Педагогический опыт в организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экология»
Мой педагогический опыт в организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экология».
Слайд 1
Ещё древнегреческие учёные (Сократ, Платон, Аристотель) в своих суждениях исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания.
При изучении дисциплины «Экология» важным является организация самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.
Слайд 2
Целью организации самостоятельной работы по дисциплине
«Экология» является углубление и расширение знаний в области экологии; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания в области экологии; развитие познавательных способностей студентов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Организация самостоятельной работы студентов ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Составной частью самостоятельной работы студентов является подготовка к промежуточной аттестации (зачету).
Слайд 3
Для эффективной организации самостоятельной работы студентов необходимо:
· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа и т.д).
· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиление их самостоятельного характера;
· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения
При работе с научной литературой я акцентирую внимание на международные документы, правовую охрану окружающей среды и здоровья человека, программы экологической защиты населения России.
Очень важным, на мой взгляд, в изучении дисциплин экологического содержания и особенно экологии человека является региональный компонент. Необходимо выделять основополагающие экологические факторы, которые действуют в данном регионе, вызывают ухудшение здоровья населения и изменение флоры и фауны.
Я руковожу деятельностью экологического кружка «Экомир».
Слайд 4
Кружок был создан в рамках проведения эко-образовательных мероприятий, которые позволят повысить уровень экологических знаний, экологической культуры и экологической ответственности среди студентов колледжа. В работе кружка принимают участие студенты 1,2,3 курсов. Студенты определяют важнейшие даты охраны окружающей среды, а также документы Российской Федерации по охране окружающей среды. В качестве исследовательской деятельности мои студенты занимаются поиском полнометражных и короткометражных фильмов экологической тематики. Были сделаны стенгазеты, акцентирующие внимание на бережное отношение к окружающей среде.
Слайд 5
Практическая деятельность кружка состоит в сборе макулатуры и батареек, правильной утилизации мусора, посадке деревьев, закладки клумб, уходом за территорией колледжа и города.
Мои студенты старших курсов отдают предпочтение научно-исследовательской работе в области экологических знаний, подготовке докладов и участию в студенческих конференциях.
Слайд 6, 7
Например, участвуют в ежегодной научно – практической конференции в г. Новочеркасск: « Решение экологических проблем общества – важнейшая составляющая будущего России», « Проблемы экологии глазами студентов», «Экология родного края: проблемы и пути решения» ( 2 место) ; г. Шахты участие в территориальном экологическом конкурсе «Это моя Земля» ( 2 место) ; во втором Всероссийском конкурсе «Экологический марафон» в г. Волгограде студенты заняли первое место и так же первое место в г. Москва во Всероссийском отраслевом конкурсе «Я специалист» в номинации «Презентация» и т.д. Я считаю важным предоставление свободы выбора, так как это способствует развитию активности личности в учебном процессе, формированию познавательных интересов, творческих способностей, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
Это позволяет реализовать себя, применить полученные знания в той или иной области, способствует самоутверждению и влечет за собой поощрение за успехи в учебе и творческой деятельности.
Слайд 8
Студентами нашего колледжа самостоятельно выполнены презентации по пройденному материалу.
Слайд 9
Например, по теме: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов» представлена презентация «Проблемы малых рек »,
Слайд 10
в которой говорится о реках г. Красного Сулина, их проблемах.
Слайд 11
Студентами колледжа была проведена работа по определению качества воды в водоеме реки Кундрючья.
По теме: «Охрана ландшафтов»
Слайд 12
студентами колледжа сделана презентация « Заповедники Ростовской области».
Слайд 13
Прежде чем сделать презентацию студенты побывали в Горненском заказнике
Слайд 14
и подробно рассказали о флоре и фауне заказника.
Слайд 15
Подводя итог, хочется отметить, что достаточно эффективная самостоятельная деятельность студентов достигается:
1. обеспечением правильного сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;
2. методически правильной организацией работы студента в аудитории и вне ее;
3. обеспечением студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;
4. контролем над организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.
Слайд 16
Спицына Любовь Ивановна
Мещеряков Андрей Геннадьевич