12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Татьяна Ильинична478
Закончила БГУ, биологический факультет (г.Уфа), 1988 г. Прошла профессиональную переподготовку в институте дополнительного и профессионального обучения ФГБОУ ВО Челябинский университет по специальности "Педагогика и психология".
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
Чтение терапевтических сказок детям.


Сказки предназначены для детей младшего школьного возраста. После прочтения сказок имеются вопросы для обсуждения , дети выражают собственное мироощущение через размышление на разные темы методами сказкотерапии, что позволяет им определить место своего «Я» в целостной картине мира (самоопределиться по отношению к окружающему миру), выстроить в сказочном варианте свой жизненный путь.

В процессе устной вербализации своего мироощущения у ребенка формируется устойчивое смысловое пространство, определяющее его мировоззрение.

Занятия сказкотерапией позволяют решать вопросы детских страхов, выявления актуальных проблем детей и подростков, развивать память и внимание, умение выражать свои мысли и понять свои чувства.В мягкой, корректной форме сказка позволяет преодолеть проблемы замкнутости и агрессивности, тревожности и стереотипности, подростковый кризис, кризис жизненного выбора и осознавания смысла жизни и т.д.

Известно, что стоит только обычный предмет назвать волшебным, как он принимает для нашего восприятия (неважно, детского или взрослого) другое значение. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы начинаем совершать обычные действия необычным способом. Мы начинаем Творить, становясь настоящими Волшебниками. А ведь всем известно, что Волшебники могут значительно больше, нежели обычные люди.

Применение метафор и различных сказочных форм возможно в самых разных психологических подходах. Однако большое количество психологических технологий и их сложные формулировки делают их недостаточно доступными для потенциальных пользователей, поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. Этот контекст позволяет создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых способность творить проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

Таким образом, сказка — это та самая среда, в которой человек учится Творить. Сказка помогает преодолеть то, что мешает человеку развиваться, проявляет и усиливает потенциальные части личности.

Применяется магическое воздействие сказки в работе психолога и процессе воспитания. Мною выбраны сказки, которые дети наиболее охотно воспринимали, с интересом проходило обсуждение. В конце курса занятий ребятам предлагается написать свою сказку по какой-нибудь проблеме.

Вот одна из лучших сочиненных сказок среди учащихся сказка «Волшебный лес» Букасевой Ирины, учащейся 4 «Б» класса, МОУ «СОШ №12» г.Магнитогорска, которая выбрала необычную напрвленность.

Сказка «Волшебный лес».

Возраст:6-8 лет.

Направленность: Повышение ответственности за окружающую природу.

Однажды я пошла в лес. Оказалось, что лес не простой, а волшебный. В лесу росли необычные деревья, т.к. они разговаривали между собой. Я невольно подслушала их разговор: они говорили о том, как растения помогают жить животным и людям. Лесные волшебники жаловались на то, что не все люди хорошо относятся к зеленым жителям. Некоторые посетители- туристы оставляют после себя много мусора в волшебных лесах, загрязняют природу, а иногда и того хуже, не тушат костры до конца. После них возникают пожары и погибают жители леса и многие ценные породы деревьев. Я вышла из леса и подумала о том, что никогда не буду обижать природу и всегда буду помогать охранять лесные богатства.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему был волшебный лес?

2.Какой вывод сделала Ира?

3.Как помогают зеленые жители леса людям?

4.Назовите правила поведения в лесу?


Сказки для психологической помощи детям от 6 до 11 лет по направленностям.

Название сказки

Направленность,

ключевые фразы

Возраст

1

Кенгуренок Вася.


t1581575283aa.png

Проблемы в учебе, вызванные трудностями неуверенности в себе. Чувство неполноценности

Ключевая фраза:

«Я не могу. У меня все равно не полу­чится»




6-9 лет


2

Цветик-

семицветик.

t1581575283ab.jpg

Трудности обучения в школе, конфлик-

ты с учителем, трудности освоения письма.

Ключевая фраза: "Вечно она ко мне придирается!»


6-9 лет


(ребенок может с для себя на заготовке цве-

тика написать

свои желания)

3

Медвежонок и

Старый Гриб.

t1581575283ac.jpg

Трудности в учебе: неусидчивость, не­желание работать со сложным материалом, неумение кон­центрировать внимание. Нежелание учиться.

Ключевая фраза: «Не могу я учиться!»


6-11 лет


4

Котенок

Маша


t1581575283ad.jpg


Трудности обучения в школе. Стрессо­вые реакции на поступление в школу. «Нежелание» учить­ся и отрицательное отношение к школе.

