Урок математики в 1 классе «Число и цифра 0. Сложение и вычитание с 0»

1
0
Материал опубликован 11 December 2017

Предмет: математика

Класс: 1.

Тема урока: Число и цифра 0. Сложение и вычитание с 0.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (число и цифра 0, место, роль, значение 0 в математике, сложение и вычитание 0).

 

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление  о числе 1, цифре 1, его месте в натуральном ряду чисел; на основе наблюдения, сравнения вывести свойства числа 0.

Воспитательные:

Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;

Воспитывать уважение к товарищам.

Развивающие:

Развивать речь учащихся;

Совершенствовать мыслительные операции;

Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;

Развивать навык самооценки.

Здоровьесберегающие:

Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.

Осуществлять контроль за тем как учащихся сидят за партой во время работы.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, «веера» цифр, учебник, рабочие тетради, карточки с цифрами.

Планируемые результаты.

Познавательные: Выявлять свойства нуля, применять данные свойства при  сложении и вычитании чисел; правильно писать цифру 0; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: Формулировать свои мысли.

Регулятивные: Формировать действия целеполагания.

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли.

Основные понятия: Число  и цифра 0, свойства числа 0.

Ресурсы: Математика. Учебник. 1 класс. В 2-частях. (М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова).

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.


 

Структура и ход урока:


 

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, приятно мне,

Словно я в большой и дружной

И приветливой семье.

Мы у парты встанем ровно.

А к работе все готовы?

Напомните, пожалуйста, какой у нас урок?

Я хочу вам пожелать

Громко, чётко отвечать,

Спокойно руку поднимать

Удачи в учении,

Улыбок и хорошего настроения!

- Кто недавно появился у нас в классе.

- Какие слова всегда повторял кот Леопольд?

- Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока.

- А что значит жить дружно?

- Кот Леопольд познакомит нас со своими правилами дружбы, мы будем сегодня стараться, хорошо работать, и сможем открыть важные правила для жизни.

Подготовка класса к работе (учащиеся организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе).

Говоря все хором.

- Кот Леопольд.

- Ребята, давайте жить дружно!

Отвечают.

Регулятивные (обеспечение учащимся организации их учебной деятельности).

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем).

Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

3. Физминутка.

- Внимание, Кот Леопольд принёс нам несколько заданий.

- Вот первое задание, которое состоит из нескольких вопросов.

1) - Он просит вспомнить вас какое сегодня число? (21)

- Что можете сказать об этом числе?

- Какая цифра в записи этого числа наибольшая? (2), а наименьшая? (1).

Давайте к наибольшему числу прибавим наименьшее число. Сколько получилось? (3).

- А сейчас к числу 3 прибавьте это же число. Сколько получилось? (6).

2) - Повторим состав числа 6.

- Проверяем.

3) -Какие числа стоят между числами 2 и 8? (3,4,5,6, 7)

- К числу 3 прибавьте 2.

- Из числа 4 вычтите 3.

- Из числа 5 вычтите 3.

- Из числа 6 вычтите 2.

- Из числа 7 вычтите 4 (слайд)

-Прочти полученные числа 5 1 2 4 3

4) - А сейчас Кот Леопольд предлагает вам поиграть в игру с числами 51243.

- Вам нужно будет эти числа, расставить в порядке возрастания.

- А теперь в порядке убывания.

Стимулирует работу обучающихся.

-Молодцы!

- Мы выполнили первое задание, и кот Леопольд дарит нам первое правило дружбы. Кто его прочитает?

Предлагает отдохнуть.

Вышли мышки как-то раз (на носочках, крадучись)

Посмотреть который час. (имитируя бинокль смотрим влево - вправо)

Раз, два, три, четыре – (хлопки в ладоши)

Мышки дёрнули за гири! (имитируем движением рук сверху-вниз и садимся на корточки)

Вдруг раздался страшный звон – (учитель хлопает в ладоши)

Убежали мышки вон. (дети убегают прячутся от кота)

Вывод: Вижу, что у вас достаточно знаний и внимания, чтобы узнавать новое, которое поможет вам открыть важные правила для жизни. Это необходимо на уроке.

- Сегодня урок открытия новых знаний.

Всё новое – это пока тайна, это вопрос, на который нужно найти ответ на уроке.

