Чтение без принуждения
Конспект родительского собрания
«Чтение без принуждения»
Цель: Совместно с родителями обсудить роль чтения в школьной жизни ребенка. Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию чтения у детей.
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем собрании. Мы собрались сегодня потому, что появилась необходимость в решении важной проблемы. Послушайте отрывок из рассказа, и я думаю, что вы согласитесь с важностью сегодняшнего собрания.
Жила-была одна девочка по имени Маша, которая училась в школе, но не любила и не умела читать
— Может быть, нам Мария Коновалова прочтёт заданный текст? — спросила учительница, глядя в упор на девочку.
Маша покачала головой и получила минус в журнале.
Когда Маша вернулась из школы домой, то она быстро поела и пошла в детскую, где легла на кровать и закрыла глаза. Маша быстро уснула, и приснилось ей, что она вместе с подружками Настей и Катей пошла на прогулку в сказочный лес и там заблудилась.
— Маша, ау! Где ты? Отзовись! — кричали по очереди подружки, но ответа так и не услышали.
А всё потому, что Маша побежала за улетавшей в глубь дремучего леса бабочкой и сбилась с дороги. Села Маша на пенёк и стала плакать.
— Бедная я и несчастная неумёха! — громко причитала девочка и даже не услышала, как к ней подошёл старый енот.
— О чём плачешь? — спросил он Машу.
Услышав незнакомый голос, девочка испуганно оглянулась, но добродушный вид зверька успокоил её.
— Заблудилась я,— ответила Маша и снова всхлипнула.
— В сказочном лесу нельзя заблудиться,— возразил ей енот по имени Тришка.— Здесь повсюду висят указатели, на которых написано, как выйти на дорогу, ведущую в город.
— А я читать не люблю и не умею,— ответила девочка и снова захныкала.
— Это очень плохо,— заметил енот.— Даже я, старый енот, каждый вечер читаю своим внукам-енотикам на ночь сказки.
— А откуда вы их взяли? — удивилась Маша.
— Когда-то давным-давно одна умная девочка по имени Света подарила мне большую и толстую книгу сказок. Света показала мне буквы и научила читать. А я, в свою очередь, научил читать всех своих родных и близких. В моей семье все берегут подарок девочки Светы.
— Сейчас необязательно уметь читать книги, их можно слушать,— возразила девочка.
Но Тришка не согласился с её мнением.
— Ты сама себе доказала, что ошибаешься,— заметил енот.
— Это почему же? — удивилась Маша, с недоверием глядя на Тришку.
— Если бы ты умела читать, то по указателям давно бы уже вышла на дорогу, где тебя ждут подруги, а не сидела бы на пенёчке, обливаясь слезами,— ответил тот.
Ну что тут скажешь?! Прав был Тришка на все сто процентов.
— Ладно,— смилостивился енот.— Иди за мной, так и быть, выведу тебя на дорогу.
И они пошли от одного указателя к другому и вскоре вышли на дорогу.
— А теперь ты иди всё время прямо,— посоветовал Тришка и повернулся, чтобы идти обратно.
— Спасибо тебе, добрый енот,— поблагодарила Маша Тришку.— Когда я вернусь домой, то буду учиться читать.
— Я очень рад, что ты поняла, как трудно жить неучем. Ведь учение — это свет! — ответил енот и отправился к своим внукам-енотикам, чтобы прочитать им на ночь очередную добрую сказку.
А Маша вышла на дорогу, ведущую в город, и увидела на ней своих подружек Настю и Катю
Надо сказать, что Маша была прилежной ученицей и быстро научилась читать.
— Мария, ты молодец! — похвалила девочку учительница, когда та без запинки прочитала ей заданный урок по чтению.— Я с удовольствием поставлю тебе оценку «отлично».
«Приятно, когда тобой гордятся,— подумала Маша.— Как же я раньше не понимала, что терпение и труд лень перетрут?»
Как помочь ребенку полюбить книгу? Как приучить его читать? Как сделать так, чтобы книга заменила бесконечное сидение у телевизора и компьютера. Именно этой проблеме будет посвящено сегодняшнее собрание.
Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители говорят, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением.
Правда, если казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации? (Ответы родителей)
На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.
Чтобы ваш ребенок любил читать, для этого он твердо должен знать, что чтение - это не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажете: «Плохо читаешь, не будешь играть, не пойдешь гулять, пока не начнешь хорошо читать», вы убедите ребенка, что чтением наказывают. Но если он увидит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймет, что читать самому интересно.
