Читательская грамотность в семье как залог успешности ребёнка
Комментарий Презентация подготовлена к докладу на семинаре преподавателей начальной школы «Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения» 20 февраля 2024 г. Она подходит также для выступлений на родительских собраниях, применима для индивидуальных консультаций с родителями , для библиотечных мероприятий.
Читательская грамотность в семье как залог успешности ребёнка Подготовила: Юрьева Е. А., педагог-библиотекарь МАОУ «Гуманитарная гимназия № 8». 2024 г.
Документы "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Статья 38. 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Документы Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Документы "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) Статья 7 1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Забота родителей сегодня включает и воспитание умения ребёнка ориентироваться в условиях современной жизни, от чего напрямую зависит успешность, благополучие подрастающих детей. Особую важность здесь имеет уровень читательской грамотности в семье.
Читательская грамотность Живя сегодня, мы находимся в среде множества информационных потоков, в том числе и текстовых: названия улиц, рекламные баннеры, бегущая строка вне и внутри помещений, телевизионные надписи и субтитры, печатные издания, которые мы читаем, тексты в поисковике интернета, социальных сетях и т. д. Важно научить ребёнка разбираться в информационном потоке: читать, используя смысловую догадку, отфильтровывать нужную информацию и отметать ненужную, вычленять главное, запоминать, делать правильные выводы из прочитанного. Только в симбиозе воспитания, правильного восприятия и работы мозга мы можем вырастить успешного современного человека. Для этого мы должны научить его работать с текстовой информацией. Если понятие «читательская грамотность» раньше включало в себя уровень подготовки к чтению текстов, технику чтения, то сегодня это понятие гораздо шире. Чтение — далеко не элементарный навык, как может показаться. Даже для взрослых людей. В том, как мы воспринимаем информацию из текста, проявляются наше мышление, знания и опыт.
Что посоветовать родителям В процессе наблюдения видно, что в читающих семьях дети более подготовлены и легче осваивают новые умения. Много даёт им школа. Но можно дать несколько советов и предложить формы, которые родители могут использовать при домашнем чтении, развивая своих детей.
Вне дома Находясь на улице, в супермаркетах, поликлиниках, кинотеатрах, в театре и т. д. , обращайте внимание ребёнка на текстовые сообщения. Пробуйте в беседе с ребёнком анализировать прочитанное: отмечать то, что надо запомнить, что полезно, а что устарело или требует критики. Глядя на вас, ребёнок научится не просто запоминать текст, выхватывая из контекста или беспрепятственно впитывая информацию, а отбирать нужные сведения и отсортировывать ненужные. Делайте совместные выводы из прочитанного, обобщайте, мыслите сами и учите мыслить ребёнка на своём примере.
Чтение дома
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА» 1. Любит ли ваш ребенок читать? а) читает охотно б) не очень в) не любит 2. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок? а) читать сам б) слушать чтение взрослых 3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок? а) хвалите б) ругаете в) не обращаю внимания 4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух? а) да б) нет 5. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок? а) да б) нет
6. Пересказывает ли вам ребенок прочитанную книгу? а) да б) иногда в) нет 7. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу? а) очень часто б) иногда в) очень редко 8. Обращается ли ваш ребенок с вопросами познавательного характера? а) очень часто б) иногда в) очень редко 9. Необходимо ли современному ребёнку чтение? а) да б) нет в) не знаю 10. Читают ли дома родители для себя? а) очень часто б) иногда в) очень редко Спасибо!
Организация чтения дома…. Когда вы читаете с ребёнком, то… Найдите спокойное место, где вас не будут прерывать; Позаботьтесь, чтобы ребёнок сидел рядом и видел книгу правильно; Если ребёнок испытывает трудности при чтении слова, подскажите это слово; Хвалите и подбадривайте ребёнка на каждом этапе чтения; Обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы, проявите интерес к содержанию, обсудите непонятные моменты, участвуя в разговоре на равных; Помогайте ребёнку вести «Дневник чтения».