Ключевая фраза: «Я не люблю учиться»


6-9 лет

5

Ежик Обжорик.



t1581575283ae.jpg

Школьные трудности, переживания из- за плохих оценок. Неудачи в учебе и вызванные этим деп­рессивные настроения.

Ключевая фраза: «Я плохой, я плохо учусь».


6-10 лет.



1.Сказка. «Кенгуренок Вася».

Возраст: 6-9 лет.

Направленность: Проблемы в учебе, вызванные трудностями неуверенности в себе. Чувство неполноценности.

Ключевая фраза: «Я не могу. У меня все равно не полу­чится»

За глубокими морями, за высокими горами жили-были два по­жилых кенгуру. Жили они не тужили, оба были на пенсии. Дом этих кенгуру находился на самом краю леса и они очень любили ходить туда за грибами и ягодами. Однажды приехал к ним из города внучек Вася. Был этот внучек маленьким и роб­ким кенгуренком. Его родители и другие взрослые кенгуру ча­сто говорили, что из такого слабого и трусливого мальчика- кенгуренка не будет толку. Слушал-слушал Вася такие разго­воры, да и стал думать про себя так: раз взрослые говорят, что я плохой и из меня ничего не выйдет, может, так оно и есть. То чашку разобью, то большую собаку испугаюсь, то соседский кенгуренок Дима меня вздует (он уже большой, на год старше меня). Вот с такими грустными мыслями и приехал Вася к ба­бушке и дедушке.

Однажды уехали бабушка и дедушка на ярмарку в город, а маленького кенгуренка оставили дома. Скучно было кенгурен­ку одному дома сидеть, и пошел он погулять в лес. Шел он, шел, и не заметил, как заблудился. Испугался кенгуренок и стал кричать. Вдруг появился из-за огромного дуба крошеч­ный старичок с длинной седой бородой.

Дедушка! Помоги мне найти дорогу домой. Я заблудился и не знаю, как вернуться назад,— попросил Кенгуренок.

Э-эх,— сказал дед,— я тебе помогу, но тебе нужно бу­дет преодолеть много опасностей на своем пути.

Что ты, дедушка, я же маленький и слабый. Кто угодно в лесу меня обидеть может. Один я не сумею добраться,— пожа­ловался малыш.

Сможешь, ведь я дам тебе волшебный посох,— сказал старичок-лесовичок и исчез, а у Кенгуренка в руке появился посох.

Делать нечего, пошел Вася один через глухой и страшный лес. Ему было очень одиноко и страшно, но нужно было воз­вращаться домой.

возвращаться домой. Прошло какое-то время, и вдруг Вася услышал жалобный плач. Из гнезда вывалился один из птенцов, а мама-птица никак не могла помочь своему малышу. Кенгуренок посадил птенца на край посоха и поднял его в гнездо. Птички поблагодарили Васю, а он ответил: «Что вы, это не я, это мой волшебный посох помог справиться с бедой». Так они и расстались.

Пошел Вася дальше, устал, лег поддерево и уснул. Проснулся он от шума и запаха дыма. Открыл глаза: звери бегут, птицы кричат. Вскочил кенгуренок и видит, что горит трава в лесу. Схватил Вася свой посох и стал огонь тушить, да так тушил до тех пор, пока последний огонечек не загасил. Увидели лесные жители, что кенгуренок огонь потушил, и стали его благодарить. «Что вы, это не я, это мой волшебный посох помог мне справиться с огнем». Попрощался Вася с лесными жителями и пошел дальше.

Наконец он вышел на огромную поляну, видит — огромный волк хочет маленького зайчика съесть. Не испугался волка кенгуренок, схватил свой посох и давай волка по бокам лупить. Волк был большой, но трусливый. Бросил он зайчика и убежал в чащу теса. Собрались все родственники зайчонка и стали Васю благодарить.

Тут, откуда ни возьмись, появился лесовичок, который кенгуренку посох дал. «Ну, Василий, ты молодец, столько бед в лесу предотвратил. А я уж грешным делом подумал, что ты из лесу совсем не выйдешь» — отдышавшись сказал дедушка. «Меня ведь склероз проклятый замучил. Потому-то я тебе вместо посоха простую палку дал».

Удивился этому кенгуренок и даже немного испугался: «Как же это я справился!? Так значит я не такой плохой и никудышный, как мне взрослые говорят!». Он очень обрадовался и даже стал немного выше ростом. Посмотрел Вася вокруг — рядом уже никого нет, а сам он стоит перед домом бабушки и дедушки. И понял Вася, что сам он превратил простую палку в волшебный посох — тем, что поверил в свои силы.

