Эссе на тему «Чтение — это дыхание ума... »
Тимофеева Е.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №486
Выборгского района Санкт-Петербурга
«Чтение – это дыхание ума….»
Эссе
Какой восторг испытывает ребенок, прочитавший самостоятельно своё первое слово! Он же слушает его, затаив дыхание. С каким удовольствием ученики начальных классов делятся впечатлениями о прочитанных книгах! Что же происходит, спустя некоторое время? Почему дети гораздо охотнее проводят свое свободное время не за чтением книги, а у компьютера? Этот вопрос задают себе и учителя, и родители. Давайте совершим небольшое путешествие во времени, которое поможет нам дать ответ, а возможно, и подскажет пути его решения.
В 19 веке современники А.С. Пушкина с нетерпением ждали выхода очередной главы «Евгения Онегина». Барышни вечерами читали романы. Чтение книги было занятием, необходимым и привычным для всех, а обсуждение новой книги рождало горячие споры. В середине 20 века всех захватило телевидение. Герой фильма «Москва слезам не верит» говорит, что скоро не будет ничего, кроме телевидения. Уже тогда, я думаю, назревала проблема выбора занятий, и чтение для кого-то отходило на второй план. Педагоги начинали бить тревогу. Прошло всего лет шестьдесят, а на смену телевидению пришёл интернет. Молодое поколение уже не смотрит новости по телевизору. Развитие новых технологий привело к огромному информационному взрыву. Взрослому человеку, а тем более ребенку, тяжело справиться с такими нагрузками, дети утомляются и теряют свою творческую активность. На чтение не хватает ни сил, ни времени, а подчас и желания. В свободное время им интереснее заниматься компьютерными играми, смотреть видеофильмы и находить для себя другие виды развлечений, не требующих таких больших усилий, как чтение. Но воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость.
По исследованиям психологов, постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…. Новейшее МРТ-исследование подтвердило, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. Можно смело утверждать, что чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать весь мозг «в форме». Кроме того, чтение помогает справиться со стрессом гораздо эффективнее, чем прослушивание любимой музыки и пешие прогулки.
Британские учёные из Университета Сассекса подвергали добровольцев упражнениям и тестам, вызывающим стресс, а затем предлагали различные методы релаксации. Оказалось, что прослушивание музыки снижает уровень стресса на 61%, чашка чая или кофе – на 54%, прогулка – на 42%, видеоигры – только на 21%. Но лучше всего снижает уровень стресса чтение – на 68%.
Автор исследования, Дэвид Льюис, считает, что даже неважно, какую книгу вы будете читать, главное полностью погрузиться в нее, «исследуя сферу авторского воображения», сопереживая чужим проблемам и, тем самым, отвлекаясь от своих.1 Чтение книг способствует лучшему пониманию других людей. Книги помогают развивать эмпатию не только детям, но и взрослым. Ещё одна важная причина полюбить чтение – расширение словарного запаса и повышение интеллекта.2
Любой опытный учитель подтвердит, что грамотность и красота устной и письменной речи учащихся напрямую зависит от того, сколько времени они проводят у открытой книги. А полёт творческих фантазий, развитие воображения! «Читай, и ты полетишь» – это выражение бразильского прозаика и поэта Пауло Коэльо справедливо на все времена. Значение чтения художественной литературы для духовного развития и удовольствия трудно переоценить. Но закрытые книги не принесут пользы.3
В связи с этим перед учителем словесности стоит одна из главнейших задач современности – возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению. Работу нужно проводить и на уроках, и на занятиях по внеурочной деятельности (конкурсы, викторины) и с родителями (семейное чтение). Подробнее хотелось бы остановиться на внедрении информационных компьютерных технологий в образовательный процесс.
Компьютерные технологии – то учебное средство, использование которого становится в настоящий момент залогом повышенного интереса со стороны учащихся к учебному материалу: наглядность, интерактивность, яркость. Вышеперечисленное активизирует познавательную деятельность школьников любого возраста и облегчает восприятие информации, позволяет развивать творческое мышление. Диапазон творческих заданий с опорой на современные информационные технологии на уроках литературы при изучении художественных произведений очень широк. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Это может быть самостоятельная поисковая работа учащихся, предполагающая использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, её конечным итогом может стать написание творческой работы, подготовка сообщения, презентации или фотогалереи. Учитель, разбив учащихся на группы, дает ориентировочные вопросы, направляющие и организующие информационный поиск школьников.
