Статья «Читательская грамотность на уроках немецкого как второго иностранного языка»

1
0
Материал опубликован 17 November 2022


«Читательская грамотность на уроках немецкого как второго иностранного языка.»

Карапчук А.В.

Учитель немецкого языка гимназии №4 г Канска,

Красноярский край

Современное образование в России перешло на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, в основу которого положена новая идеология. Перед образовательными организациями поставлена задача, которая предполагает повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. И одним из показателей успешности образовательного процесса является выполнение государственных образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности регламентируется как одна из приоритетных задач. Основными компонентами функциональной грамотности являются: языковая, математическая, естественнонаучная и общекультурная грамотность. С целью выработки общих подходов к пониманию понятия «функциональная грамотность» были определены 6 основных направлений формирования функциональной грамотности в общеобразовательных организациях:

- читательская грамотность,

- математическая грамотность,

- естественнонаучная грамотность,

- финансовая грамотность,

- глобальные компетенции,

- креативное мышление.

Нельзя не согласиться с тем, что обучение чтению в современной школе является основой образования и необходимым условием формирования функциональной грамотности, базовым навыком которой выступает читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Освоение учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» на базовом уровне направлено на достижение учащимися порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями к предметным результатам ФГОС СОО. Следовательно, на первый план выходит аспект формирования функциональной грамотности, связанный с успешностью функционирования человека в обществе. Обеспечение функциональной грамотности выдвигается в качестве одной из ключевых задач современного образования. В рамках урока иностранного языка содержание функциональной грамотности включает: овладение грамотной и выразительной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами.

В наши дни актуально использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно приобретать знания, добывать необходимую информацию, выдвигать предположения, рассуждать, делать выводы, т.е. у учащихся идет формирование универсальных учебных действий, которые дают возможность самостоятельно организовать свою учебную деятельность.

Одним из важнейших факторов, влияющих на учебную деятельность учащихся, является чтение. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности, приобщает учащихся к научным и культурным достижениям человечества, знакомит с искусством и жизнью других народов. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учащихся, формируются грамматические навыки. И поэтому обучение грамотному чтению было выделено как одно из составляющих формирования функциональной грамотности в виде читательской грамотности, которая является основой формирования универсальных учебных действий, что составляет комплекс навыков и компетенций, необходимых школьнику для будущей жизни.

Невозможно предсказать, какие именно навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития в будущем, которое стремительно изменяется, но для повышения конкурентноспособности, их необходимо обучить функциональной грамотности.


Хотелось бы подчеркнуть, что работать над формированием функциональной грамотности необходимо системно в рамках каждого учебного предмета школьной программы. Однако мне хотелось бы уделить особое внимание читательской грамотности и рассмотреть это направление на примере немецкого языка (как второго иностранного языка).

Чтобы школьники могли понимать и использовать прочитанные тексты в дальнейшем и размышлять о них, они должны грамотно научиться читать. В методике преподавания немецкого языка большое внимание уделяется обучению чтения, так как без овладения чтением, как видом речевой деятельности, дальнейшее использование иностранного языка после школы достаточно ограничено. В чем же причина этой ограниченности? В основе всех умений лежит техника чтения. Если не сформировать ее в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все технологии или виды чтения могут быть поставлены под угрозу. И поэтому профессор Н.Е. Светловская разработала методику формирования у учащихся правильной читательской деятельности, которая представляет трехступенчатый процесс: до чтения, в процессе чтения и после чтения. Другими словами при обучении чтению можно выделить три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Я хотел бы остановиться на первом, дотекстовом этапе и поделиться своим опытом работы при обучении чтению, так как считаю это очень важным.

В своей практике преподавания очень часто я сталкиваюсь с многочисленными дефицитами, проблемами и затруднениями, которые возникают у учащихся на уроке при обучении чтению, а именно:

- учащиеся наслаивают уже сформированный навык произношения букв английского алфавита на немецкий вариант,

- учащиеся не могут запомнить правила чтения отдельных буквосочетаний в немецком языке, что не позволяет им правильно воспринимать текст (речь) на слух и понять его содержание.