-Возьмите все по листику. Запишите причины, по которым нужно начать читать (причины записываются на листочках, которые после озвучивания приклеиваются к деревцу на доске). Давайте сравним ваши ответы с ответами ваших детей (другое деревце). Какой вывод вы можете сделать? (Ответы родителей)
На сегодняшний день книги активно вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но последние таят в себе серьёзные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.
Но я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания
Послушайте стихотворение:
Если у ребёнка слёзы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга
По вашему мнению, сколько времени должен проводить ребенок перед телевизором? (Ответы родителей) Врачи-офтальмологи считают, что полностью запрещать детям смотреть телевизор бесполезно и неправильно. Достаточно разумно организовать просмотр телепередач. В этом возрасте дети могут смотреть телевизор два раза в день по 30 мин, но через каждые 15—20 мин желательно делать перерыв и во время паузы обсуждать с ребенком увиденное. Посмотрел мультфильм — пусть попробует его пересказать. Такой рассказ есть необходимое осмысление, которое развивает логику. Лишний час перед телеэкраном — дополнительная нагрузка на глаза ребенка. Не разрешайте детям смотреть телевизор лежа.
Работа родителей в командах.
Знаете ли вы интересы своих детей? Сейчас проверим. На доске перевернуты шесть вариантов ответов детей на вопрос: «Какие передачи ты любишь смотреть?»
Родители угадывают, постепенно открывая все варианты. Ниже приведен пример.
№ | Название передач | Количество ответов учеников |
1 | «Спокойной ночи, малыши!» | 15 |
2 | «Ералаш» | 18 |
3 | Мультфильмы | 20 |
4 | «Дом-2» (телевизионное шоу) | 8 |
Перед вами лежат бумажные ладошки. Посмотрите на них внимательно. Это ладошки ваших детей. Как постепенно мы воспитываем детей, даем им знания, так мы сейчас будем постепенно заполнять эту ладошку полезными Знаниями. На каждый пальчик сейчас мы запишем названия передач, которые вы рекомендуете посмотреть детям.
Родители выполняют задание, например:
Беседа с родителями:
Перед нашим собранием, я попросила ваших детей ответить на несколько вопросов:
1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?
2. Какие книги ты любишь читать?
3. Что ты больше любишь? (Читать книгу; смотреть телевизор; играть на компьютере.)
4. Часто ли ты с родителями читаешь книгу?
5. Часто ли ты вместе с мамой и папой смотришь телевизор?
6. Часто ли ты вместе с родителями сидишь возле компьютера?
7. Напиши названия твоих любимых телепередач.
8.У вас дома много книг?
Результаты анкетирования показали, что дети любят смотреть телевизор и играть на компьютере больше, чем читать книги. К сожалению, нежелание детей читать часто появляется из-за неумелых действий взрослых. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-либо, только интерес — друг активности. Естественно, что дети с большим удовольствием смотрят телевизор, потому что смотреть всегда легче — не надо прилагать волевых усилий. Но вы знаете, что долгий просмотр телевизора отрицательно сказывается на зрении детей, а также на развитии их мыслительных процессов, эмоциональной сферы. Но и чтение может вызвать отрицательные эмоции, если оно неумело организовано.
-Сейчас из предоставленных вариантов я попрошу вас выбрать пять способов закрепления положительного отношения ребенка к чтению, после чего мы сделаем общую памятку
Варианты:
Ругайте ребенка за неправильное чтение
Хвалите за достижения
Принуждайте ребенка к чтению
Никогда не принуждайте читать. Нельзя давить на ребенка
Читайте вместе
Обсуждайте прочитанное
Подбирайте книги с учетом интересов ребенка и возрастными особенностями
Как вы понимаете значение слова «эмоции»? (Ответы родителей) Эмоции- это внутренние переживания человека. С помощью них мы можем выразить своё отношение к определённым ситуациям, поэтому эмоции носят ситуативный характер. Эмоции являются неотъемлемой частью нашей жизни. Позитивные эмоции – это эмоции радости и добра повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость. Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше. Давайте посмотрим, в каких случаях ваш ребёнок проявляет положительные эмоции - радость и восторг. А в каких огорчение и грубость.
Работа с родителями:
СИТУАЦИЯ 1
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?
Вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Совет 1
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.
СИТУАЦИЯ 2
Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?
Совет
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Итак, давайте помнить, что книга – носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем ребёнка мире. Читайте сами, читайте вместе с детьми. На этом наше собрание подходит к концу. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!