Скоро пожилые кенгуру приехали с ярмарки. Сначала было Васька им о своих приключениях рассказывать, да они ему все равно не поверили. Зато с тех пор кенгуренок всегда ведет себя так, как будто в руках у него волшебный посох. И все теперь в его жизни по-другому — со всем он справляется и все у него выходит как надо. А что не выходит — не беда, сегодня не получилось — получится завтра.

 2.Сказка

что было в условии. Но строгая, никогда не улыбающаяся учи­тельница все время ругала Женю, показывала его тетради все­му классу и говорила, что Женя совсем не старается и пишет «как курица лапой». От этого у Жени на глаза наворачивались.

только он не шуршал осенними листьями в парке и не бегал наперегонки с другими детьми, он тихо сидел в коляске, а мама катила ее по дорожке.

Той ночью Жене приснился сон, что он идет по полю среди множества разных цветов. И вдруг среди них он увидел один цветок, у которого было семь лепестков разного цвета. Женя сразу понял, что нашел тот самый волшебный цветик-семицветик, который выполняет любые желания. Женя хотел сразу же загадать себе взрослый велосипед с семью скоростями, но вспом­нил, что у него уже есть такой. Тогда он подумал, что было бы хорошо, если бы его каракули перестали быть каракулями, а превратились бы в ровные строчки, как у его соседки по парте Маринки, чтобы учительница перестала наконец его ругать. Но подумал, что красиво писать он должен научиться непременно сам, без всякого волшебства, потому что он может это сделать сам, а волшебство помогает только тогда, когда человек сам не может чего-то сделать. И тут Женя вспомнил, что у его учитель­ницы есть сын, который не может ходить, и решил, что цветик- семицветик нужно, конечно, отдать ей.

Утром Женя проснулся очень рано, мама и папа еще спали. Он сделал из цветной бумаги цветик-семицветик и в школе от­дал его учительнице.

Первый раз Женя видел свою учительницу такой: она улыбалась, а глаза у нее были такими же добрыми, как у мамы.

Вопросы для обсуждения :

- Что чувствовал Женя по отношению к учительнице?

-Почему Женя во сне решил отдать цветик-семицветик?

-Из-за чего и как изменилось отношение Жени к учительнице?

-Почему Женя решил научиться писать без всякого волшеб­ства? Согласен ли ты с ним? Как это сделать?

3.Сказка «Медвежонок и Старый Гриб»

Возраст: 6-11 лет.

Направленность: Трудности в учебе: неусидчивость, не­желание работать со сложным материалом, неумение кон­центрировать внимание. Нежелание учиться.

Ключевая фраза: «Не могу я учиться!»

Жил-был на свете маленький Медвежонок, хотя не такой уж и маленький, ведь он уже ходил в первый класс настоящей зве­риной школы. Поэтому каждое утро мама-медведица отводила его за лапу в школу. Вообще он любил туда только из-за перемен. На переменах он бегал с другими медве­жатами наперегонки, кувыркался с ежами, дергал белочек за хвосты — в общем, веселился.

Но вот когда начинался урок, школа становилась невыно­симой пыткой. Вы могли подумать, что он был глупый или ле­нивый, но это не так. Сначала он всегда слушал, делал, что ему говорили, а потом ему вдруг становилось скучно, и тогда он смотрел в окно на птиц и с завистью думал: «Вот хорошо им, летают туда-сюда, все видят, и делать ничего не надо; почири­кал там, почирикал здесь и дальше полетел. Вот стать бы пти­цей...» На этом месте его обычно прерывала учительница, ко­торая говорила, что он отстал и задерживает весь класс. Мед­вежонок принимался выполнять задание дальше, но что-то вечно не сходилось, не удавалось. Тогда Медвежонок подни­мал руку и просился выйти, чтобы немного побегать по школе, или пытался тихонько залезть в портфель, чтобы слизнуть с бутерброда мед. Так было всегда.

Но вот однажды учительница-сова сильно разозлилась на Медвежонка, даже стала громко ругаться, чего не делала ни­когда. И белочки вдруг как затараторят все вместе: «Как же ты надоел, Медвежонок, сам не учишься и другим мешаешь!» А зайцы им вторили: «Вечно учительница на тебя отвлекает­ся!». Ежик зло прошипел в углу: «Надо выгнать его из школы, все равно е хочет учиться , шипели, махали лапами и недружелюбно поднимали хвосты.

