающие работают в паре, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.
Проверяют. Дают ответы, доказывая выбор. Подводят итоги. Осуществляют само-оценку, формулируют конечный результат. Определяют меру своего продвижения вперёд.
- Научится красиво и правильно писать цифру 0, узнать о месте, роли, значении 0 в математике, научится прибавлять и вычитать число 0.
Отвечают на вопросы учителя.
Осуществляют самооценку. |
Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)
Коммуникативные (сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение).
Познавательные (умение сформулировать проблему) Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы). Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) Личностные (учиться понимать точку зрения другого).
Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя имеющие знания).
Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Личностные (участие в диалоге, высказывать свою точку зрения.) Коммуникативные (осуществление совместной деятельности в группе) Коммуникативные (сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение). Личностные (участие в диалоге, умение слушать и понимать других) Личностные (учиться понимать и принимать точку зрения другого). Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного). Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.) |
Список использованной литературы
Учебник
Математика. Учебник. 1 класс. 1-часть. (М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова).
Рабочие тетради:
1. Математика. Рабочая тетрадь. 1-часть. (М. И. Моро, С. И. Волкова).
Методическое пособие
Математика. Моро М. И. Методическое пособие. (Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко)