Интегрированное внеурочное мероприятие в 5 классе «Былинные герои Древней Руси»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка
интегрированного внеурочного мероприятия в 5 классе
«Былинные герои Древней Руси»
Разработала: Мячкова Елена Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 72,
г. Екатеринбург
Дидактическая направленность: материал подготовлен для интегрированному внеурочного занятия по литературе и изобразительному искусству
Может использоваться при закреплении былинного эпоса на уроке литературы и на уроке изобразительного искусства при создании образа былинного героя.
Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса.
Время реализации: 45 минут.
Тема: Былинные герои Древней Руси.
Тип мероприятия: занятие общеметодической направленности.
Межпредметные связи: музыка, литература, история, изобразительное искусство.
Цель литературного направления: продолжение знакомства с героями былинного эпоса, закрепление навыков определения жанровых особенностей былин; воспитание интереса и любви к истории Отечества, Родине, формирование умения выделять своеобразие художественных образов.
Цель изобразительного искусства: совершенствование графических навыков; совершенствование приемов построения композиции, определение средств художественной выразительности.
Требования к уровню подготовки обучащихся:
Личностные: положительное отношение к обучению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: обучающиеся должны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: обучающийся должен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Материалы к уроку:
Зрительный ряд: (оформление доски) репродукции картин: В.Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», мультимедийная презентация в Power Point.
Литературный ряд: выставка книг с былинами о богатырях, О. Тихомиров «На поле Куликовом». 1980. Л.Обухов «Званко – сын Добрилы». Москва, 1998., Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005., Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
Музыкальный ряд: славянская этно музыка – гусли.
Используемое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методическая литература:
Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова «Как научить детей любить Родину». – М.: АРКТИ, 2003
Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. Веселовский А.Н. Южно-русские былины.Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. –
М.: Просвещение, 1995.
Формат документа и технологии: технологии Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Объем работы:10 html-страниц, 16 слайдов.
ХОД УРОКА
Эпиграфы: Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.
А. С. Пушкин
I. Организационный момент.
Учитель литературы:
- В этот хмурый осенний день мы хотим пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда мы начнем наш необычный урок. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, о которых пойдет сегодня речь, будут сопровождать вас всю жизнь. Итак, начнем наш урок.
II. Введение в тему занятия.
1. Создание проблемной ситуации.
Учитель литературы:
- Герои нашего урока очень необычные персонажи. И в старину, и сегодня их вспоминают довольно часто. А кто они, попробуйте догадаться сами…
Силён, как вольный ветер.
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой, удалью богат.
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
- Кто это? (Богатырь)
III. Тема и цель занятия.
- Попробуйте сформулировать тему и цель нашего занятия. (дети самостоятельно формулируют тему и цель урока) (слайд 1)
Сегодня нам предстоит выяснить, кто же такой русский богатырь? Вспомнить образы русских богатырей в былинном эпосе, попытаться создать образ богатыря.
IV. Реализация домашнего группового задания.
Учитель литературы:
- А кто такой богатырь? (Ответы учащихся.)
- Есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»?
Давайте послушаем наших «исследователей слова», которым было дано задание поработать с толковым и этимологическим словарями, выяснить значения этих слов и попытаться выделить стороны, отличающие богатыря.
1). Выступление группы «исследователей слова».
(В толковом словаре В.И. Даля дается определение: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайной силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь»
В толковом словаре С.И. Ожегова «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги».
«Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности».
В этимологическом словаре: «Богатыри (от др.-тюркского багатур – храбрый воин) – герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову богатырь соответствовали «храбр», «храбор», «удалец». Слово богатырь встречается в летописи, начиная с 12 в.. (слайд 2)
IV. Работа над темой занятия.
1. Выразительное чтение отрывка из былины.
Учитель литературы:
– Давайте послушаем фрагмент былины. (Ученик рассказывает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» под музыку (звучит славянская музыка - гусли).
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так нехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую,
Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски.
И отворяли-то ворота во Чернигов-град.
Ай зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
- Ай же мужички да вы черниговски!
Я не иду к вам во Чернигов воеводою.
– Я не сомневаюсь, что сейчас каждый из вас может сказать, как называется это произведение? (Это произведение называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
- Обратимся к картине художника Ивана Билибина. Вспомните, какие еще знаете былины про Илью Муромца (слайд 3).
2. Работа над понятием былина.