Другой разновидностью творческого задания, выполнение которого предполагает использование информационных компьютерных технологий, является создание рекламных проектов и презентаций по прочитанному произведению. Обучающиеся получают домашнее задание разбиться на микрогруппы и коллективно создать рекламный ролик или презентацию на произведение того или иного автора. Задача коллективов - продумать цель, вид ролика и кому он адресован. Это может быть: 1) инсценирование; 2) словесное описание рекламы произведения на телевидении; 3) реклама произведения, звучащая на радио; 4) реклама произведения в печатном издании; 5) телереклама; 6) комбинированный вид рекламного проекта произведения.
Среди других индивидуальных творческих заданий, контролирующих приобретенные знания, умения и навыки на основе применения компьютерных технологий, выделим: 1) составление кроссвордов, ребусов и головоломок по художественному произведению; 2) создание макета иллюстраций к тексту, обложки к книге; 3) создание фотогалереи.
Последняя разновидность творческого задания – фотогалерея, где каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя и его основные черты характера.
На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг – фотопортрет. Работа выполняется группами по 5-6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности, сопоставляя их с иллюстрациями известных художников к произведению, размещенных на Интернет-сайтах.
Заключительный урок – защита творческих работ, включающий элементы рефлексии: Что удалось? Над чем стоит ещё поработать? Что нового удалось увидеть в характере героев?
Как видим, активное использование компьютерных технологий на уроке литературы позволяет усиливать творческую и познавательную активность учащихся, это достигается системой разнообразных заданий продуктивного характера, нацеленных на обобщение и систематизацию изученного, развитие у них аналитического и критического мышления.
Выше мной перечислены методы работы, которые я рассматриваю для себя на перспективу. Опишу те методы, которые применяю в этом учебном году. Кто-то, возможно, посчитает, что все это давно известно и старо. Отвечу словами Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».
Первый метод – это презентация прочитанной книги. Учитель озвучивает тему для чтения на каникулы (осенние, зимние, весенние) и примерный список авторов. Учащиеся после каникул объединяются в группы (как правило, по авторам или книгам) и показывают презентацию. Безусловно, яркие рассказы учеников не смогли оставить равнодушными их товарищей. Многие ребята прочитали ещё и книги, о которых рассказали одноклассники.
Второй моей наработкой является посещение спектаклей по изучаемым произведениям с дальнейшим обсуждением впечатлений на классном часе. Так, в этом учебном году, мы посмотрели и обсудили спектакли «Денискины рассказы» (ТЮЗ), «Золушка» (Мюзик-Холл).
В моем классе очень инициативные ребята. Они самостоятельно подготовили конкурсы к осеннему празднику, скоро начнём готовиться к Масленнице.
Связь литературы с другими видами искусства (с музыкой, живописью) также повышает интерес к предмету. Так, на уроках при изучении поэзии уместно познакомиться с романсами на стихи поэтов, рассмотреть иллюстрации художников, где ребята смогут описать свои впечатления.
В заключение хочется процитировать слова Альберта Лиханова: "Чтение – это дыхание ума и пища для сердца". Без дыхания и жизнь невозможна….. В особенности учительская…
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Список использованных источников
1. Исаева, Е. А. Инновационные подходы изучения и преподавания русской литературы в школах Украины / Е. А. Исаева // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы : сб. ст. – М. : Изд-во МГУ, 2010. – С. 153-155.
2. Исляева, М. Р. Инновационные образовательные технологии процессе обучения литературе в школе / М. Р. Исляева // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы: сб. ст. – М. : Изд-во МГУ, 2010. – С. 114-117.
3. Матюха, Л. В. Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках языка и литературы: [электр. Док.] / Л. В. Матюха // http://festival.1september.ru/articles/520619/
4. http://www.the-ebook.org/forum/viewtopic.php?t=28780
1 Приложение №1 «Снижение стресса»
2 Приложение №2 «Словарный запас»
3 Приложение №3 Обложка книги Айшат Мальсаговой
4