А вопросы сегодня будут наименее сложные и посложнее.

Активно включаются в работу. Дают ответы

Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы.

 

У доски работает ученик. Остальные работают в парах.

Проверяют, показывая ответы (работа с «веерами» цифр).

Отвечают на поставленные вопросы. Аргументируют.

Работают с карточками цифр.

Включаются в игру.

Дают ответы.

1. Улыбнись другу.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение).

Коммуникативные (осуществление совместной деятельности в группе)

4. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5. Физминутка для глаз.

6.Первичное закрепление изученного.

7.Самостоятель -ная работа (в учебнике)

(взаимопроверка)

8. Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке. Рефлексия.

Побуждает к высказыванию своего мнения:

-Итак, начнем с не очень сложного вопроса, вернемся к числам 54321 (Слайд 1).

-Как они связаны с этими фигурами?

- Ребята, давайте я уберу все многоугольники. - Что останется? (Слайд 2).

- Но скажу вам по секрету, что это не просто овал, а герой нашего сегодняшнего урока.

- Сколько теперь многоугольников ? - Как же обозначить то, чего нет?

- Правильно число 0 обозначает отсутствие предметов и обозначается цифрой 0 (Слайд 3).

- Как вы думаете, где его место в натуральном ряду? – Давайте заглянём в наш любимый учебник (стр. 70)

- Ребята, Леопольд сегодня на урок принёс числовые выражения, но с некоторыми из них он не справился.

- Как вы думаете какие примеры сможет решить Леопольд? (Слайд 4).

- Прочитайте их и найдите их значение. - Какие выражения трудно решить и почему?

- Этому мы будем сегодня учиться.

Предлагает сформулировать тему, цель урока:

«Число и цифра 0 . Сложение и вычитание 0».

Цель урока: сегодня на уроке каждый из вас научится красиво и правильно писать цифру 0, узнает о месте, роли, значении 0 в математике, научитесь прибавлять и вычитать число 0.

- Посмотрите, Леопольд сел в уникальный удивительный автомобиль (Слайд 5).

- А почему на крыше его автомобиля расположилась буква У. – Никто не догадался?

- Правильно. Молодцы. Леопольд, так же как и вы учился. Только вы учитесь писать, считать, читать, а он учился вождению автомобиля.

1. Знакомство с написанием 0 (показывает написание цифры на доске).

- Начинаем писать чуть ниже верхней стороны клеточки, делаем закругление, касаемся нижней стороны клеточки и доводим линию до конца.

2. Работа в тетради: продолжи закономерность

0 00 000

- А сейчас откройте тетради напечатанной основе на стр. 26.

- Найдите задание в котором показано как пишется цифра 0. – Вам нужно будет обвести по написанному цифру 0 и через клеточку продолжить закономерность (не забываем, что прописные цифры так же, как и прописные буквы пишутся с наклоном. Цифра ноль должна касаться верхней, нижней и правой стороны клеточки. И пишем мы её чуть-чуть левее средины клеточки.

- А для того, чтобы цифры у вас получились красивыми мы должны с вами правильно сесть).

3. Составить рассказ о 0 по плану:

1. Что обозначает? - Откройте учебник на стр. 70.


 


 

2. Место в числовом ряду?


 


 

3. “Соседи” числа 0.


 


 

4. Обращает внимание на вопрос посложней.

-Закройте глаза. Откройте и скажите, сколько листочков на доске? (листочков нет)

- А сейчас? (добавляю 3 листочка)

- Кто попробует составить выражение?

(0 + 3 = 3)

- Закройте глаза. Я уберу несколько листочков. (не убирать )

- Как записать это выражение?

(3 – 0 = 3)

- Закройте глаза. Я уберу несколько листочков. (убирать все)

- Как попробует составить это выражение? (3 – 3 = 0)

Вывод: Вы молодцы. Правильно составили непростые выражения. Теперь внимательно посмотрите на схемы и попробуйте сделать вывод. Договоримся, что вместо “листочка” будем называть “любое число” (Слайд 6).

- Отлично! Сумели справиться и с этим вопросом.

- Мы выполнили второе задание, и кот Леопольд дарит нам следующее правило дружбы.

2.Помоги другу в трудную минуту.


 


 

Предлагает отдохнуть.

