12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна490
Я начала работать в 20 веке, а сейчас работать стало интереснее! Вот так!
Россия, Вологодская обл., Череповец
1

Статья «Проектная деятельность в ходе организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География»

Смирнова Татьяна Павловна БПОУ ВО «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П.Бардина»

 

Проектная деятельность в ходе организации внеадиторной самостоятельной работы по дисциплине «География»

Проектная деятельность широко используется в системе среднего профессионального образования. Она позволяет формировать как профессиональную компетенцию студентов, так развивать их самостоятельность и оперативность в принятии решений в учебной и профессиональной деятельности.

Поэтому в учебные планы по дисциплине «География» в соответствии с ФГОС СОО включена проектная деятельность, целью которой является обобщение и систематизация знаний и формирование универсальных учебных действий. Проектная деятельность включает анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, ее анализ и синтез, оценку полученных результатов и выводов. Этапы работы над проектов, роль преподавателя географии и студентов на каждом из этапов представлены в таблице 1.

Таблица 1 -Этапы осуществления проектной деятельности

Первый этап – погружение в проект

Определение темы, выдвижение проблемы. Организация и формирование темы, цели и задачи

Преподаватель Студенты Предлагает Проблему проекта Цель, задачи Осуществляют Вживание в ситуацию Принятие, уточнение и конкретизируют цели и задачи

Второй этап – организация деятельности Сбор и анализ Не участвует Осуществляют информации по теме

Спланирует деятельность по решению задач проекта Возможные формы и способы конечного продукта

Планирование работы. Работа с литературными источниками.

Выполнение индивидуального проекта: создание развернутого плана, выбор продукта проекта.

Третий этап – осуществление деятельности Не участвует Консультируют при необходимости Контролирует. Осуществляют Работа самостоятельно создание развернутого плана, выбор продукта проекта. Консультируют при необходимости.

Выполнение индивидуального проекта: сбор информации, ее структурирование. Проведение исследования. Оформление проектных работ по теме .

Четвертый этап – подготовка презентации. Принимает отчет. Оформляют результаты деятельности. Выбор форму представления результатов Подготовка к защите проекта: работа над презентацией проекта.

Предпосылки для появления метода проектов в образовании послужили социально-экономические условия, потребовавшие пересмотра традиционных методов обучения в связи с необходимостью удовлетворения запросов нового времени по подготовке специалистов. [1] Проектная деятельность — это серьезная и целенаправленная работа преподавателя, предполагающая системную работу с каждым студентом. В методике работа над проектом является методом развивающего обучения, направленным на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствующим развитию творческих способностей и логического мышления и познавательной самостоятельности.

Для обеспечения учебного проекта нужно провести подготовительную работу со студентами консультации. Данный вид учебной деятельности потребует от студента достаточного развития универсальных учебных действий, приобретенных в период обучения в основной школе. Новое знание для обучающихся в ходе проекта преподаватель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающими. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность студентов в работе над проектом - мотивацию, которая будет давать источник энергии для самостоятельной работы. Для этого нужно погрузиться в проект, заинтересоваться проблемой, перспективой практической значимости проекта.

Все перечисленное обеспечит воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования, формирование глубоких, прочных и действенных знаний, развитие интеллектуальной сферы личности, формирование умений и навыков самообразования, развитие познавательной активности и самостоятельности. [2]

Занимаясь со студентами проектной деятельностью, преподавателю необходимо обращать внимание на то, проектная деятельность развивает способности студентов ставить и решать задачи, проектировать собственную деятельность при выполнении проектов, сформировать готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, сформировать навыки рефлексии. Проектная деятельность способна сформировать у студента способности к саморазвитию, умению самостоятельно применять полученные знания, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Проектная деятельность требует от учителя -руководителя не столько объяснения «знаний», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и а этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. [3] Роль педагога заключается в том, что он создает условия для активности студентов и направляет их на самостоятельный поиск необходимой информации. Поэтому для студентов подготовлены методические рекомендации «Как работать над проектом». В течение первого семестра осуществляется активная работа над индивидуальным проектом. Для разрешения вопросов, возникающих у студентов при работе над проектом, организуются групповые и индивидуальные консультации. В конце декабря на учебных занятиях по географии состоялась публичная защита проектов. Целями данного мероприятия были оценка степени сформированности у студентов компетенций в проектной деятельности, установление соответствия разработанного проектного продукта требованиям качества. При выполнении индивидуального проекта осмысливались следующие проблемы, стоящие перед человечеством: экологическая, демографическая, продовольственная, использование мирового океана, энергетическая и сырьевая, результат работы над данным этапом проекта представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты работы студентов по планированию исследовательского компонента проектной деятельности

Тема работы

актуальность

цель Объект исследования

Предме т исследования

гипотеза

задачи

Метод ы исследования

 

Энергетическая сырьевая проблема

Истощение сырьевых и энергетических ресурсов

Оценить энергетическую и сырьевую проблему

 

Сырьевая проблема

Сырьевые ресурсы являются важнейшим фактором для развития хозяйств а

Изучить сырьевые ресурсы и объяснить их истощаемость, энергетику будущего.

