Урок-игра по обществознанию на тему «Что мы знаем о правах» (5–6 классы)
Урок - игра «Что мы знаем о правах?»
Цели:
Расширение и углубление знаний о правах человека, о необходимости соблюдения прав, об ответственности несовершеннолетних.
Развитие внимания, мышления, творческой активности, формирование правового сознания.
Воспитание законопослушных граждан, формирование гражданской позиции.
Задачи:
Воспитательные
• воспитать чувство ответственности за свое поведение, личную безопасность
• уметь принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях
Образовательные
• помочь учащимся разобраться во всем многообразии социальных отношений, которые регулируются правовыми нормами
• привить учащимся начальные знания прав и обязанностей в конкретных ситуациях сформировать навыки самозащиты в рамках закона.
Развивающие
• расширить кругозор в области права
• стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей.
УУД
Коммуникативные:
• Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• Участие в коллективном обсуждении проблемы;
• Интегрирование в группу сверстников, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Личностные:
• Обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся ( соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)
Познавательные
• Подведения под понятия, выведение следствий;
• Установление причинно-следственных связей;
• Построение логической цепи рассуждений;
• Доказательство
Я предлагаю вам разделиться на 3 команды, выбрать капитана и название. Выбрать жюри.
Вступительное слово: Ребята, 10 декабря – Международный день прав человека. По всей России проходит Единый урок, посвященной этой теме, мы не должны оставаться в стороне, ведь мы являемся полноправными гражданами РФ, я предлагаю посмотреть видеообращение Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмилы Николаевны Боковой, которое адресовано всем участникам Единого урока прав человека.
Видеообращение 5 мин
В чем актуальность этой темы вы поймете после игры «Зачем нужны правила?»
Игра “Зачем нужны правила?”
Ведущий раздает воспитанникам различные мелкие предметы: карандаши, ручки, резинки и т.д. Часть предметов оставляет у себя. Капитаны получают разное количество предметов.
Ведущий: “Игра началась!” (дети выражают удивление: “Как играть?”). Ведущий делает вид, что удивляется тому, что ребята не знают, как играть, и объясняет, что они должны передавать предметы от капитана к последнему игроку. Далее объявляет: “Игра началась!”
Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Ведущий говорит, что они забыли: передавать предметы нужно только левой рукой. Далее объявляет: “Игра началась!”
Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Ведущий говорит, что они перепутали, предметы нужно передавать только правой рукой. Далее объявляет: “Игра началась!”
Теперь ведущий дает возможность доиграть до конца, но победителя определяет по своему усмотрению. Это вызывает возмущение.
Обсуждение.
- Чем вы недовольны?
- Что вам не понравилось?
- Что нужно изменить, чтобы игра была честной, справедливой?
Вывод. Должны быть правила. Эти правила должны быть известны. Они должны быть ясными, четкими, понятными. Правила не должны меняться по ходу игры. Все участники игры должны быть равны.
Таким образом, в любом деле, а тем более в жизни людей должны быть определенные правила или права.
Наше государство является правовым. Все права человека охраняются и защищаются законом. Права и обязанности граждан России записаны в основном законе.
- Как он называется? (Конституция)
- Когда была принята Конституция нашей страны? (12 декабря 1993 г.)
Кроме Конституции есть еще один важный документ, который определяет и защищает ваши права.
Слайд 1.Но давайте обратимся немного к истории. Еще в древней Спарте ребенок, рожденный калекой, слабым, хилым был приговорен к смерти, его сбрасывали с высокой скалы. В других государствах детей считали маленькими взрослыми, которые ничего не умели и ничего не могли. Детей при переписи населения даже не учитывали, так как у них было мало шансов выжить. История свидетельствует, что до 4 века нашей эры новорожденных топили, выбрасывали в расщелины, приносили в жертву богам во время религиозных церемоний. Вплоть до 19 века жестокие методы выхаживания младенцев, болезни, антисанитария были причинами высокой смертности у детей.
Слайд 2. В 17-19 веках дети становятся объектом эксплуатации. Их заставляли трудиться на фабриках наравне со взрослыми. Дети выполняли работу по 10-14 часов в день, но оплачивался их труд в несколько раз ниже.
Слайд 4.Эпоха Просвещения изменила отношение не только к человеку, но и к ребенку. Именно тогда Ж. Ж. Руссо- знаменитый французский мыслитель, произнес «Ребенок должен быть ребенком», отстаивая право на детство, идею о том, что отношение к ребенку должно быть как к человеку, который только учится жить, думать, познавать мир. Но лишь в начале 20 века идея о правах ребенка нашла свое отражение в умах лучших людей планеты.
Слайд 5.20 ноября 1989 г.(почти 30 лет назад) ООН была принята Конвенция (международное соглашение) прав ребенка. Ежегодно эта дата отмечается как Всемирный день прав ребенка. В Конвенции говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции записаны ваши права.
Слайд 6. Конвенция.У вас на столах лежат карточки с правами. У вас 1 минута, чтобы выбрать 3 наиболее главных по вашему мнению. Прикрепите на доску с помощью магнита. Объясните, почему выбраны именно эти права?
Слайд 7. Пословицы. Теперь мы поиграем с вами в игру «Логическая цепочка». Перед вами лежат листы с пословицами, но они перепутались, вам нужно правильно подобрать вторую часть
1Грамоте учиться |
6А потехе час |
2Дело |
4Не сиди на печи |
3Жить |
5Суда боится |
4Хочешь есть калачи |
7Кто за Родину горой |
5Правда |
1Всегда пригодится |
6Делу время |
2Мастера боится |
7Тот герой |
3Родине служить |
Какие права отражены в пословицах, если называют право, то это дополнительный балл.
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
Слайд 8. Ребята, что же такое “право”? Составление синквейна.
Право
(назовите ассоциации в виде имен прилагательных, каким оно должно быть)
Общее, равное, справедливое
(назовите ассоциации в виде глаголов, что оно должно делать)
Защищает, охраняет, стабилизирует
(ассоциация в виде утверждения, законченной мысли)
Это общеобязательные нормы или правила поведения, установленные и охраняемые государством
(резюме, ключевое слово из утверждения в виде имени существительного)
Слайд 9. Обязанности. Мы с вами очень много говорим о правах на уроках и, нередко, на переменах можно услышать ваши возгласы в адрес учителей: «Не имеете права», но с возникновения прав у человека, возникают и обязанности. Какие обязанности граждан РФ вы знате?
Чтобы заработать дополнительные баллы, ответьте на вопросы, назвав известную сказку.
Слайд 10 • Этот герой русской народной сказки потерял жилище, из-за одной коварной особы, потерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома
(лиса и заяц)
Слайд 11 • В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?
(Лягушка-путешественница)
Слайд 12 • В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
(«Колобок»)
Слайд 13 • Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его?
(«Царевна-лягушка»)
Слайд 14 • Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
(Баба-Яга)
Слайд 15 • Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано
(«Волк и семеро козлят»)
Слайд 16 • В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
(«Приключения Буратино», Карабас – Барабас)
Слайд 17 • В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
(«Сказка о попе и работнике Балде»).
Слайд 18. Давайте обратимся ко всем взрослым планеты (закончите фразу):
-уважайте… детей
-не допускайте…насилия
-не забывайте…об обязанностях
-не нарушайте…прав
-от вас зависит…наше будущее