Медвежонок заткнул лапами уши и побежал прочь из клас­са. Долго он бежал прямо в лес, не разбирая дороги, остано­вился в самой чаще, сел на пень и горько-горько заплакал. Круп­ные слезы капали на землю, вокруг пня, на котором он сидел, образовалась огромная лужа. А Медвежонок все не унимался, так ему было горько, обидно и плохо.

Слезы Медвежонка разбудили Гриба-боровика, хозяина леса. Пофыркивая и стряхивая с себя капли, Гриб вылез из- под земли. «Уф-уф, кажется дождь начинается»,— сказал Гриб и открыл зонтик. Затем он поднял глаза в небо и увидел солн­це. «Странно, такой сильный дождь и такое яркое солнце». Но тут он обернулся и увидел рыдающего Медвежонка. «Ты чего это здесь сырость разводишь?!»

Медвежонок сначала очень испугался говорящего Гриба, но присмотрелся и понял, что Гриб добрый, старый и, навер­ное, мудрый. Медвежонок рассказал Грибу о своих бедах и о том, как разозлил учительницу, и о том, как все шипели и ругались на него. «Что же мне делать? Вот я вроде хочу все задание сделать, но никак не могу, мне становится скучно и неинтересно. Что же мне может помочь? У-у-у»,— вновь зап­лакал Медвежонок.

Гриб действительно был очень мудрый. Он подумал и ска­зал: «Ну ладно, ладно, хватит реветь. Я знаю, как твоему горю помочь. Есть такое волшебное заклинание, которое любую работу делает интересной и не дает от нее оторваться». Медве­жонок с надеждой посмотрел на Гриб и даже слез с пня, чтобы все как следует расслышать. А Гриб продолжал: «Вот как толь­ко ты замечаешь, что тебе стало трудно, скучно и неинтерес­но, скажи про себя три раза старинное заклинание «Фанты- санты-манты-чих», и сразу же все изменится.

Пока Медвежонок шел домой, он все время повторял зак­линание, чтобы не забыть ни словечка.

Утром он быстро собрался и очень торопился в школу, так, что даже удивил маму-медведицу; ему очень хотелось прове­рить, подействует заклинание или нет.

Медвежонку, конечно, было немножко стыдно возвращать­ся туда после вчерашнего, но теперь он надеялся, что все изме­нится.

Первым уроком в этот день была математика... Зверята ре­шали задачки и примеры. Медвежонок сделал 2 примера, а за­дача никак не выходила, и вдруг он заметил, что глаза его смот­рят в окно, на птиц, и думает он уже совсем не о задаче. Тогда он быстро три раза подряд (как велел Гриб) произнес про себя старинное заклинание: «Фанты-санты-манты-чих». Не заметил Медвежонок, как вновь сосредоточился на условиях задачи. Он так обрадовался, когда решил задачу не самым последним в классе, как это бывало всегда. «А заклинание-то действует! Спасибо тебе, Гриб-боровик»,— радостно думал Медвежонок. То же самое повторилось и на следующих уроках. А в конце дня учительница даже похвалила Медвежонка.

Всю следующую неделю заклинание помогало ему. И вско­ре он стал выполнять задания почти самым первым. Учитель­ница хвалила его, говорила, что он очень способный. Однажды на перемене белочки (как всегда, в один голос) сказали ему, что теперь он самый лучший ученик и что им очень приятно с ним дружить. Ежик стал даже подходить к нему за советами. А в дневнике у Медвежонка часто появлялись пятерки, чему очень радовались родители-медведи. «Как же приятно и хоро­шо учиться и все всегда успевать»,— думал Медвежонок.

Однажды он заметил, что ему стало интересно выполнять самые трудные задания и без заклинания. И он перестал про­износить его вовсе, но старого Гриба он часто вспоминал и говорил, обращаясь в мыслях к нему: «Спасибо тебе, Гриб, мне очень помогло твое заклинание. Ведь так здорово учиться и узнавать всегда что-то новое». Старый Гриб (тоже мыслен­но) отвечал Медвежонку: «Да ты же знаешь, что дело не в зак­линании. Просто ты сам захотел хорошо учиться. А как захо­чешь, так оно и будет. Вот оно и все колдовство». Так бормо­тал старый Гриб и исчезал, Медвежонок же, довольный и счастливый, садился за трудные, но интересные уроки, шепча себе поднос: «Как захочешь, так и будет».

Вопросы для обсуждения:

-Почему Медвежонку было трудно учиться?

-В чем заключалось «волшебство» заклинания?

-Почему вдруг Медвежонку понравилось учиться?

-Что значит «Как захочешь, так оно и будет».

