12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воробьева Валерия Викторовна968
В 2016 г. получила диплом с отличием по специальности: Профессиональное обучение. Компьютерные системы и комплексы. Квалификация: мастер производственного обучения, техник по компьютерным системам.
Украина, Донецкая Народная Республика, город Донецк
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

 класс

Урок № ____. Тема: «Что изучает физика. Физические явления.»

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _____________

Цель урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: тело, вещество, материя, явление, выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой, ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений, пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.

Задачи:

Образовательные:

    сформировать у учащихся представления о физике как науке;

    ознакомить учащихся с понятиями физическое тело, вещество, материя, явление;

    научить различать физические явления;

    пояснить связь физики с другими науками и техникой;

    ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений

Развивающие:

    способствовать развитию логического мышления через формирование понятий: физическое тело, вещество, явление;

    развивать зрительные восприятия через просмотр видеофрагментов;

    развивать внимание путем выполнения разного рода заданий.

Воспитательные:

    воспитывать коммуникативные качества, умение слушать, слышать, делать выводы;

    воспитывать интерес к предмету физика.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные: научиться понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, овладеть регулятивными универсальными учебными действиями для объяснения явлений природы (радуга, затмение, расширение тел при нагревании); овладеть эвристическими методами при решении проблем (переход жидкости в пар или в твердое состояние и переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое); уметь отстаивать свои убеждения.

Личностные: сформировать познавательный интерес к предмету, уверенность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении знаний о физических явлениях: механических, электрических, магнитных, тепловых, звуковых, световых.

Общие предметные: называть важнейшие физические явления окружающего мира (механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые); пользоваться методами исследования явлений природы (наблюдения, опыты); проводить наблюдения и опыты; обобщать и делать выводы; соблюдать правила техники безопасности при работе в физическом кабинете.

Частные предметные: объяснять физические явления, различать способы изучения физических явлений; приводить примеры различных видов физических явлений.

Учебник: Белага В.В. Физика. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Сферы) / Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.– М.: Просвещение, 2016. – 143 с.


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока. Проверка готовности к уроку (наличие: тетрадей, ручек, дневников и т.д.). Выяснение отсутствующих на уроке по журналу.

Учитель: Здравствуйте, дети! Я преподаю очень интересный предмет. Как он называется, вы сможете узнать, отгадав мои загадки (из первых букв отгадок складывается слово «физика»).

Ученикам предлагается восстановить пропущенное слово и узнать его правильное написание, отгадав следующие загадки (ответы учитель заносит в кроссворд на доске):


1. Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

2. Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

3. Свернешь - клин,

Развернешь - блин.

4. Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

6. День и ночь стою на крыше,

Нет ушей, но все я слышу,

Вдаль гляжу, хотя без глаз,

На экране мой рассказ.


1

Ф

о

т

о

а

п

п

а

р

а

т

2

И

в

а









3

З

о

н

т








4

И

г

л

а








5

К

н

и

г

а







6

А

н

т

е

н

н

а





Таким образом формулируется тема урока и затем сообщаются его цели.

Молодцы! Но для изучения и понимания этого предмета мы должны для начала познакомиться с учебником, выяснить какие концелярские принадлежности нам понадобятся.

    Знакомство с учениками, с классом.

    Знакомство с учебником, правилами и требованиями учителя.

    Запись учениками школьных принадлежностей для урока физики.

а) учебник;

б) тетрадь 48 л.;

в) тетрадь для лабораторных и практических работ – 12 - 18 л.;

г) тетрадь для контрольных работ – 12 - 18 л.;

д) микрокалькулятор

е) линейка, карандаш, ластик, треугольник, транспортир, ручка (синяя и чёрная).

Правила техники безопасности в кабинете физики и на уроках физики, при выполнении демонстраций, практических и лабораторных работ.

а) ИОТ – 6;

б) ИОТ – 7;

в) ИОТ – 8;

г) журнал по технике безопасности на уроках физики (роспись учащихся об ознакомлении с правилами по ТБ).

2. Изучение нового материала

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

"Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа". Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры.

Предметом этой науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений

В русском языке слово "физика" появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. Михаил Васильевич Ломоносов - основоположник российской науки.

    Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.

Учитель. Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.

Изменения происходящие в природе называются явлениями (если взять в руки лёд он начнёт таять, камень упадёт на землю, если его выпустить из рук, вода в чайнике закипит, если его поставить на огонь)

Физика изучает различные явления, такие как: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.

В природе происходят различные изменения (гром, молния, извержение вулканов, смена дня и ночи, пожелтение листьев осенью и т.п.), которые называются явлениями.

Явления природы бывают различные: химические (например, горение; такие явления изучает наука химия), биологические (например, рост растений; такие явления изучает наука биология), геологические (например, землетрясения, такие явления изучает геология) и т.п.

А, как вы думаете, какие природные явления изучает физика?

Совершенно верно, физика изучает, так называемые, физические явления природы.

– Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления, и как они взаимосвязаны. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся:

В тетрадях записывают виды физических явлений и их особенности.

1. Механические явления (например, движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости).

2. Электрические явления (например, электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел).

3. Магнитные явления (например, действие магнитов на железо, влияние магнитного поля Земли на стрелку компаса).

4. Оптические явления (например, отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников света).

5. Тепловые явления (таяние льда, кипение воды, тепловое расширение тел).

6. Атомные явления (например, работа атомных реакторов, распад ядер, процессы, происходящие внутри звезд).

7. Акустические явления.

Физика — наука, которая изучает все эти явления.

Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.

Задача физики состоит в том, чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

Задачи физики: открыть – изучить – использовать (сообщающиеся сосуды - шлюзы)

Изучением природы занимаются и другие науки: биология - наука о живых организмах, химия – наука о превращениях веществ, метеорология – наука о земной атмосфере, астрономия – наука о космосе, археология – наука изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества, геология – наука о недрах Земли, география - наука о природе земной поверхности.

Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел (стол, ложка, мяч)

Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)

Какой можно сделать вывод? (Тела могут различаться веществом.)

Что такое вещество? (Это то, из чего состоит физическое тело.)

Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)

Вещество – это один из видов материи (вода, алюминий).

Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные).

3. Физкультминутка.

4. Закрепление материала.

А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов учителя составляют схему и зарисовывают её в тетради)


Выполнение разноуровневых заданий

Уровень А (1 - 8 вопросы по 0,5 балла)

1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.

2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.

3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.

4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.

5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.

6. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.

7. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.

8. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?

9. В предлагаемые таблицы напишите по три примера.

Уровень В

    Молоко продают в различной упаковке: бутылках, полиэтиленовых пакетах и бумажных коробках. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов упаковки.

2. Влияет ли, по-вашему, функциональное назначение предмета (тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен?

3. Обувь изготавливают из кожи, кожезаменителя, резины и специальных пластиков. Какие достоинства и недостатки имеет обувь каждого вида?


5.Домашнее задание: читать §1, §2 и §3 учебника, ответьте на вопросы в конце параграфа устно. Доделать разноуровневые задания.


6. Итоги урока, рефлексия «СМАЙЛИКИ».




Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (2)

Рагулина Любовь Давыдовна, 14.08.19 в 05:19 2Ответить Пожаловаться
Полезный материал, спасибо!!!
Князева Наталья Борисовна, 14.08.19 в 19:17 1Ответить Пожаловаться
Хорошая работа! Спасибо, Валерия Викторовна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.