- Встаньте. Сейчас мы отдохнём (Слайд 7)

- А теперь давайте посмотрим в наш любимый учебник. Он – тоже наш друг, как и Леопольд.

- Откройте учебник на стр. 71. Давайте составим рассказ по верхнему рисунку.

- А кто сможет составить запись к нашему рисунку.

- А в чём секрет этой записи?

- Откройте учебники на стр. 72. Вам нужно будет списать данные выражения и вставить в них пропущенные числа.

- Работаем следующим образом: 1 ряд списывает 1 столбик выражений, 2 ряд-2 столбик и 3 ряд-3 столбик. Взаимопроверка.

- Давайте проверим. Начнём с 1 ряда и т.д.


 

- Молодцы. Вы справились со всеми заданиями, и кот Леопольд дарит нам следующее правило: Учись думать.

- Наш гость подарил нам действительно нужные правила дружбы, они нам пригодятся.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке и побуждает к высказыванию своего мнения:

- Ответили ли мы на все вопросы, поставленные на уроке?

- Вспомните, какие цели мы ставили на уроке.

Чему научились? (Слайд)

-Что вам было трудно?

-Над чем можно продолжить работу? Для чего мы этому учились?

- Мы ответили на все вопросы, поставленные на уроке.

- Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой?

- И я довольна. А особенно довольна……..

- Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек «Светофор».

- Красный – вам было не интересно на уроке и вы ничего не поняли.

- Зелёный цвет – вам было интересно и всё понятно.

- Посмотрите, для автомобиля кота Леопольда зажегся зелёный сигнал (Слайд 8).

- Это значит, что всё у него будет успешно и удачно.

- А вам он дарит правила, которые вы прочитаете дома родным, вспомните наш урок и расскажите, с какой «хитрой» цифрой мы познакомились, и подготовите дома ответ на вопрос: почему я назвала ноль «хитрой» цифрой?

1. Улыбнись своему другу.

2. Помоги другу в трудную минуту.

3. Учись думать.

Активно включаются в работу.

Дети предполагают свои версии ответа.

Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы.

- Остался один овал.


 

Высказывают мнения.


 


 

 


 


 


 


 

Решают, затрудняются с 5+0, 8-0, 9-9. Дают объяснение почему.


 

Пробуют сформулировать тему, цель урока.


 


 


 


 


 


 

- Потому что это учебный автомобиль.


 


 

Анализируют написание 0.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы.


 

- Множество предметов, которых нет (пустое множество).

- В начале ряда перед числом 1.

- Слева от числа 0 соседа нет, а справа – число 1.


 


 

Коллективная работа.

Записывают на доске выражения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети пробуют сформулировать правила + с 0.


 


 


 

Следят глазами за движением листиков.


 

Включаются в работу.

- Перед обедом на тарелке лежало 4 пирожка, за обедом их съели. Сколько пирожков осталось на тарелке?

4-4=0

- Когда из числа вычитают само себя, то получается 0.


 


 


 


 

Обучающие работают в паре, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.


 

Проверяют.

Дают ответы, доказывая выбор.

Подводят итоги.

Осуществляют само-оценку, формулируют конечный результат.

Определяют меру своего продвижения вперёд.


 

- Научится красиво и правильно писать цифру 0, узнать о месте, роли, значении 0 в математике, научится прибавлять и вычитать число 0.


 

Отвечают на вопросы учителя.


 


 


 


 

Осуществляют самооценку.

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)


 

Коммуникативные (сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение).


 

Познавательные (умение сформулировать проблему)

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы).

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Личностные (учиться понимать точку зрения другого).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя имеющие знания).


 

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Личностные (участие в диалоге, высказывать свою точку зрения.)

Коммуникативные (осуществление совместной деятельности в группе)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение).

Личностные (участие в диалоге, умение слушать и понимать других)

Личностные (учиться понимать и принимать точку зрения другого).

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного).

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.)


 


 

Список использованной литературы

Учебник

Математика. Учебник. 1 класс. 1-часть. (М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова).

Рабочие тетради:

1. Математика. Рабочая тетрадь. 1-часть. (М. И. Моро, С. И. Волкова).

Методическое пособие

Математика. Моро М. И. Методическое пособие. (Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко)
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.