12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Костюкова138
Россия

Формирование читательской грамотности на уроках математики.


Учитель математики МБОУ «СОШ №22 им. Н.И. Кузнецова» АГО

Костюкова Галина Аркадьевна

*Прошу просматривать данную работу методом скачивания самого документа, так как графики и рисунки не прогрузили в онлайн-просмотр. Спасибо.

Школьная практика показывает, что современные ученики испытывают трудности учебными текстами. Чаще всего большая часть обучающихся обращается к учебнику, если даны конкретные указания учителя с установкой на запоминание той или иной информации.

Перед учителем встаёт задача научить обучающегося активно взаимодействовать с информацией, используя различные работы с учебным текстом. Данная задача соответствует Концепции математического образования, Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), согласно которым содержание образования должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД), в частности, приёмов работы с учебным текстом.

В педагогической литературе можно встретить описание трёх уровней понимания учебного текста: 1) уровень восприятия текста, характеризующийся выделением и осознанием значений элементов текста и значения текста; 2) уровень преобразования текста; 3) уровень конструирования текста, связанный с порождением новых знаний и приписыванием смыслов, которые в явном виде не представлены.


Соотношение уровней понимания текста, мыслительных процедур и продуктов

Уровень понимания текста

Базовая мыслительная процедура

Продукт

Восприятие

Анализ

Пересказ

Преобразование

Объяснение

Модель

Конструирование

Интерпретация

Авторский текст


Выделяются три группы приёмов работы с учебным текстом:

1) приём восприятия текста (умения выделять ключевые термины и определения; различать новую и известную информацию, анализировать заголовки, иллюстрации и примеры, формулировать вопросы к тексту и т.д.);

2) приём преобразования текста (умение структурировать содержание, устанавливать сходство и проводить аналогии, переводить информацию из словесно – символической формы в графическую, выявлять связи между элементами текста, обобщать, отыскивать и формулировать закономерности и т.д.);

3) приём самостоятельного конструирования текста (умения создавать различные типы авторских текстов, в том числе тексты разного стиля, - в виде словарей, придуманных задач, рецензий, сюжетных историй, сочинений на математические темы, проектов и т.д.).

В своей работе я использую следующие приёмы восприятия и преобразования текстов:

1. Графическая систематизация.

Перевод текстовой информации в графическую форму (схему, таблицу, диаграмму) способствует развитию базовых мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Кроме того, одновременное использование словесно-символического, визуального и предметно-практического (в данном случае – двигательных ощущений при прорисовывании схем и таблиц) способствует более быстрому и качественному усвоению учебного материала. Этот приём является эффективным средством систематизации знаний (например, систематизирующих, сравнительных, обобщающих таблиц).

Используя данный прием, ориентирую обучающихся на создание своих индивидуальных графических моделей, что способствует актуализации личного опыта в процессе работы с текстом. Считаю целесообразным рассмотреть на уроке несколько примеров и возможно создать «коллективную» модель.

Представляю пример фрагмента урока

Тема урока: Простые и составные числа. 6 класс.

Учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Приемы преобразования текста: Графическая систематизация.

Задание: Прочитайте п.4 стр.20-22. Переведите текстовую информацию в графическую форму.


Натуральные числа

Составные (имеют более 2 делителей)

Разложить на простые множители











Простые (имеют 2 делителя)










Смотри форзац










Произведение простых чисел

30= 2*3*5






Числовой столбик

18 2

9 3

3 3

1


18=2*32
















2. Составление тематического словаря

Тематический словарь можно постепенно пополнять в течение всего процесса изучения темы или составить на этапе заключительного повторения. В него должны войти определения или примеры с пояснениями для всех ключевых понятий курса, основные правила и алгоритмы. Такая форма работы с текстом позволяет организовать повторение и сформировать умения искать информацию в текстах большого объёма.

3. Составление предметного указателя

Этот приём анализа текста рекомендуется использовать на заключительных этапах работы с учебником. Задача составления предметного указателя требует обсуждения алгоритма её решения. Можно достичь результата, если просмотреть весь учебник страница за страницей. Однако такой способ требует больших временных затрат. Более эффективен следующий подход: сначала выбрать главы, в тексте которых может упоминаться определённый термин, и только их просмотреть внимательно. Выбор для конкретного термина подходящих глав учебника является очень полезным заданием. Его выполнение позволяет создать условия для установления связей внутри изученного материала, это даёт возможность формировать математические знания обучающихся в системе.

Поиск конкретного термина в тексте выбранной главы также представляет собой самостоятельный методический приём. Он способствует формированию у обучающихся умения осуществлять своеобразное «сканирование» текста: быстрый просмотр с узкой концентрацией внимания только заданной информации.

Представляю фрагмент урока, в котором представлены задания на формирование читательской грамотности

Тема: Уравнение

Класс: 5

Автор УМК: Виленкин Н.Я.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели фрагмента урока: деятельностная: формирование у учащихся умений, направленных на формирование читательской грамотности.


Этап «Самоопределение в учебной деятельности».

Приемы работы с текстом

Задание

Прием выделения главного

Прочитать текст учебника на стр.71-73 и выбрать наиболее важные с точки зрения математики словосочетания и предложения по данной теме, зафиксировать в тетради и обсудить с учащимися по вопросам:

1. Какое равенство называют уравнением?

2.Какое число называют корнем уравнением?

3.Что значит решить уравнение?

4.Как проверить, верно ли решено уравнение? И т.п.

В итоге – обобщенную картинку представить на доске.

Установление скрытых связей между событиями и утверждениями

Найти в тексте учебника правило к каждому столбцу на нахождение неизвестного компонента, применить его к решению уравнений и заполнить таблицу: № 372

Слагаемое

Уменьшаемое

Вычитаемое




2. Соотнесите тексты задач к заданному уравнению: №373

х + 27 = 75 х – 45 = 35

х – 9 = 25 х – 322 = 275

45 + х = 75 х + 9 = 20

322 – х = 75 45 – х = 35

Составление тематического словаря

Домашнее задание.

Прочитать текст на стр. 71-73, составить тематический словарь для ключевых понятий темы в алфавитном порядке.


Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, применение указанных приемов в практике с самого начала подчинено его основной задаче – пониманию письменного сообщения и способствует успешному освоению учебного материала, формированию математических навыков. Практика показывает, что те обучающиеся, у которых сформированы умения работы с текстом, более успешны при выполнении Всероссийских проверочных работ (ВПР), Краевых диагностических работ (КДР).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 01.04.21 в 12:51 2Ответить Пожаловаться
Уникальность 100% Спасибо за работу!
Галина Костюкова, 05.04.21 в 21:28 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за комментарий.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.