- учащиеся не знают значение многих слов, не могут выделить ключевые слова в предложении и тексте в целом,

- учащиеся не умеют озаглавить текст и сформулировать вопросы по его содержанию и т.д.

Уже на первом уроке я знакомлю учеников с немецким алфавитом и здесь важно показать ученикам не только алфавитное название буквы, но и как звучит она в связке с другими в конкретном слове. Для этого я на своих уроках использую следующие приемы:

- составьте слоги из предложенных букв и прочитайте вслух (подберите к согласным гласные):

t

d

p

m

n

b

f

s

a

i

o

u

e

ä

ü

ö


- прочитайте слова, разделенные на слоги с правильным ударением:


Wo – wa

Di - ma

Os – kar

Ol –ga

Mi – scha

Da –scha

Ma – scha

Ka – tja

Na – ta – scha

Po – li – na

Swet – la - na


- составьте слова из слогов и прочитайте их вслух ( подберите слоги, чтобы получилось имя мальчика или девочки):



Di


na

An

ra

Si

ma

Ki

ton

Li

wa

Wo

sa


- разделите слова на слоги с постановкой ударения:

Pos-ter, Tep-pich, Lam-pe, Re-gal, Bo-den, Zim-mer.

При знакомстве с буквосочетаниями в немецком языке эффективно выполнение таких заданий как:

- прочитайте буквосочетания и примеры с ними (обязательно!);

ei

eins, zwei, drei, sein, dein, nein

ie

Papier, viel, liegen, wie, hier

- запишите слово и подчеркните известное буквосочетание, прочитайте вслух слово (обращая внимание на правописание немецких буквосочетаний);

Stuhl, Schrank, Decke, Schreibtisch, Papierkorb, Spinne, Wohnung.

- вставьте подходящее буквосочетание (при изучении определенной темы) и прочитайте слово вслух:

oh

uh

ie

ck

ch

ei

sch

St_l, _rank, De_e, Schr bti_, Pap_rkorb, W_nung , Mathebu_.

- сгруппируйте слова по буквосочетаниям:


ei

ie




heißen, wieder, spielen, schreiben, mein, sie, Bleistift, Lieblingstier, Papagei.

- найдите слово с конкретным буквосочетанием:

ie

st

eh

eu

ah

sch

ei

Flöte spielen, Fahrrad fahren, schwimmen, Schlagzeug spielen, telefonieren, reiten, fernsehen, jonglieren, studieren,

Эти приемы я использую также при введении новой лексики. Важно, чтобы ученики могли соотносить графический (зрительный) образ речевой единицы с ее слухо – речедвигательным образом и ее значением. Только при этом условии можно заучивать слова, хотя при правильной организации работы с учебным материалом слова хорошо усваиваются в ходе работы с ним на уроке.

Я считаю, что на дотекстовом этапе ученики должны иметь представление о правилах построения предложений в немецком языке различных по цели высказывания, своей простоте и сложности. Предложение необходимо рассматривать как систему взамосвязанных подсистем (слов) в определенном порядке, что влияет непосредственно на понимание прочитанного текста (на текстовом этапе) и умение правильного использования полученной информации в дальнейшей работе (на послетекстовом этапе). Поэтому в своей практической деятельности я использую различные таблицы. При изучении темы «Мой дом» на уроке учащимся предлагается самостоятельно составить предложения (повествовательные и вопросительные, а также вопросительные с вопросительным словом) с помощью таблицы:

Was?

hängt, steht, liegt

Wo?

1.der Sessel


neben dem Bett

2.das Bett


in der Ecke

3.der Computer


auf dem Schreibtisch

4.das Poster


über dem Bett

5.der Teppich


vor dem Bett

6.das Bild


an der Wand


С помощью данной таблицы ученики могу работать в парах, отрабатывая умение задавать вопрос и отвечать на него при описании комнаты.

