Конспект занятия на тему «Что мы Родиной зовём?»
Тема занятия: « Что мы Родиной зовём?»
Цель: создать условия для формирования нравственно – патриотических чувств дошкольников посредством осознанного чтения произведений устного народного творчества; художественных произведений русских поэтов.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с художественными произведениями русских поэтов;
- знакомить с произведениями устного народного творчества посредством ознакомления с пословицами;
- знакомить с патриотическими понятиями – Родина, патриот, защитники, герой.
Развивающие:
- развивать и активизировать словарный запас;
- развивать умения правильного осознанного чтения при знакомстве с русской народной сказкой «Заяц – хваста»;
- способствовать развитию диалогической и монологической речи, вовлекая детей в речевой диалог;
- способствовать развитию эмоциональной и интонационной выразительности речи;
Воспитательные:
- прививать любовь к Родине, бережного отношения к ней
- прививать патриотические качества - смелость, отвагу, храбрость, умение
прийти на выручку в трудную минуту.
Материалы и оборудование: выставка книг с природным миром Мордовии, иллюстрации к русской народной сказке «Заяц – хваста»; разрезные пословицы; символ России – берёза, вырезанная из бумаги; листья берёзы ; букварь Жуковой Н.С., индивидуальные карточки с текстами разного уровня сложности; индивидуальные «литературные странички» со стихотворением В. Степанова.
План занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Знакомство с новым материалом.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление материала.
6. Подведение итогов.
Методы и приёмы: создание игровой ситуации творческого характера; чтение художественно – поэтических произведений, анализ, и эмоциональная оценка личностных качеств героев: применение физкультминутки и наглядно-дидактического материала.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
–Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. Какое у вас настроение?
Предлагаю улыбнуться друг другу и пронести хорошее настроение в течении всего занятия. (Здороваемся ладошками)
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, мы с вами живём в удивительной и красивой стране. Как она называется? (Россия)
Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко.
- Как мы называем место, в котором родились и выросли?
Давайте прочитаем на доске. (Родина)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
3. Знакомство с новым материалом.
- Наша с вами Родина необычная. В России очень много рек, гор, лесов, городов.
Какими словами можно рассказать о нашем родном уголке, нам с вами подскажут листочки берёзы, случайно заалевшие сегодня в наш класс.
- Ребята, какое слово написано на первом листочке, который мы прикрепили к берёзке. (Родная)
- Кто нам ещё может быть родным?
- Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители)
- А каким словом вы назовете своих дядю и тетю? (Родственники)
- Какой брат у тебя, Арина? (Родной)
- Ребята, о нашем родном крае русский народ и русские поэты сложили немало пословиц, стихов, поговорок и загадок. Сегодня мы попробуем собрать их воедино и прочитать .
Жить – Родине служить.
- Что значит служить? (Помогать)
- Как мы можем помогать нашему родному краю?
- Герой – за Родину горой.
- Кто такой герой? (Человек, который охраняет и защищает свою Родину свою страну).
- Замечательные поэты и писатели восхваляли наш родной уголок в стихах. Сегодня мы с вами попробуем прочитать одно из них..
Но, прежде чем мы начнём читать, давайте вспомним, как правильно нужно сидеть.
Правила посадки при чтении.
1. Спина прямо, поясница касается спинки стула.
2. Плечи располагаются на одном уровне и параллельно поверхности парты.
3. Локти и предплечья равномерно положены на парту, кисти поддерживают книгу в наклонном положении.
4. Корпус держим ровно, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд.
5. Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30 см - равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами.
6. Между туловищем и краем парты должно оставаться свободное пространство – 4-5 см - это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка.
7. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90%.
- Ребята, давайте вспомним, где при чтении находится указательный палец, и в каком направлении он движется.
Правила расположения кисти руки при чтении.
Указательный палец правой руки расположен под первой буквой начального слова и постепенно смещается вправо по горизонтали по мере прочтения слов.
Чтение стихотворение детьми (в случае затруднения совместно с педагогом).
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках),
Зайке хочется скакать (прыгают на носочках, показывают руками сначала заячьи ушки, затем – заячьи лапки),
Пробежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая),
Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой).
5. Закрепление нового материала.
- Каким надо быть, чтобы не испугаться и защитить свой родной край? (Сильным, смелым, храбрым, мужественным, добрым).
- Сегодня мы познакомимся с хвастливым зайцем. А вот исправился ли он или нет, мы узнаем прочитав русскую народную сказку.
- Какую? (Читают дети: «Заяц – хваста»).
Словарная работа.
«Крестьяне» - это жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством.
«Гумно»- огороженные участок земли для хранения зерна.
«Кокорина» - коряга, дерево, вывороченное с корнем.
«Заяц-хваста»
Русская народная сказка
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
— Как бы вороне помочь?
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!
Беседа по сказке.
- Кто был хвастуном в этой сказке?
- Где жил заяц?
- Когда ему жилось хорошо и когда плохо?
- Куда он ходил и зачем?
- Перед кем он хвастался?
- Кому рассказали зайцы про хвастунишку?
- Как ворона пристыдила зайца?
- Что случилось с вороной?
- Как заяц ей помог?
- Что сказала ворона зайцу?
- Каким был заяц?
6.Подведение итогов.
- Вот и заканчивается наш с вами разговор о родном уголке земли, о котором сложено и написано немало пословиц, сказок, стихов и песен. Я думаю, что каждый из вас постарается заботиться о своей Родине, совершая добрые поступки. И ,может быть, в будущем кто-то из вас прославит свою страну, став выдающимся учёным, художником, писателем или музыкантом.