4.Сказка «Котенок Маша»

Возраст: 6-10 лет.

Направленность: Трудности обучения в школе. Стрессо­вые реакции на поступление в школу. «Нежелание» учить­ся и отрицательное отношение к школе.

Ключевая фраза: «Я не люблю учиться»

Жил-был на белом свете котенок Маша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурзиками, но нашего котенка звали именно Маша. И был он самый обычный котенок: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. Как и все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, узнать, как рабо­тает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут и куда солнышко спать ложится. И тогда решила Маша уйти из своего теплого уют­ного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.

Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля — то ли Яга, а то ли не Яга. Да это и не очень важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила. И вот — Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены. Вступаешь на нее и раду­ешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело, быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и льди­стые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься, и хочется все бросить. Так же труд­но, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажет­ся, что никогда ничего не получится. Но ты помни мою под­сказку: «Если трудно — смелей и старайся сильней», шепотом ее проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору, научишься справ­ляться с трудностями и подойдешь ко второй горе.

Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подни­маться, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь, так хочется все бросить, но ты не бро­сай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей».

И тогда научишься ты справляться со скукой и пойдешь к третьей, самой крутой горе. Очень тяжело по ней поднимать­ся и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются.

И все вокруг, даже ветры, ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тро­пы будто «двойки» выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка при­ключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым Котом, ученым котом-пятерочником.

Поблагодарил Котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, мышатам, слонятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будут тогда его звать не котенком, а Котом, который многое знает. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.

Вопросы для обсуждения:

-Перечисли все подсказки. Что значит каждая из них? Как их можно использовать в жизни?

-Как ты думаешь, что дальше случилось с котенком?

-Согласен ли ты с тем, что интересно и радостно много знать?

-Если да, то почему?

5.Сказка. « Ежик Обжорик».

Возраст: 6- 10 лет.

Направленность: Школьные трудности, переживания из- за плохих оценок. Неудачи в учебе и вызванные этим деп­рессивные настроения.

Ключевая фраза: «Я плохой, я плохо учусь».

В одном небольшом дружном лесу жила маленькая семья ежей по фамилии Колючкины. И было в этом семействе двое деток- двойняшек, которых звали: Шустрик и Обжорик. Когда детишки подросли, пришло им время учиться взрослой самостоятель­ной жизни: находить еду, делать запасы на зиму, благоустраи­вать жилище. Для этого всех маленьких ежиков отдавали на учение к Ежихе-умелице. Она обучала их, как нужно насажи­вать грибы и яблоки на свои колючки, как делать запасы впрок, как готовиться к зиме.

Шустрик был одним из лучших учеников, все очень быс­тро схватывал и ежиха его хвалила. Обжорик же никак не мог удержаться, чтобы не съесть яблоки, уж очень они были вкусные.

Ежиха ругала его и ставила плохие оценки. Дело шло к осе­ни, и вдруг в семье Колючкиных случилась беда — родители сильно заболели, и все ведение хозяйства легло на ежиков- малышей. Родители не очень-то надеялись на Обжорика. Боль­шие надежды возлагали они на Шустрика. Шустрик был уве­рен в своих силах и особенно не торопился с запасами на зиму.

Обжорик же боялся, что не сможет приготовиться вовремя, но очень хотелось ему доказать родителям, что они могут на него рассчитывать. И решил он воспитывать в себе силу воли, найдет яблоко или гриб, очень хочется съесть — ан, нет — нельзя. Оттащит в ямку — и вновь на поиски вкусных продук­тов. Так постепенно и наполнилась его ямка. Но никто из се­мьи не подозревал о ее существовании.

Наступил ноябрь, ударили холода — а Шустрик только и

начал делать запасы. Что же делать? Не оправдал Шустрик надежд, придется искать выход. И тут Обжорик не выдержал —

открыл всей семье свой секрет. Удивились родители, обрадо­вались — ай да молодец! Стыдно им стало, неловко.

Узнала обо всем Ежиха-умелица и высказалась: «Молодец, Обжорик! Главное — это не оценка, не просто умение что-то делать, важно, чтобы свое умение в нужный момент приме­нить, воспользоваться своими знаниями на пользу близким».

Вопросы для обсуждения

-Почему Обжорик, получая плохие оценки, отличился, а

-Шустрик — наоборот?

-Что сказала Ежиха про оценки, согласен ли ты с ней?

Используемая литература:

1.Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под.редакцией Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.-М.:Академический Проект,2008.

2.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я:уроки психологии в начальной школе (1-4).-М.:Генезис,2012.



Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.