Например: Der Sessel steht neben dem Bett.

Was steht neben dem Bett?

Wo steht das Bett?

Другой пример использования таблицы на уроке при обучении устной и письменной речи учащихся по теме «Это вкусно»:



essen, trinken

gibt es…

Es gibt…

kochen, mögen


Zum Frühstück …

Was? kein

zum Frühstück …


Zum Mittagessen …

Was? keine

zum Mittagessen …


Zum Abendessen …

Was? keinen

zum Abendessen …

ich

esse

trinke

koche

mag

du

isst

trinkst

kochst

magst

er/sie man

isst

trinkt

kocht

mag

wir

essen

trinken

kochen

mögen

ihr

esst

trinkt

kocht

mögt

sie

essen

trinken

kochen

mögen



С помощью этой таблицы учащиеся отрабатывают умение применять личные и неопределенно-личное местоимения, спряжения глаголов, умение строить предложения, как повествовательные с прямым и обратным порядком слов, так и вопросительные с вопросительным словом и без него.

Очень важно, чтобы ученики умели вычленять смысловую информацию, находить ключевые слова в тексте, работать со словарем, а для этого у них должно быть сформировано умение работы с предложением, как основой любого текста. Они должны уметь определять, в каком слове в предложении заключается смысловое действие, его местоположение в главном или придаточном предложении, в каком времени оно происходит, что нужно сделать, чтобы правильно найти слово в словаре, если оно претерпевает соответствующее изменение в тексте. Я считаю, что эта совместная работа учителя и учеников при изучении грамматических норм немецкого языка, должна быть организована на дотекстовом этапе при формировании читательской грамотности. Поэтому при изучении грамматической темы «Perfekt» целесообразно использовать задания:

-найдите в предложении сказуемое, образуйте от причастия 2 неопределенную форму глагола и переведите с помощью словаря:

Silke ist ins Schwimmbad gegangen. gegangen --- gehen ---

Ron hat in den Ferien viel Sport gemacht. gemacht --- machen ---

-образуйте причастие 2 от глаголов и подберите вспомогательный глагол:

spielen --- haben gespielt

gehen --- ist(sein) gegangen

-вставьте вспомогательный глагол в нужной форме:

Wir_____ eine Reise nach Stuttgart gemacht.

Dann ____ eine Gruppe in ein Kunstmuseum gegangen.

- запишите предложение в « Perfekt»:

In den Ferien fahre ich ins Gebirge. --- In den Ferien bin ich ins Gebirge gefahren.

-переведите предложения на немецкий язык:

На каникулах я купался в реке. ---In den Ferien habe ich im Fluss gebadet.

Использование таких приемов в образовательном процессе способствует созданию условий для развития положительной мотивации к учебной деятельности, проявлению осознанного интереса к предмету, развитию навыков всех видов чтения, а также является стимулом в освоении новых знаний по немецкому языку.

Чтобы научить находить необходимую информацию в текстах, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, интегрировать и интерпретировать полученную из текста информацию, необходимо систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников именно на первом (дотекстовом) этапе, чтобы подготовить учащихся к восприятию и пониманию текста для развития устной и письменной речи.

Литература:

- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, закон РФ от 21.12.2012 (электронный ресурс)

- Аверин М.М. и др. Рабочие программы, предметная линия «Горизонты» 5-9 кл. Просвещение 2013.

- Углова Н.В. Развитие и совершенствование читательской культуры как основа функциональной грамотности. Сборник методических материалов ИРО Липецкой области, Липецк 2021.

- УМК «Горизонты», Немецкий язык, Аверин М.М. и др. Просвещение, 2020.

- АзовкинаА.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения, ИЯШ 2003 №2.

- Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе, Ростов-на- Дону,2004.

- Тишина А.М. Пути обучения чтению, интернет- ресурсы











8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.