1.Подберите правильное освещение. Оптимальный вариант — естественное освещение, поэтому стол ребёнка должен находиться возле окна. Также обязательно наличие настольной лампы. 2. Следите за расстоянием. Расстояние от книги до глаз должно быть таким, чтобы оно равнялось расстоянию от локтя до вытянутых пальцев. 3. Ограничивайте время. Время непрерывного чтения различается в зависимости от возраста: для младших классов — 30 минут, для ребят, учащихся в средней школе, — 45 минут, для старшеклассников — 1 час. После чтения полезна зарядка для глаз. 4. Не давайте читать лёжа. Фокус в таких случаях не фиксирован и постоянно смещается, поэтому глаза устают быстрее. 5. Увлажняйте воздух. Чтобы сделать процесс чтения комфортным, родителям стоит установить в комнате увлажнитель воздуха. Чтение и здоровье детей…
Как развивать читательский интерес у детей… 1.Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. 2. Покупая книги, выбирайте книги вместе с учётом интересов ребёнка (текст, оформление, иллюстрации). 3. Систематически читайте ребёнку. Просите и его почитать для вас. Обсуждайте прочитанное. 4. Вспоминая прочитанное совместно, делайте вид, что плохо запомнили, пусть ребёнок напоминает вам текст. 5. Делитесь детскими впечатлениями и предлагайте к чтению любимые книги своего детства. 6. Оформляйте личную библиотеку, воспитывайте бережное отношение к книге. 7. Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, чтобы ему было, что вспомнить.
«ДА» Читайте систематически совместно и друг для друга. Ведите записи о прочитанном. Разрешайте ребёнку самому выбрать книгу для чтения. Поощряйте и хвалите за желание к чтению и процесс чтения. Посещайте библиотеку и книжный магазин. Играйте в игры, предполагающие чтение ( в слова, в книгу и т. д. ). Сделайте чтение приятным времяпровождением. Как поддержать привычку к чтению… «НЕТ» Не заставляйте читать насильно. Не заставляйте читать книгу, если она слишком трудна. Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка нет успехов. Не критикуйте, не ругайте за чтение. Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с другими. Не прекращайте читать ребёнку сами, как только он научился читать по слогам. Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения – читать что-то лучше, чем не читать.
Самоустранение родителей от руководства детским чтением нежелательным образом сказывается на читательской деятельности детей. Есть родители, руководящие чтением своих детей формально, их беседы о прочитанном скучны и авторитарны. Дети таких родителей неустойчивы в своих читательских интересах. Есть родители, озабоченные ускоренным продвижением ребёнка по лабиринту культуры. Они торопятся спрямить путь, отсекая ненужные, наивные, с их точки зрения, жанры. Забывается, что детское чтение имеет свою специфику, для развивающего чтения нужны книги, соответствующие моменту взросления ребёнка и потребностям читателя. Родители, активно сотрудничающие в области организации детского чтения со школой, библиотекой, и со своим ребёнком, хорошо знают уровень читательского развития своего ребёнка. Чтение у детей таких родителей разностороннее, разнообразно и активно. У каких родителей дети читают? У тех, кто говорит с детьми о собственных читательских предпочтениях. Заметки психолога
Советуем почитать Только на своём личном примере, взаимодействуя со школой, посещая учреждения культуры, интересуясь событиями в жизни страны, города, родители могут вырастить успешного преуспевающего человека. 1. Книга в жизни ребёнка. Советы библиотекаря родителям. – Режим доступа : https://sch1200.mskobr.ru/files/sovety_bibliotekarya_roditelyam.pdf 2. Книги, которые рекомендует главная детская библиотека страны: художественная литература для дошкольников и младших школьников // [РГДБ – детям] – Режим доступа: https://rgdb.ru/home/news/14193-knigi-kotorye-rekomenduet-glavnaya-detskaya-biblioteka-strany-khudozhestvennaya-literatura-dlya-doshkolnikov-i-mladshikh-shkolnikov . 3. НЭБ.дети - детская литература от истоков до бесконечности // [Национальная электронная детская библиотека РГДБ]. – Режим доступа: https://nebdeti.ru/?hl=ru_RU . 4. 30 книг, которые должны прочитать дети в начальной школе // Интернет-класс. – Режим доступа : https://www.klass39.ru/30-knig-kotorye-dolzhny-prochitat-deti-v-nachalnoj-shkole/ .