Интервирование студентов колледжа «Хватит ли сырьевых ресурсов потомкам?»

Использование Мирового океана

Морское хозяйство новая отрасль экономики.

Изучить интенсивную хозяйственную деятельность в океане.

Ресурсы Мирового океана

Загрязнение океана, стремительный рост добычи биологических ресурсов океана, выросла рекреационная нагрузка на побережье океана.

Использование ресурсов Мирового океана позволит решить ресурсную и продовольственную проблем у

Изучить морское хозяйств о, загрязнение океана, как помочь больном у океану.

Анализ статистических и картографических источников информации

Продовольственная проблем а

Обеспечение продовольствием

Изучить суть продовольственной

Продовольственная проблем а

Обеспечение продовольствием

Помочь можно в перераспределении

Изучить расположение зоны голода в

Опрос студентов колледжа

постоянно растущее населения- важнейшая проблема мира

проблем ы

постоянно растущего население , география голода совпадает с отдельными развивающимися странам и, является социально- экономической и

политической проблемой.

продовольственных ресурсов между странам и, имеющими их избыток, тем, кто не в состоянии обеспечить население.

современном мире, как накормить население развивающихся стран, какую роль науки в решении продовольственной проблем ы.

«Можем ли мы накормить развивающиеся страны»

Экологическая проблема

Выдержит ли экологические систем ы возрастающие «хозяйственны е нагрузки»

Изучить как проявляется экологическая проблем а практически во всех отраслях материального

Экологическая проблема

Проблема взаимоотношения общества и природ ы, сохранения окружающей среды,

Ухудшение качества среды обитания в результате хозяйственной

деятельности может привести

Изучить уничтожение лесов в мире, процесс опустынивания, дефицит пресной воды, парниковый эффект,

Интервирование студентов колледжа «Выдержит ли экологическая система возрастающие производства во всех странах мира.

и к вырождению и даже вымиранию человека .

разрушение озонового слоя , ухудшение условии жизни населен ия в крупных городах.

«хозяйственные нагрузки»?»

Демографический портрет планеты

Эта проблема привлекает большое внимание не только ученых , но широки е круги общественности.

Изучит рост населения в развивающихся странах.

Демографическая проблем а

Связь демографической проблемы с демографической ситуацией в слабора звитых странах ,

Большая часть прирост а приходится на долю бедных стран, экономика которых не может обеспечить необходимым даже имеющееся населения.

Изучить Теорию Мальтус а, наибольшие темпы прирост а населения, можно смягчит ь остроту демографической ситуации в мире.

Анализ статистических и картографических источников информации

При организации проектной деятельности происходит смещение акцентов- преподаватель-студент. Студент становится активным участником учебного процесса, проявляя инициативу, познавательную и творческую активность, самостоятельность в решении проблем. Он учится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Из большого количества информации необходимо умение выделять главное. На студента возлагается ответственность за исполнение проекта. [4] . В ходе их выполнения решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведения научного исследования и, в тоже время, предметные знания приобретают конкретное наполнение. В результате обеспечивается повышение качества знаний студентов, при подготовке проекта использовались информационные источники: Интернет- ресурсы, научно – популярная и справочная литература. Студенты приобрели навыки в защите проекта, научились создавать презентации, совершенствовали навыки работы с источниками информации. На защиту были вынесены такие проектные продукты, как доклад, презентация, сводная таблица «Причина - суть- решение проблемы». Анализ защиты проектов показал, что участники были по-настоящему заинтересованы своим проектом, что позволило избежать такой распространенной проблемы, как формализм процесса и результата работы. Многим удалось создать качественный проектный продукт как результат своей деятельности. Вместе с тем, проявились и проблемные позиции разработки проекта, подготовки письменного отчета и компьютерной презентации, публичного выступления. С целью осуществления рефлексии было проведено анкетирование участников проектных работ, которое подтвердило выводы преподавателя. Работа над проектами продолжается, так как у студентов есть возможность представить свои работы в период проведения в колледже Недели науки. Проектная деятельность в колледже должна в сфере интересов обучающегося, иметь творческий характер, предоставлять студенту необходимое пространство свободы для принятия самостоятельных решений, учитывать индивидуальные особенности обучающихся, педагог должен грамотно использовать идеи педагогики сотрудничества и педагогической поддержки. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если обучающийся получит навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни.


 

Список литературы

1. Игнатова И.Б. Проектные технологии как метод обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teoria ‐ practica.ru/‐ 1‐ 2011/pedagogika/ignatova‐ sushko va.pdf

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пособие для работников общеобразоват. учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2005. – 98 с.

3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. -2000. - № 9 -С.177-180 4. Сауренко Н.Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа. Режим доступа; http://nauka- pedagogika.com/ pedagogika-13-00-08 .

Опубликовано в группе «Проектная деятельность по дисциплине География »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.