Учитель литературы:
- А что означает слово «былина»? (ответы учащихся)
(Былина – (от слова «быль») – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.) (слайд 4)
- Как исполнялись былины? У былины плавный напевный ритм.
Историческая справка: Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым. Изучение былинного эпоса занимается отрасль фольклористики – былиноведение.
3. Демонстрация картин художников
Учитель изобразительного искусства:
- С образами каких богатырей еще знакомы? (ответы детей).
- А теперь я вас приглашаю в художественную галерею на экскурсию. Для нас ее подготовили ребята из группы «искусствоведов».
4. Выступление группы «искусствоведов».
Сообщения учащихся, на экране демонстрируются репродукции картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н. Рериха (слайды 5, 6,7)
5. Работа над картиной В.М. Васнецова «Три богатыря».
Учитель изобразительного искусства:
- Былины вдохновляли многих мастеров искусства. Литература – язык слова, а живопись – язык цвета и линий. На примере картины известного русского художника 19 века Виктора Васнецова (слайд 8) мы сегодня попытаемся определить особенности в изображении образа русских богатырей. Для этого обратимся к картине В.М. Васнецова «Три богатыря» (слайд 9)
Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, художник говорил, что ему хотелось написать картину так, чтобы картина “звучала” как музыка.
– Рассмотрите картину. Кто изображен на картине?
– Опишите героев картины: как они одеты? Что держат в руках? Какова их поза? Выражение лица?
– Какой фон картины, какие цвета преобладают?
– А вспомните, ребята, к какому жанру изобразительного искусства мы отнесем картины, где есть изображение героев былин, сказок?
Вывод: картины с изображением, героев сказок, былин относят к мифическому жанру, так как в некоторых случаях художник может преувеличить визуально рост, мощь и т.д.
Учитель изобразительного искусства:
- Ребята, все художники жили в разное время, но все картины объединяет уважение и почитание к образу русского богатыря. Обратите внимание, насколько отличается техника передачи сюжета. Васнецов передает точный детальный портрет, соблюдают пропорциональные соотношение в передачи фигур. Рерих гиперболизирует Святогора.
– Какой из представленных образов богатырей вам больше нравится? Почему? (ответ учеников).
6. Создание кластера.
Учитель литературы:
– В рассказе наших экскурсоводов встретились слова: колчан, щит, меч…. Это богатырские доспехи. Давайте объясним эти слова, восстановив богатырский словарь.
Богатырские доспехи и оружие
Колчан Шлем
( футляр для стрел) (воинский доспех, защищающий голову)
Кольчуга
( старинный воинский доспех Палица
в виде рубашки из стальных колец) (старинное оружие,
тяжёлая дубинка с утолщённым концом)
Ножны Щит
(футляр для меча или кинжал) (округлая металлическая доска,
защищающая в бою от стрел)
Учитель изобразительного искусства:
– Образы русских богатырей воспевались не только живописи, но и еще в одном виде изобразительного искусства – скульптуре. Обратимся к презентации.
- Памятник Добрыне Никитичу в Коростене, Житомирская обл., Украина
(слайд 10)
- Памятник Святогору в Ялте, Крым (слайд 11)
- Памятник Алёше Поповичу в Ижевске, Удмуртия, Россия (слайд 12)
- Памятник Илье Муромцу в Ижевске, Удмуртия, Россия (слайд 13)
- Памятник Илье Муромцу в Муроме, Владимирская обл., Россия (слайд 13)
- Камень Илье Муромцу на въезде в Муром со стороны Владимира, Россия
(слайд 14)
- Памятник Илье Муромцу в Екатеринбурге, Россия (слайд 15)
4. Практическая работа учащихся.
Учитель изобразительного искусства:
– Сейчас мы с вами создадим образ богатыря. Лист лежит произвольно, рисунок размещается легкими карандашными линиями.
Повторение основных этапов построения фигуры человека.
Уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете.
Требование к работе:
- аккуратное выполнение работы;
-удачное цветовое сочетания, техника владения красками.
V. Итог занятия.
1. Анализ рисунков (проработанность, завершенность)
2. Выставка работ.
– Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество.
– Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?
– Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны?
3. Вручение листовок, рефлексия урока (слайд16)
- На память об уроке хотелось бы подарить лист, где вы заполните 3М: 3 момента, которые у вас получись сегодня на уроке (учителями вручается раздаточный материал в форме листовок)
Былинные герои Древней Руси
PPT / 7.13 Мб
раздаточный материал к уроку
DOCX / 177.08 Кб
Сафонова Елена Валерьевна